Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 16:43, доклад
Начало современного этапа в социологии связано с Огюстом Контом.(1798 – 1857 г.) Францию, в которой он жил сотрясали экономические социальные и политические потрясения. Директория, Консульство, Империя, Реставрация, революция 1830г., Июльская монархия, революция 1848г., Вторая республика, Вторая империя – вот политические вехи творческого развития Конта, который волею судьбы был поставлен в необычные исторические условия. Сотрясаемое раздорами общество требовало не только бесстрастного диагноста, но и удачливого лекаря. Такую функцию была призвана выполнить социология.
«Огюст Конт – основоположник социологии».
Начало современного этапа в социологии связано с Огюстом Контом.(1798 – 1857 г.) Францию, в которой он жил сотрясали экономические социальные и политические потрясения. Директория, Консульство, Империя, Реставрация, революция 1830г., Июльская монархия, революция 1848г., Вторая республика, Вторая империя – вот политические вехи творческого развития Конта, который волею судьбы был поставлен в необычные исторические условия. Сотрясаемое раздорами общество требовало не только бесстрастного диагноста, но и удачливого лекаря. Такую функцию была призвана выполнить социология.
Французское общество в Контовские времена остро чувствовала потребность в ней. Уже в конце 18-го века в научный обиход входит понятие «класс», заменившее собой расплывчатое «сословие». Социалист утопист Сен-Симон, с которым в первом периоде своих исследований (до 1830г.)сотрудничал и Конт, а так же Шарль Фурье, первыми поставили проблему человеческого фактора в производстве. Не отрицая необходимости и пользы разделения труда в обществе, они, как и Руссо, предлагали задуматься о той гуманистической цене, которую приходится платить за технический прогресс.
Во второй период своего творчества (1830 – 1842 гг.) Огюст Конт пишет большой труд – шеститомник, который он назвал курс позитивной философии. В нем он вводит сам термин Социология и идею позитивного метода. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, собираемые в процессе наблюдения и эксперимента.
Им была создана классификация наук: Математика, Астрономия, Физика, Химия, Биология, и наконец Социология, которая считалась самым сложным, труднопостигаемым видом знания. Стоит отметить что из классификации Конта выпадала философия, так как позитивизм и социологию он считал за высшую философию. Такой сложной Конт считал свою науку потому, что она – фундаментальная наука о законах общества, которое есть высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам. Историю творят не великие личности, а объективные законы. Индивид – скорее абстракция. Общество – это все человечество или какая – то его часть, связанная консенсусом(всеобщим согласием). Историки находят у Конта зачатки того, что в последствии стали называть системным подходом. Учение Конта состояло из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.
Социальная статика изучает условия и законы функционирования и общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их основных общественных функций в роли установления согласия и солидарности.
В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.
Очень важным в учении Конта является общий закон интеллектуального развития человеческого общества, так называемый закон трех стадий: Теологической метафизической и позитивной.
На первой, теологической стадии, человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. Эта стадия в свою очередь подразделяется на три: фетешизм(поклонение предметам), политеизм(многобожие), монотеизм(Единобожие).
На второй, метафизической стадии, он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все обяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии – критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию.
На этой, последней, позитивной или научной стадии, человек перестает оперировать абстрактными сущностями, хочет раскрывать причины явлений, и отказывается ограничиваться наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей которые могт устанавливаться между ними.
Переход от одной стадий к другой в разных науках совершается последовательно но не одновременно. И здесь действует один принцип – от простого к чсложному. Чем проще обьект изучения тем быстрее там устанавливается позитивное знание.
Конт отвергает рыночную конкуренцию, полагая что она развивает в человеке самые худшие, эгоистические черты. Он считал разделение труда внутренней пружиной прогресса, но отрицательно относился к последствиям. Одно из них – специализация труда, превращающая человека в однобокого уродца.
Конт считал что разрушение общественного порядка может приостановить государство. Только оно может использоватьвсю мощь политической власти для того, чтобы восстановить социальную солидарность и политическое единство общества. Воистину, государство – блюститель социального порядка. Ему надо разрешить вмешиваться в экономическую и социальную сферы общества, но не в моральную. Конт исповедовал принцип разделения моральной(Церковь) и политической(Государство) власти.
Конт считал что индивид должен почитать общество как высшее существо, которому всем обязан. Подчинение ему – священный долг каждого гражданина. Это не подчинение Богу или государству, это подчинение одного всем. Основной этический принцип общественной жизни – «жизнь для других». Таков принцип единства альтруизма и консенсуса. На его основе Конт мыслил как и Платон в свое время, перестроить человеческое общество. Совокупность утопических рекомендаций он назвал программой создания позитивной религии.