Организация системы страхования от безработицы. Фонд занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

Государственный фонд занятости населения является внебюджетным фондом, средства которого принадлежат государству, находятся в оперативном управлении и распоряжении федеральной службы занятости населения и подведомственных ей территориальных органов в субъектах РФ, городах и регионах. В отличие от других государственных внебюджетных фондов он не носит статуса юридического лица.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Государственный Фонд занятости населения РФ……………………………5
2. Средства Фонда занятости……………………………………………………..8
3. Система страхования от безработицы……………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….21
Список источников и литературы………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат занятость.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение Российский государственный профессионально-педагогический университет

Социальный  институт

Факультет Социальной работы

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине занятость населения и её регулирование

Организация системы страхования от безработицы. Фонд занятости

 

 

 

 

                                 Исполнила: Чуракова Мария

                           студентка группы СР-401

 

 

                                                   Проверила: Сажина Наталья Сергеевна

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Государственный  Фонд занятости населения РФ……………………………5

2. Средства Фонда  занятости……………………………………………………..8

3. Система страхования  от безработицы……………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….21

Список источников и литературы………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях экономических  преобразований в нашей стране коренным образом меняются социально-экономические  отношения, изменяются условия жизни, людей. Адаптация к ним для 5,675 млн. российских безработных происходит с большими социальными издержками.

Трансформация российской экономики от планово-распределительной  к рыночной системе хозяйствования привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днем, появлению безработицы. Среди безработных растет группа длительно неработающих. Остро стоит проблема трудоустройства инвалидов, женщин, молодежи. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема социальной поддержки безработных граждан в период поиска подходящей работы.

Российская  система защиты от безработицы формировалась  под влиянием стратегии минимизации экономических и финансовых потерь общества. При этом недостаточное внимание уделялось непосредственным интересам самих безработных российских граждан. Уровень выплат пособий по безработице невысок и не соответствует минимальному критерию - жизнеобеспечению безработного населения. Целостная концепция вспомоществования безработным в стране пока не создана.

С ликвидацией  Фонда занятости и прекращением взимания с работодателей 1,5% взносов на цели занятости была разрушена система обязательного страхования от безработицы, исчезла обязательность финансового участия застрахованных лиц и работодателей в социальной защите безработных.

Важной составляющей всех существующих зарубежных систем социальной защиты, вне зависимости  от их национальных особенностей, является страхование от безработицы. Система страхования от безработицы доказала свою состоятельность и уже более ста лет успешно функционирует в большинстве экономически развитых стран мира. Развитие системы социальной защиты от безработицы в экономически развитых странах нашло отражение в правовых документах Международной организации труда, обобщающих практику формирования этой системы.

Фонды страхования  по безработице во многих странах используются не только по своему прямому назначению - для выплаты пособий. Они играют также важную роль и в активной политике занятости и используются, например, для организации и стимулирования профессиональной подготовки, переподготовки безработных, оказания им помощи в организации собственного дела и др.

Между тем, в  России до настоящего времени страхование  от безработицы не развито, не нашло  должного воплощения на законодательном уровне, ликвидирован Фонд занятости, отсутствуют другие институты, способные выполнять функции страховщика при страховании от безработицы.

В условиях недостаточности бюджетных средств, выделяемых на цели социальной защиты безработных, законодательная практика регулирования системы выплат пособий по безработице в России была направлена не на поиск альтернативных источников финансирования, а на сужение круга лиц, охваченных страховой системой. Снижение размера страховых выплат по безработице обеспечивалось путем снижения максимальной величины пособия по безработице. Если вначале его уровень определялся в соответствии с размером средней заработной платы по России, то впоследствии таким ориентиром стал региональный прожиточный минимум. Следствием отхода от страховой системы выплат пособий по безработице стало ущемление конституционных прав граждан на реальную социальную защиту от безработицы, обнищание части населения, усиление социальной напряженности.

 

 

 

 

 

1. Государственный  Фонд занятости населения РФ

 

Государственный фонд занятости населения является внебюджетным фондом, средства которого принадлежат государству, находятся в оперативном управлении и распоряжении федеральной службы занятости населения и подведомственных ей территориальных органов в субъектах РФ, городах и регионах. В отличие от других государственных внебюджетных фондов он не носит статуса юридического лица.

