Основные ресурсы социальных институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:37, реферат

Краткое описание

Каждому социальному институту для успешной деятельности необходима совокупность определенных ресурсов.

Ресурсы института экономики:
земля, или вся совокупность природных ресурсов и технических знаний
·труд, или мотивация и навыки людей
капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства
организация, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов – государство

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.12 Кб (Скачать файл)

4.Основные  ресурсы социальных  институтов. Каждому социальному институту для успешной деятельности необходима совокупность определенных ресурсов.

Ресурсы института  экономики:

  • земля, или вся совокупность природных ресурсов и технических знаний
  • ·труд, или мотивация и навыки людей 
  • капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства
  • организация, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов – государство

Институт экономики  включает в себя большое количество составляющих его структур. Изменяясь  в течение тысячелетий, он в то же время сохраняет незыблемыми  свои основы: стимулом к труду должно быть соответствующая оплата, собственность  по-прежнему сопряжена как с правами, так и с обязанностями, налоговые  отчисления зависят от прибыли и  многое другое. Но вот частная собственность, ставшая одной из направляющих категорий  института экономики, постепенно приобретала  приемлемость и неотъемлемость от разных культур. Например, в Древнем Египте все считалось собственностью фараона  – дома, рабы, земля, частной собственности  не было в принципе. В Древней  Греции свободные граждане становятся собственниками земли, рабов, жилищ. В  России долгое время не было частного землевладения, причем как дворянского, так и крестьянского Дружинникам  земля давалась только на время военной службы, а крестьяне даже после крепостного освобождения обрабатывали землю, выделяемую общиной.

Институт экономики  находится под влиянием других социальных институтов, и сам в то же время  оказывает мощное влияние на другие институты: семью, образование, политику и религию. Экономические отношения  вбирают в себя культурные и властные компоненты, ведь социальное действие реализуется на трех ключевых типах  отношений: экономических, культурных, властных.

Ресурсы института  образования:

  • желание обучающихся получать знания и социализироваться
  • оборудование для изучения курса
  • преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний
  • ·учебная литература и источники информации

В деятельности института  образования воспроизводится двоякая  функция процесса социализации –  передача культуры и развитие личности. Если в прежние века общественные привилегии и преимущества определялись аристократическим происхождением, то с конца XIX века достойное место в обществе стало зависеть от образования. В настоящее время система образования по своему значению, объему и содержанию играет, как никогда прежде, важнейшую, решающую роль в жизни общества. Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества. Большинство современных стран характеризуется наличием различных этнических, расовых, религиозных групп.

    Ресурсы семьи:

  • ·любовь и чувство долга между родителями и детьми
  • ·материальная обеспеченность
  • разумное использование власти членами семьи для преодоления внутрисемейных конфликтов
 

 Семья включена в  коренные основы жизнедеятельности. Это  один из наиболее древних социальных институтов. Существование и развитие семьи зависит от общественного строя, экономических, политических и религиозных отношений, хотя она сохраняет при этом необходимую самостоятельность.

С институтом семьи  тесно связан другой общественный институт – брак. Это санкционированная обществом целесообразная форма половых отношений. Основу семьи, как правило, составляет брачная пара, однако сейчас увеличивается количество семей, не оформленных официально.

По характеру распределения  семейных обязанностей и решения  вопроса о лидерстве социологи  выделяют три типа семей:

1.                  Традиционная, или патриархальная семья. Под одной крышей обычно существуют три поколения семьи и лидером является мужчина. В традиционной семье

    а) женщина экономически зависима от мужа

    в) четко распределены мужские и женские обязанности

    с) признание мужского авторитета в вопросах жизни семьи

2.                  Нетрадиционная семья. Традиционное лидерство мужчины и разграничение семейных обязанностей на женские и мужские в ней сохраняются, но без экономических оснований. Женщина, наравне  с мужчиной участвуя в общественном труде, выполняет сполна всю домашнюю работу. Социологи поэтому называют такой тип семьи эксплуататорским.

3.                  Эгалитарная семья.  Это семья равных, для которой характерны

    а) справедливое распределение  семейных обязанностей.

    в) совместное принятие решений

    с) эмоциональная  насыщенность отношений.

В современной семье  изменяются не только традиционные роли женщин, но и роли мужчин. Нередко  жена зарабатывает больше мужа, занимая  в профессиональной сфере более  высокое положение, что приводит к перераспределению семейных обязанностей.

В родственных отношениях существуют два типа семейной структуры:

  • нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей
  • расширенная, включающая  в себя нуклеарную семью и других родственников.

Сейчас в европейской  культуре предпочтительна нуклеарная семья, но в течение долгого времени расширенная семья сохраняла свою распространенность и устойчивость не только из-за нерешенности жилищного вопроса. У государства практически отсутствовали социальные функции, детских садов, пенсий и других выплат не было, труд, как правило, был тяжелым, поэтому большой семье легче было выжить. Подросшие дети помогали в уходе за маленькими, старики не оставались одинокими и беспомощными, по мере сил облегчая быт следующего поколения членов семьи.

