Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:34, реферат
Цель исследования: выявить социологическим методом case-stady основные черты необходимости и потребности в оказании эффективной социально-психолого- педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Задачи:
1. Провести вторичный социально-психолого-педагогический анализ общественного отношения к проблемам семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
2. Определить сущность и обосновать содержание социально-педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов в условиях реабилитационного учреждения.
3. Провести социологическое исследование среди родителей, воспитывающих детей-инвалидов, методом case-stady с целью выявления уровня удовлетворенности оказываемыми им услугами и выявления потребности в дополнительных услугах.
4. Разработать критерии совершенствования эффективности социально-психолого- педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов в условиях реабилитационного учреждения и принципы, являющиеся ее основанием.
Российский государственный
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра социологии и социальной работы
Программа социологического исследования
«Определение уровня потребности в оказании психолого-педагогической помощи и сопровождения семей, воспитывающих ребенка инвалида»
по курсу: «Объектно и субъектно-ориентированных CASE-STADY социальной работе»
Москва
2012 г.
Актуальность.
Семья, имеющая ребенка-инвалида, на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Это чередование «взлетов» и еще более глубоких «падений». К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть семейных кризисов на разных возрастных этапах развития ребенка по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза, и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.
Воспитание ребенка-инвалида сильно затрудняет функционирование семьи и ставит ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям, как внешним , так и внутренним. Данная ситуация может характеризоваться как сверхсильный и хронический раздражитель. Родители такого ребенка испытывают множество трудностей общего характера, внутрисемейного характера, межличностного характера и т.д. Очень часто это приводит к распаду семей, и уходу отца (единственного кормильца), кроме того, родители боятся рожать второго ребенка, имея на руках ребенка –инвалида и т.д.
Анализ научной литературы показывает, что проблема оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам и их семьям является с одной стороны малоизученной и малосистематизированной, а с другой междисциплинарной и рассматривается в психологических, педагогических, медицинских, биологических, социальных исследованиях. Работы В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинского, М.М. Плоткина, М.П. Зайцева и др. освещают особенности и содержание системы социально-педагогической помощи детям, в.ч. и детям- инвалидам, на современном этапе, тенденции ее дальнейшего развития, проблемы моделирования и становления системы комплексной помощи детям. Особенностям становления и развития системы социально-педагогической помощи населению посвящены труды М.В. Фирсова, Л.В. Бадя, О.Н. Красновой, Ю.В. Васильковой и др. В них раскрывается генезис государственных и негосударственных форм помощи различным категориям нуждающихся, особенности социального воспитания подрастающего поколения, вклад государственных деятелей в систему помощи. Разработке принципов, содержания, форм и методов социально-педагогической реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии посвящены исследования Г.М. Иващенко, Е.Н. Ким, Моровой Н.С. и др. Социализация подростков раскрыта в работах Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика, Р. С. Немова, Н.И. Шевандрина и др.
Объект исследования: процесс оказания психолого-педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов в условиях реабилитационного учреждения социальной защиты и приемы его совершенствования. Теоретическую базу исследования составили публикации психологов, педагогов и дефектологов по изучаемой проблеме. Практической базой исследования и опытной работы явилось ГКУ СО МО «Ступинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». Исследование было проведено среди путем опроса 30 родителей из разных семей, воспитывающих в своих семьях детей инвалидов.. Из них семьи с детьми:
- с синдромом Дауна- 6;
- с хромосомной аномалией (синдром Нунан и др.) – 5;
- с ранним детским аутизмом- 8;
- с органическим поражением центральной нервной системы-7;
- с ДЦП- 4.
От общего числа, воспитывающие детей в возрасте:
- 3 - 5 лет – 14 родителей;
- 6- 7 лет- 9 родителей;
-8-10 лет- 7 родителей.
Предмет исследования: потребность и условия эффективности оказания психолого-педагогической помощи родителям и
семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Цель исследования: выявить социологическим методом case-stady основные черты необходимости и потребности в оказании эффективной социально-психолого- педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Задачи:
1. Провести вторичный социально-психолого-
2. Определить сущность и обосновать содержание
социально-педагогической помощи родителям
и семьям, воспитывающим детей-инвалидов
в условиях реабилитационного учреждения.
3. Провести социологическое исследование
среди родителей, воспитывающих детей-инвалидов,
методом case-stady с целью выявления уровня
удовлетворенности оказываемыми им услугами
и выявления потребности в дополнительных
услугах.
