Опыт социальной работы с молодежью. Краткий обзор стран Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:35, доклад

Краткое описание

В Европейском Союзе возраст «молодого фермера» (young farmer) - от 18 до 40 лет. В отечественной социологии нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-20, а верхняя - между 25-29 годами.
Молодежь как социально-демографическая группа разнонаправленна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.[1]

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Молодёжь в странах Европейского союза…………………………..4
2. Молодёжь в США……………………………………………………..6
3. Международный опыт в сфере государственной молодежной
политики………………………………………………………..…………8
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

Опыт СР.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный технический  университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Опыт социальной работы с молодежью

Краткий обзор стран Европейского Союза

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Бархатова В.С.

                                                                                   Студент группы СР-410 «б»

                                                                                    Проверил: к.ф.н. Филатов                           

                                                                                    В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2014

 

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………3

 

1. Молодёжь в странах  Европейского союза…………………………..4

 

2. Молодёжь в США……………………………………………………..6

 

3. Международный опыт  в сфере государственной молодежной       

политики………………………………………………………..…………8

 

Заключение………………………………………………………………..17

 

Список литературы……………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Молодёжь - в широком смысле это объемная совокупность групповых общностей, имеющих возрастные признаки и основные виды деятельности, связанные с этими признаками.

В более узком, социологическом, смысле Молодежь - социально-демографическая группа, имеющая возрастную  особенность, включающая в себя социальное положение молодых людей, их места и функции в социальной структуре общества, а так же специфические интересы и ценности.

Говоря о возрастных границах молодежи не существует единого мнения на этот счет. В связи с отсутствием единых показателей возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих такую категорию как молодёжь.

В Европейском Союзе возраст «молодого фермера» (young farmer) - от 18 до 40 лет. В отечественной социологии нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-20, а верхняя - между 25-29 годами.          

Молодежь как социально-демографическая группа разнонаправленна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.[1]

          В настоящее время молодые люди составляют 25 процентов населения мира; 80 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1,5 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 3 долларами США в день. Сегодня 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, более 113 миллионов детей не посещают школу - цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.[2]

1. Молодёжь в  странах Европейского союза

По данным доклада Детского фонда ООН четырём странам - Швеции, Великобритании, Нидерландам и Италии - удалось сократить уровень юношеской смертности, связанной с несчастными случаями. В этих государствах в год погибает меньше 10 молодых людей на каждые 100 тысяч жителей моложе 19 лет. В других странах этот показатель — 20 на 100 тысяч. В исследовании говорится, что если бы все страны предприняли такие же решительные меры, направленные на предотвращение несчастных случаев среди детей и молодежи, как Швеция, то в год в богатых странах удалось бы предотвратить 12 тысяч смертей.

 

Учащаяся молодёжь

В Швеции высшее образование является бесплатным. Однако материальные расходы, связанные с обучением и проживанием студентам приходится покрывать самим. Так же как и в России, шведские студенты имеют определенные льготы на транспорт, посещение музеев, кино, дискотек, клубов и покупку учебников. Студентам из малоимущих семей шведский банк ежегодно выплачивает беспроцентную ссуду в размере 7200 шведских крон, что в пересчете на евро составляет 720 евро.

Получение высшего образования в Великобритании осуществляется на платной основе. Плата за обучение не зависит от местоположения вуза, его престижа или выбранного направления обучения и составляет 12500 фунтов стерлингов в год. При поступлении в вуз иногородний студент имеет всегда гарантированное место в общежитии. Если молодой человек или девушка захочет, поступив в вуз жить отдельно от родителей, то на основе определенного запроса районная администрация выдает стипендию, что составляет 3000 фунтов стерлингов в год. Половину этих денег будет стоить оплата отдельной квартиры. Дети из малоимущих или неполных семей также могут претендовать на получение стипендий от районных администраций. Самая большая стипендия, которую можно получить составляет 20000 фунтов стерлингов. Кроме того, в Великобритании существует практика беспроцентных банковских ссуд на обучение, выплата которых начинается с первого дня устройства на постоянную работу.[3]