Ресурсы института  религии:

  • ·потребность в разрешении духовных сомнений, вере
  • ·духовное учение
  • служители культа, священники
  • места служб, храмы, ритуально-обрядовые принадлежности

Во времена зарождения и раннего развития религия была очень значимым социально-образующим фактором, так как выполняла функции  правосудия, иногда служители церкви являлись советниками государственных  руководителей. Например, Ярослав Мудрый с уважением прислушивался к  суждениям и советам монахов. В феодальной средневековой Европе церковь была непосредственно связана  с государственной структурой, выступая в качестве носителя политической власти и одновременно в качестве субъекта (источника) собственной власти. Макс Вебер считал, что на формирование различных культур огромное воздействие  оказали господствующие в них  религии, определив особенности  понимания общечеловеческих ценностей. В настоящее время процессы глобализации оказывают унифицирующее действие на социальную жизнь различных народов  и культур.

Ресурсы института  политики

  • ·безопасность
  • ·доступ к информации
  • власть
  • государство

Политические институты  осуществляют реализацию политической власти, необходимость которой определяется тем обстоятельством, что доступные  для индивидов, социальных групп  ресурсы и ценности никогда не безграничны, и естественному стремлению к расширению сферы обладания  ими должны быть установлены социально  определяемые пределы.

Власть должна быть в состоянии определять те пределы  развития споров и конфликтов, по достижении которых необходимо принять властное решение, которое должно всеми восприниматься как обязательное.

Ресурсы социальных институтов – это ресурсы общества. Следовательно, институты в целом  представляют собой социальное образование, созданное для использования во взаимодействии ресурсов общества ради удовлетворения той или иной социальной потребности.

Это постоянно развивающиеся  системы. Институт образования прошел этап церковного воздействия, когда  обучение проходило при  монастырях и имело прежде всего духовный характер, затем появились университеты, дающие универсальные знания. Выпускники первых университетов изучали богословие, философию, математику, риторику, поэтику. В XIX веке университеты стали обретать более четкую специализацию, и к концу столетия преимущества общественного положения стали зависеть не от аристократического происхождения, а от образования.

Овладение определенными  знаниями, накопленными предыдущими  поколениями – одно из важнейших  условий динамичного развития общества. Однако как институт образование  сложилось не сразу. Навыки и умения, необходимые для существования  в обществе, передавались без системы, от случая к случаю и только по мере жизненной необходимости. Институт образования отличается

  • ·постоянным  и глубоким взаимодействием между участниками этой связи
  • ·четким определением функций, прав и обязанностей, обеспечивающих высокую степень взаимодействия каждого из участников связи
  • ·регламентацией и контролем за этим взаимодействием
  • ·концентрацией усилий прежде всего в данной деятельности (профессионализм)

Содержание социальных институтов,   система социальных регуляторов определяют общественный строй и тип культуры. Чтобы понять общество, нужно изучить его социальные институты. Во многом развитие общества идет через развитие социальных институтов. Их многообразие, развитость – объективный критерий зрелости общества, т.е. его способности удовлетворять разнообразные потребности индивидов.

В сложившихся социальных институтах содержится более значительная потенция развития через внутреннюю дифференциацию, специализацию связей, функций, учреждений. Развитие, эволюция достигается за счет более конкретного, профессионального исполнения тех  или иных функций,  более точной регламентации, учитывающей специфику данного вида деятельности.

Эффективность социального  института зависит от четкого  распределения ролей и успешной работы механизма, обеспечивающего  их должное исполнение, вознаграждая за исполнение ролевых предписаний  и подавляя отклонения от них. Потеря деперсонализации означает, что ясность, категоричность и обязательность исполнения ролей, обеспечивающих достижение социальных потребностей института, утрачивается. Институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц. В силу этих обстоятельств социальный институт все менее ориентируется на обеспечение основной цели своего существования – обеспечение конкретной социальной потребности.

Неформальные институциональные  объединения действуют на основе норм морали, этики, традиций. Это совсем не значит, что они менее надежны, просто контроль за соблюдением этих норм осуществляется на основе неформальных связей. Пример такого рода – институт дружбы.

В современной России можно столкнуться с явлениями, связанными с внеинституциональными формами поведения индивида, а также с институционализацией и деинституционализацией.

Под внеинституциональными формами поведения понимается разрушение привычных, устоявшихся в обществе видов и типов социального поведения. С одной стороны, появление этих форм связано с изменением социальных требований общества. Общество видоизменяется, и вместе с ним привычные отношения, нормы, законодательная база тоже изменяются. Если эти изменения носят позитивный характер, то  есть направлены на удовлетворение интересов большинства общества, то внеинституциональное поведение положительно. Так, немногочисленные у нас в масштабах государства фермеры с их не похожим на другие родом занятий и вытекающим отсюда образом жизни – подобный пример. С ними держатся подчас настороженно и отчужденно, и жизнь этих людей носит характер некоторой изолированности от соседей. Однако внеинституциональное поведение чаще носит деструктивный характер. Характерный пример в данном случае – бомжи. Оказавшись в условиях вседозволенности, личность не всегда может самостоятельно институализироваться.

Общественная система  не терпит пустоты. На месте разрушающихся  институтов появляются новые. В разных обществах с разницей во времени община как социальный институт разрушалась и заменялась институтом наемного труда, связанного с развитием частной собственности. Разумеется, процессы деинституциализации и институциализации нуждаются в регулировании – социальном контроле.  
 
 
 

Информация о работе Основные ресурсы социальных институтов