4. Разработать критерии совершенствования эффективности социально-психолого- педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов в условиях реабилитационного учреждения и принципы, являющиеся ее основанием.
Рабочие гипотезы:
1. Процесс оказания социально- психолого-педагогической
помощи родителям и семьям, воспитывающим
ребенка инвалида, в реабилитационном
учреждении будет наиболее эффективным
при следующих условиях:
- более раннем включении специалистов
реабилитационного центра не только в
проблемы воспитания ребенка-инвалида,
но и в межличностные проблемы супругов;
- ориентация в ходе реабилитации на субъектное включение
не только ребенка, но и его семьи в процессы
интеграции и социализации;
- создание специальной развивающей среды
как формы жизнедеятельности ребенка.
2.Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают кризисы внутрисемейных отношений
Рабочий план исследования:
|
|
|
|
1. |
Этап подготовки к исследованию | ||
1.1 |
Обсуждение и утверждение
программы и методического |
Планируемый (26 ноября) |
Консультации со специалистами по теме исследования |
1.2 |
Тиражирование методического инструментария для сбора информации |
Планируемый (26 ноября) |
30 анкет |
2. |
Этап исследования | ||
2.1 |
Согласование организационных вопросов исследования с руководителем социального учреждения где будет проводиться исследование |
Планируемый (27 ноября) |
|
2.2. |
Подготовка респондентов к исследованию |
Планируемый (27 ноября) |
Сообщение о исследовании на собрании |
2.3 |
Массовый сбор первичной информации |
Планируемый (28 ноября) |
|
3. |
Анализ результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций | ||
3.1. |
Анализ результатов исследования и подготовка предварительного отчета |
Планируемый (29 ноября) |
|
3.2. |
Научное обсуждение предварительного отчета, выводов и рекомендаций по итогам исследования |
Планируемый |
С руководителем дипломного проекта |
3.3. |
Доработка и утверждение окончательного отчета, выводов и рекомендаций по итогам исследования |
Планируемый ) |
С руководителем дипломного проекта |
2. Ваш ребенок ходит в центр
3. Устраивает ли Вас работа педагогов?
4. Как Вы считаете? Дети в центре
5. Информацию о центре Вы приобретаете
6. Хотели бы Вы, чтобы в центре:
7. Укажите,
пожалуйста, некоторые сведения
о себе.
-Ваш пол: Мужской; Женский.
8.-Ваш возраст:
*До 30 лет;
*(31-45 лет); *(46-55 лет);
*(55 и больше лет).
9.Образование:
*Неполное среднее;
*Среднее;
* Среднее профессиональное;
*Неполное высшее;
*Высшее.
10.Имеете ли работу и каковы
условия занятости:
*да, работаю полный рабочий день
* да, но с частичной занятостью (неполная рабочая неделя)
* нет, из-за инвалидности ребенка вынужден (а) сидеть дома
11.Откуда Вы берёте информацию
о воспитании ребёнка
- Своя интуиция;
- Косультации специалистов (психолога,
логопеда и т.д.)
-Советы других
родителей, друзей, соседей
- Другое________________________
12. Что бы Вы хотели получить от специалистов РЦ?
- Полную информацию
о ребёнке и его потенциальных
возможностях
- Педагогические советы по общению с ним
- Психологические консультации по решению внутрисемейных проблем
-Консультации других
специалистов (каких, тема)_________________
- Рекомендации, какую литературу о воспитании
ребёнка вашего возраста лучше прочитать
- Возможность большего общения с родителями
других детей
- Участвовать в совместных мероприятиях-
Другое________________________
13. Трудности, которые Вы испытываете при воспитании Вашего ребенка
-Внутрисемейные проблемы,
связанные с экономическим
- Внутрисемейные проблемы, связанные с психологическим климатом в семье
- Вы проявляете неуверенность в себе,
испытываете страхи в воспитании ребёнка
- Не знаете чем занять ребёнка дома
- Другое________________________
14. Обращались ли вы за помощью к педагогам и др. специалистам с этими трудностями? _________________
15. Если нет, то почему не обращались
- Не придаёте особого значения этим трудностям
- Считаете это неудобным, так как подобного
рода консультации не входят в обязанность
педагога
- Испытываете затруднения в общении со
специалистами
- Считаете, что справитесь сами
- Другое________________________
16. Ваши пожелания специалистам и администрации РЦ
______________________________
Спасибо!