 

Молодые европейцы на рынке труда

Согласно статистическим данным Евростата по состоянию на июнь 2012 года, уровень молодежной безработицы в Австрии на протяжении последнего года вырос на 1 процент и в настоящее время составляет приблизительно 10 процентов. С ещё более высокими показателями молодежной безработицы столкнулись Венгрия (16 процентов), Словакия (25 процентов) и Словения (13 процентов). Молодые люди ощущают на себе всевозрастающее давление, заставляющее их вступить в конкурентную борьбу на глобализирующемся рынке труда. Однако, как подчеркивается на страницах Всемирного доклада о положении молодежи, именно молодые люди проявляют наибольшую гибкость и, судя по всему, обладают наибольшими способностями, позволяющими им адаптироваться и воспользоваться новыми возможностями, которые предоставляет в наше распоряжение процесс глобализации.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Молодёжь в  США

После бурных 60-х и 70-х годов, когда американскую молодёжь иначе как «бунтующим поколением» никто не называл, конец прошлого века и особенно начало XXI века молодое поколение стало скорее комформистским, приспособленческим, чем революционным.

В молодёжной среде США сохраняются проблемы потребления наркотиков, молодёжной преступности, безработицы, расовой дискриминации, положения молодых мигрантов, но накал этих проблем сравнительно ниже, чем десятилетие назад.

Так в США после принятия в 1994 г. закона «О контроле над насильственной преступностью» вот уже на протяжении более десяти лет происходит стабильное уменьшение абсолютных и относительных показателей преступности несовершеннолетних - в отдельные годы до 11 и более процентов. Этот спад происходит на фоне объективного возрастания доли несовершеннолетних в возрастной структуре населения Америки.[5] В настоящее время в США действует свыше 300 программ поддержки и защиты молодежи. Наиболее массовыми являются программы Лиги защиты молодежи, «Лиги неограниченных возможностей кампуса», «Студенты за ликвидацию голода», «Лицом к улице», программа «Хелп» для одиноких матерей до 20 лет, «Приобщение к городским проблемам» и, программы Армии спасения, которые охватывают в настоящее время различные категории молодого населения Америки и все профессиональные учебные заведения страны.

По данным Национальной ассоциации женщин в образовании, только Калифорнийский университет в Лос-Анжелесе за последние три года заплатил более миллиона долларов как компенсацию за ущерб, понесённый студентами-женщинами, подвергнувшимися преследованию со стороны преподавателей-мужчин. В частности, этот же университет заплатил 300 тыс. долларов студентке, подвергшейся нападению со стороны однокурсника в общежитии, так как руководство университета и его службы не смогли обеспечить соответствующую безопасность и сохранность [6]. Вместе с тем растущую тревогу вызывает рост нелегальной иммиграции в стране и положение молодых выходцев из Латинской Америки. Свыше 39 % школьников в Калифорнии - нелегальные иммигранты, из них более 42 % не говорят по-английски. В графстве Лос-Анжелос 5,1 миллиона человек говорят по-английски, 3,9 миллиона - говорят по-испански. 14 из 31 телевизионной станции в Лос-Анжелосе вещают только по-испански. 58 % всех социальных выплат в США идет нелегальным иммигрантам.[7]

Несмотря на то, что США фактически добились полной занятости в 1992 г. заработная плата 18 % работавших на постоянной основе американских рабочих была ниже прожиточного минимума; особенно же драматичным оказалось положение молодежи: 47 % работающих американцев в возрасте от 18 до 24 лет имели зарплату, не достигавшую прожиточного минимума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Международный  опыт в сфере государственной  молодежной политики

В целом результаты анализа международного опыта свидетельствуют о наличии различных подходов к разработке и реализации молодежной политики в странах Европы, СНГ, в Америке, Японии, Китае, Индии и Турции.

В сфере молодежной политики указанных стран применяются как методики ограничения роли государства в процессе социализации молодежи и делегирования данных функций общественному и коммерческому сектору, так и жесткое регламентирование ответственности государства за интеграцию всей молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь общества.

