Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 02:02, доклад
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт – полное имя французского философа. Родился он в Монпелье (один из крупнейших городов на юге Франции) 19 января 1798г в семье мелкого налогового чиновника (сборщик податей), отличавшейся приверженностью католицизму и королевской власти. Сам же Конт придерживался идеалов Великой Французской революции.
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт – полное имя французского философа. Родился он в Монпелье (один из крупнейших городов на юге Франции) 19 января 1798г в семье мелкого налогового чиновника (сборщик податей), отличавшейся приверженностью католицизму и королевской власти. Сам же Конт придерживался идеалов Великой Французской революции.
После окончания лицея в 1814 году Огюст Конт поступает в Политехническую школу в Париже, где он усердно изучает математику и другие точные науки, читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. Но закончить данную школу ему так и не удалось. Вернувшись в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике. В 1817 – 1824 годах Конт занимает должность секретаря знаменитого французского мыслителя Анри Сен-Симона (современные ученые полагают, что многие из важнейших контовских идей на самом деле принадлежали Сен-Симону). Хотя в ранние годы Конт читал очень много, впоследствии, разрабатывая свою философскую систему, он подчинил себя режиму так называемой «мозговой гигиены» с целью не заражаться чужими воззрениями. Согласно этому режиму он на протяжении многих лет не читал ничего, что имело бы хотя бы косвенное отношение к предметам его изысканий, а также поэтических сочинений. С 1826г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому (в это время пытается покончить жизнь самоубийством). Несмотря на многочисленные попытки стать академическим преподавателем Конту так и не удалось; самое большее, что было ему позволено – это скромная роль ассистента в Политехнической школе (1832–1844).
Личная жизнь Конта во время его молодости была беспорядочна; в 1818г. он сошёлся с женщиной значительно старше его, от которой имел дочь; в 1821г. он познакомился с молодой особой лёгкого поведения, Каролиной Массен, с которой потом вступил в гражданский брак (1825г).
Умер Конт 5 сентября 1857 года в окружении своих учеников.
Конт - один из основоположников позитивизма и буржуазной социологии.
В его деятельности выделяют три периода:
Первый период (1819—1828, почти полностью совпадает со временем его сотрудничества с Сен-Симоном), характеризующийся изданием шести небольших программных сочинений, в которых он намечает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается человечество.
Конт развивает последние
идеи Сен-Симона, обозначает наиболее
важные свои собственные идеи, которые
будет разрабатывать
Второй период (период зрелости; 1830—1842):
Издаётся 6-томный «Курс позитивной философии», разрабатываются философские и научные основы позитивного мировоззрения, обосновывается включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчинённость человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки.
Третий период (1845—1857):
Издаются «Система
позитивной политики, или Социологический
трактат, учреждающий Религию
Именно Конт ввел в употребление сам термин «социология», имея в виду научное изучение явлений обществ. Социология Конта разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития.
Вслед за Сен-Симоном Конт развил идею трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отдельного индивида), определяющих, в конечном счёте, всё развитие общества (этапы в социологии):
Теологическая стадия [с древности до 1300 года]. Все явления объясняются на основе религиозных представлений, а также действием сверхъестественных сил и духов.
Метафизическая стадия [1300—1800]. Является переходной, заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами; задача этой стадии — критическая, разрушительная.
Позитивная или научная стадия [XIX век]. Разум убеждается в тщетности всякого исследования причин и сущностей. Человек принимается за наблюдение феноменов, его интересует не то, почему случаются вещи, но только то, как они происходят. Отличительным признаком позитивного знания является его способность делать успешные предсказания и в определенных границах создавать возможность управления ходом событий.
Теологической стадии присуща вера в абсолютную власть и божественное право королей, она связана с общественным устройством милитаристского типа, в котором главенствует класс воинов. На метафизической стадии власть королей и священников заменяется правлением закона. Наконец, на позитивной стадии происходит развитие индустриального общества.
Основная задача позитивной философии
Конта — производство истинного и точного
знания, основанного на непосредственно
зафиксированных фактах, и четкая организация
этого знания в строгую иерархическую
систему. Позитивная философия
основывается на 5 науках — астрономии,
физике, химии, биологии, социологии, а
также математике, так как она занимается
самыми общими явлениями позитивной этики.
Исходное положение,
на котором основана позитивная философия,
Конт выражает следующим образом: "Все
наше знание происходит из опыта, им ограничивается,
и выйти за его рамки невозможно". Конт
считает, что рассудок, память и воображение
существуют одновременно и везде, а способность
к наблюдению становится доминирующей.
Базовая основа общества — семья. Именно в семье человек,
преодолевая свойственный его природе
эгоизм, учится жить для других.
По сути своей позитивная
философия — это философия науки, обобщающая
данные естествознания.
Большое место в многочисленных сочинениях Конта занимает классификация наук, иерархию которых Конт строил по убывающей общности и возрастающей сложности в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, физиология (или биология), социальная физика (или социология); позднее к этому списку была добавлена этика, под которой Конт имел в виду скорее социальную психологию в современном ее понимании.
Важной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия.
Четыре силы в социократии:
Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.
Основной закон социологии Конта — «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель».