Опрос как метод сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Социологу часто необходима информация о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят достаточно полного отражения в различных документах, используемых в социологическом анализе. Например, информация о мотивах, интересах, предпочтениях людей, лежащих в основе их поведения, жизненных планах, структуре отношений в трудовых коллективах, о семейной жизни и бытовой деятельности и т. д. и т. п. Источником такой информации, необходимой для научного изучения социальных процессов, являются непосредственные участники этих процессов — люди, их высказывания о своих собственных мнениях, настроениях, поступках и об окружающей их реальности. Получить такую информацию можно с помощью опроса.

Вложенные файлы: 1 файл

опрос как метод сбора социологической информации.docx

— 40.44 Кб (Скачать файл)

ОПРОС КАК МЕТОД СБОРА  СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ

  1. Виды, особенности интервью. Виды интервью: формализованное, полу форм., не форм. какие различия, какие изменения в бланке интервью.
  2. особенности телефонного интервью,
  3. как мотивировать (убедить) поучаствовать в опросе

Социологу часто необходима информация о таких явлениях и  процессах, которые недоступны прямому  наблюдению и не находят достаточно полного отражения в различных документах, используемых в социологическом анализе. Например, информация о мотивах, интересах, предпочтениях людей, лежащих в основе их поведения, жизненных планах, структуре отношений в трудовых коллективах, о семейной жизни и бытовой деятельности и т. д. и т. п. Источником такой информации, необходимой для научного изучения социальных процессов, являются непосредственные участники этих процессов — люди, их высказывания о своих собственных мнениях, настроениях, поступках и об окружающей их реальности. Получить такую информацию можно с помощью опроса.

Метод опроса основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма экономичным, поскольку позволяет по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов на изучаемом объекте в целом.

Интервью. При использовании метода интервью контакт между исследователем и респондентом опосредуется, кроме анкеты, еще одним звеном — интервьюером, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет всю ситуацию беседы с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. В частности, возникают дополнительные затраты времени и средств, связанные с подбором и обучением интервьюеров, а также с контролем качества их работы.

Однако эти дополнительные затраты компенсируются качеством  получаемой информации. Хорошо подготовленный интервьюер исключает возможные случаи неадекватной замены респондентов, а при некоторых формах анкетирования (почтовые и раздаточные анкеты) такие замены не всегда поддаются контролю.

Речь идет о том, что  респонденты, не располагающие временем для заполнения анкет, считающие себя некомпетентными в предмете опроса или просто не желающие отвечать на вопросы, передают анкету для заполнения другим людям, в результате чего происходит искажение выборочной совокупности и, следовательно, полученных данных.

В случае непонимания респондентами отдельных слов или смысла вопросов, техники заполнения анкеты, трудностей припоминания событий и т. д. интервьюер может тактично прийти на помощь, задать дополнительные вопросы, пояснить непонятные слова или формулировки, т. е. получить более точную и достоверную информацию.

По степени  формализации поведения интервьюера  и респондента различают несколько  видов интервью от формализованного до свободного, т. е. минимально стандартизированного интервью, которое сближается с анкетированием в присутствии анкетера.

 Свободное (или клиническое) интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки — все зависит от индивидуальных особенностей опрашиваемого и интервьюера, от конкретной ситуации интервью Этот вид интервью применяется в том случае, когда исследователю важно получить наиболее полную информацию от опрашиваемого по поводу его представлений о предмете опроса, когда влияние мнений и исходных представлений исследователя должно быть сведено к минимуму. Свободное интервью незаменимо на подготовительной стадий исследования, когда, исследователь уточняет содержание проблемы и предмета исследования, ее конкретные связи с изучаемой реальностью. На этом этапе исследовательская работа имеет поисковый характер,  социолог собирает информацию, которая станет основой его исследовательской программы. При этом он, как правило, прибегает к опросу экспертов, Свободное интервью является наиболее подходящим способом общения с этой группой респондентов для конкретизации и уточнения целей и задач будущего исследования.

В отличие от результатов  массовых опросов информация, получаемая в данном случае, не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна именно своей подробностью, уникальностью полученных ответов, широтой ассоциаций, полнотой описания взаимосвязей в структуре предмета исследования. Ответы респондентов, полученные в свободном интервью, записываются с максимальной подробностью и точностью. Статистические методы анализа малопригодны для обобщения полученных ответов, здесь больше подойдут традиционные методы содержательного анализа текстов или метода контент-анализа.

Такие опросы обычно проводятся среди небольшого числа респондентов и дают богатый материал социологу, составляющему анкету, о языке  опрашиваемых, об особенностях их отношения  к предмету опроса и т. п., об актуальности для них отдельных аспектов проблемы.

Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов, определяющих структуру содержание этой темы, в том виде, как она представляется исследователям на момент опроса. Последовательность вопросов и их формулировка не закрепляются в единообразной форме. С каждым новым респондентом эти характеристики могут меняться, включая и новые вопросы, аспекты проблемы, связанные с ходом рассуждений опрашиваемого. Глубинное интервью может быть проведено на поисковом, подготовительном этапе исследования.

При анализе результатов  опроса содержание ответов структурируется в первую очередь в связи с перечнем обсуждавшихся вопросов. Кроме того, выявляются дополнительные аспекты изучаемой проблемы.

Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респонденты  в этом виде интервью заранее знакомят¬ся  с предметом обсуждения: читают книгу  или статью, смотрят фильм, участвуют  в политзанятии по конкретной теме, которой по¬священо интервью, и т. д. Фокусированное интервью требует  от исследователя предварительной  подготовки. Он должен заранее спланировать ситуацию, в которой будут участвовать  респонденты и которой будет  посвящено интервью. Круг вопросов, включенных в план интервью, является обязательным для интервьюера. Он может менять их последовательность и формулировки, ни по каждому должен получить информацию. Таким образом, степень стандартизации здесь повышается по сравнению с двумя предшествующими формами интервью. Этот вид интервью дает возможность при обработке результатов использовать формы статистического анализа, поскольку ответы, сфокусированные вокруг одних и тех же вопросов, поддаются унификации и могут классифицироваться в связи с задачами исследователя (например, по характеру оценок, по содержанию высказанных суждений).

Фокусированное интервью можно применять при изучении мнений первичных коллективов, при опросе экспертов. Такое интервью может быть групповым, и тогда оно напоминает применяемую журналистами форму обсуждения проблем за круглым столом с тем отличием, что ведущий — интервьюер — должен целеустремленно обеспечить выступление всех участников по всем предусмотренным вопросам.

Исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки. Если в свободном, глубинном интервью интервьюер является своего рода доверенным лицом исследователя, т. е. может интерпретировать цель и задачи опроса в различных формулировках вопросов, варьируя их число и последовательность по собственному усмотрению с учетом ситуации беседы, то в данной форме опроса интервьюер является исполнителем детально разработанного замысла социолога. Интервьюер направляет ход и содержание беседы с респондентом, но при этом задачей является не формулирование вопросов, а только их воспроизведение без каких-либо отклонений. Респондент дает ответы в свободной форме, а задачей интервьюера является их четкая фиксация. Способ регистрации ответов также предусмотрен инструкцией. Обычно это дословная запись ответа. Иногда интервьюер кодирует полученные ответы непосредственно в ситуации опроса. В этом случае в плане интервью после каждого вопроса приводится схема классификации ответов, в которой интервьюер отмечает нужные позиции.

Интервью с открытыми  вопросами редко применяется для массовых опросов в связи со сложностью обработки получаемых данных.

Формализованное (стандартизированное) интервью — самая распространенная разновидность интервью, приближающаяся к анкетированию в присутствии анкетера. Поведение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией по его заполнению, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В плане стандартизированного интервью обычно преобладают закрытые вопросы, причем иногда число этих вариантов бывает довольно большим и на слух плохо воспринимается. В таких ситуациях варианты ответов печатаются на отдельных карточках с обозначением номера вопроса, к которому они относятся. Формулировка вопроса должна быть рассчитана не на чтение, а на ситуацию беседы, т. е. план интервью разрабатывается не в письменном, а в устном, разговорном стиле.

Вводная беседа с респондентом, переходы от одного вопроса (или блока  вопросов) к другому также разрабатываются  автором анкеты и точно воспроизводятся  интервьюером в ситуации опроса. Если в ходе беседы возникает необходимость  объяснить респонденту неясное  слово или смысл вопроса интервьюер должен сделать это, на допуская произвольного толкования, отклонения от смысла начальной формулировки.

Таким образом, в ситуации формализованного интервью интервьюеру отводится по преимуществу исполнительская роль, а респондент, внимательно выслушав вопрос интервьюера, обычно должен выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее предложенного набора.

 Опитування як метод  збору первинної соціологічної інформації

Серед методів збору первинної  соціальної інформації найпопулярнішим є метод опитування, який у багатьох людей асоціюється саме із соціологією.

Якість первинної соціологічної інформації значною мірою залежить від вимірювального інструменту — соціологічного питальника (бланк інтерв'ю, анкета). Критеріями їх оцінки є стійкість і обґрунтованість.

Стійкість інструменту вимірювання — ступінь відтворення результатів вимірювання за повторного використання цього інструменту на одній і тій самій групі і за тих самих умов.

Обгрунтованість інструменту  вимірювання — ступінь відповідності  зареєстрованих у процесі вимірювання  характеристик і характеристик, які планувалося виміряти.

Обґрунтований інструмент вимірювання  повинен бути стабільним.

Перевірка якості вимірювального інструменту є складною, трудомісткою, але необхідною процедурою. Без неї не можливо визначити наукову значущість одержаних результатів.

Щодо достовірності зібраної інформації опитування передбачає такі основні фази:

а) адаптацію;

б) досягнення поставленої  мети;

в) завершення опитування.

Кожне опитування починається  з фази адаптації, під час якої у респондента створюють мотивацію до відповіді на запитання і готують його до дослідження. Фаза адаптації складається із звернення і декількох перших запитань. Звернення є зав'язкою, початком опитування. Щоб респондент зміг надати потрібну інформацію, необхідно підготувати його до цього: пояснити зміст питальника, мету опитування, при роботі з анкетою — правила її заповнення, і, поступово ставлячи запитання, підвести його до теми дослідження. Основне завдання — встановити контакт з респондентом, «зав'язати розмову». Тому нерідко соціолог формулює спершу запитання, відповіді на які не дають пов'язаної з темою дослідження інформації, але залучають опитуваного до розмови.

Складніше сформувати в опитуваних мотивацію до участі у дослідженні. Для цього необхідно їх зацікавити, зачепивши актуальні життєві проблеми. Формулювання мети дослідження, пояснення можливості використання його результатів для задоволення потреб респондентів — все це актуалізує участь в опитуванні, стимулює прагнення респондента надати достовірну інформацію.

Однак дослідження не завжди пов'язані з потребами опитуваних. Так, при опитуванні експертів звернення повинно відповідати таким мотивам, як престижні міркування, прагнення принести користь іншим. До опитуваного звертаються як до компетентного спеціаліста, експерта з досліджуваної проблеми.

На вірогідність одержаної  в процесі опитування інформації впливає побоювання респондента, що його відверті відповіді стануть відомими іншим людям, керівництву і будуть використані йому на шкоду. Анонімне опитування зменшує вплив цього чинника і підвищує достовірність соціологічних даних.

Основний зміст другої фази опитування — досягнення поставленої мети — полягає у зборі основної інформації, необхідної для вирішення сформульованих завдань. У процесі відповіді на основну, а відповідно і найбільшу за обсягом? частину питальника зацікавленість респондента може поступово згасати. Для стимулювання її використовують функціонально-психологічні питання, які несуть смислові навантаження, становлять певний інтерес, знімають втому і підвищують мотивацію опитуваних.

Информация о работе Опрос как метод сбора социологической информации