Государственный фонд занятости населения — это централизованный фонд финансирования ресурсов, предназначенный для финансирования мероприятий в области содействия занятости населения. 
Фонд формируется на страховой основе, средства которого образуются за счет: 
- обязательных страховых взносов работодателей (юридических лиц); 
- обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами трудовой деятельности;

- ассигнований  из федерального бюджета, бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов;

- добровольных  взносов юридических и физических  лиц, в том числе иностранных; 
- других поступлений, в частности, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований налогового законодательства.

Государство гарантирует  безработным следующее финансирование: 
- выплату пособия по безработице в установленном законом размере; 
- выплату стипендий слушателям в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлениям организации службы занятости; 
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах; 
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости; 
- оплату в размере причитающегося пособия по безработице за счет средств фонда занятости в период временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок в течение одного года, предшествующего официальному признанию их безработными.

Пособие безработным гражданам  устанавливается в процентном отношении  к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если он в течение  года, предшествующего началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем.

Пособие по безработице во всех остальных случаях, в том  числе гражданам впервые идущим на работу или ранее не работающим, не имеющим профессии, стремящимся возобновить трудовую деятельность после более одного года перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение года, предшествующего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

Дополнительные  пособия, связанные с выплатой к  пособию по безработице, осуществляются исключительно за счет средств федерального бюджета.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Продолжительность выплат пособия в каждом периоде безработицы не может превышать одного года в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере минимальной оплаты труда.

Выплата пособия  по безработице может быть уменьшена, приостановлена или прекращена по решению органов службы занятости на основе законодательства РФ. Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством периода его выплаты или оказании гражданину материальной помощи органами службы занятости, в дальнейшем помощь не оказывается.

Расходы, связанные с  досрочным выходом на пенсию, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда  РФ с последующим возмещением  затрат из фонда занятости.

Пособие по безработице  гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, а также уволенным с военной службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

1) в первые три месяца  безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы; в следующие четыре месяца — в размере 60%;

2) в дальнейшем —  в размере 45%, но во всех случаях  не ниже установленного законом  минимального размера оплаты  труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ.

Выплата пособия по безработице  может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органами службы занятости может оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. При необходимости органы службы занятости могут оказывать материальную помощь гражданам, направленным ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.

Граждане могут заключать  со страховыми организациями договор  добровольного страхования на случай потери работы.

 

2. Средства фонда занятости

 

Государственный фонд занятости населения РФ создан для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости.

Плательщиками страховых взносов в Фонд занятости  являются только работодатели - предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты.

От уплаты страховых взносов освобождены общественные организации инвалидов, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей, и некоторые другие организации.

При определении  базы для начисления страховых взносов в Государственный фонд занятости применяется перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования:

компенсация за неиспользованный отпуск;

выходное пособие  при увольнении;

компенсационные выплаты (суточные по командировкам, выплаты по возмещению ущерба, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья, связанным с работой) в пределах норм по законодательству;

стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств  индивидуальной защиты;

стоимость рациона  бесплатного питания;

стоимость путевок  на санаторно-курортное лечение  и в дома отдыха, оплачиваемые за счет фонда потребления;

стоимость бесплатно  предоставляемых квартир, коммунальных услуг, проездных билетов или  возмещение их стоимости;

возмещение  расходов по проезду, провозу имущества  и найму помещения при переводе (переезде) на работу в другую местность;

поощрительные выплаты (включая премии), производимые за счет фонда оплаты труда;

стипендии, выплачиваемые  предприятиями учащимся, направленным на обучение с отрывом от производства;

дивиденды, начисляемые  на акции;

все виды пособий, выплачиваемые из средств Фонда  социального страхования России;

выплаты, носящий  единовременный характер.

Предприятия и  организации уплачивают страховые взносы в сроки получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, по которому исчислены взносы. При этом предприятия и организации, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), уплачивают исчисленные страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, по которому начислены страховые взносы.

Информация о работе Организация системы страхования от безработицы. Фонд занятости