С точки зрения планирования молодежной политики также можно говорить о различных формах и методиках, в их числе специальные государственные программы, стратегические планы, национальные проекты, отдельные социальные проекты. Формы и методы применяются с учетом особенностей исторического и национально-культурного развития и менталитета народов, проживающих на территории страны.

Несмотря на разницу подходов, принципов, форм, все страны признают необходимость и важность работы с молодежью. Обобщая целевые установки в сфере молодежной политики разных стран можно сформулировать общую цель, которой является содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество.

В Казахстане в ходе модернизации государственной молодежной политики целесообразным будет использование позитивного опыта зарубежных стран.

В целом результаты анализа международного опыта свидетельствуют о наличии различных подходов к разработке и реализации молодежной политики.

 

США

Согласно опыту США можно выделить создание и развитие органов самоуправления в учреждениях образования, с целью обеспечения реально действующих возможностей влияния молодежи на принятие решений, непосредственно касающихся их жизни, а также приобретение необходимых социальных, культурных, коммуникативных, управленческих навыков.

Также в США активно внедрены механизмы привлечения коммерческого сектора, в том числе благотворительных частных организаций к участию в реализации программ и проектов молодежной политики. Акцент в данном случае сделан на выявлении интересов каждой стороны, использовании возможных форм и методов совместной работы.

Концепция молодежной политики, реализованная в США, основывается на минимальном участии государственных структур в социализации молодежи. Социальная поддержка молодежи является делом благотворительных частных организаций. На государственную помощь могут расчитывать лишь наименее социально защищенные и неблагополучные категории молодежи при жесткой регламентации расходования средств и четком ограничении числа нуждающихся в помощи.[8]

Там нет никаких «молодежных парламентов», нет никакой «молодежной политики», в Демократической партии, равно как и в Республиканской, нет комсомола. Но там на каждом уровне, по мере того как человек развивается, есть реально действующие органы самоуправления: в школе есть школьный совет, в колледже студенческий совет, решения которого обязательны для всех и т.д.

 

Япония

Основными чертами японского подхода к реализации молодежной политики являются совместные взаимовыгодные действия государственных органов и общественных институтов и четкое распределение ответственности между ними.

Широко применяются методы государственного обеспечения функционирования в специальных молодежных центров, бюро и служб.

Япония представляет интерес четким распределением ответственности, скоординированностью деятельности всех государственных органов и их взаимодействием с социальными политическими и общественными структурами в работе с молодежью, в реализации молодежной политики. С целью улучшения условий воспитания молодого поколения и поддержки совместной деятельности детей и родителей в Японии осуществляется «Национальный детский план», в рамках которого реализуются различные программы, такие, как «Детская вещательная станция», транслирующая через спутник, развертываемая по всей стране система «Детских центров», долгосрочный проект «Детская деревня - опыт общения с природой» и общенациональная кампания «Давайте разговаривать с детьми».

Кроме того, особое внимание в Японии уделяется политике по улучшению социального положения молодежи. Ведется работа с различными корпорациями с целью ограничения доступа молодежи к нежелательным материалам в СМИ и Интернете.

Турция

В Турции вопросами молодежи занимаются 14 министерств и ведомств в соответствии со своей спецификой: образование, здравоохранение, трудоустройство, борьба с вредными привычками и др. Проблемой свободного времени занимается Главное управление по молодежи и спорту. Его работа направлена в основном на организацию и координацию различных молодежных лагерей, центров и международных организаций. Молодежные центры – это культурные институты, обеспечивающие возможности для проведения свободного времени молодежи. Центры организовывают различные мероприятия для молодежи и консультации по волнующим молодежь вопросам. Наряду с центрами действуют консультативные бюро молодежной информации. Участие молодежи в международных организациях, в программах по обмену поощряется правительством Турции.

Информация о работе Опыт социальной работы с молодежью. Краткий обзор стран Европейского Союза