Основные социологические взгляды Владимира Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:21, реферат

Краткое описание

Для того чтобы понять его философские и социологические взгляды В. Соловьева, нам необходимо обратиться к изучению личности Соловьева. В данной работе мы будем говорить о нескольких периодах в жизни Соловьева. Это различение разных периодов в жизни В. Соловьева очень важно, так как в разные периоды его суждения по целому ряду вопросов оказываются разными.

Содержание

. Введение 3стр.
2. Личность и особенности творчества В. Соловьева 4стр.
3. Социологические идеи В.С. Соловьева 6стр.
4. Заключение 10стр.
5. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное Государственное Бюджетное.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное Бюджетное 

Образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный  социально-педагогический университет»

 

 

 

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра Социальной работы

 

Реферат

по социологии

на тему:  «Основные социологические  взгляды Владимира Соловьева».

 

 

 

                                                                  Выполнила:

                                                                                         студентка группы СР-21б

                                                                                   Иванова Мария

 

                                                                 Проверил:

                                                                             доц. Полозов А.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2011г.

Содержание:

 

 

1. Введение                                                                                                                       3стр.

 

2. Личность и особенности творчества В. Соловьева                                             4стр.

 

3. Социологические идеи В.С. Соловьева                                                                6стр.

 

4. Заключение                                                                                                                  10стр.

 

5. Список литературы                                                                                                    11стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

Для того чтобы понять его философские и социологические взгляды В. Соловьева, нам необходимо обратиться к изучению личности Соловьева. В данной работе мы будем говорить о нескольких периодах в жизни Соловьева. Это различение разных периодов в жизни В. Соловьева очень важно, так как в разные периоды его суждения по целому ряду вопросов оказываются разными.

 «Поразительна последовательность духовного развития Соловьева, однотемность его философии», - пишет исследователь его творчества Мочульский. Философское творчество Соловьева вообще росло не из одного, а из нескольких корней, но вместе с тем его уму с чрезвычайной силой преподносилась всегда задача органического синтеза. Способность к философским конструкциям была присуща Соловьеву в очень высокой степени, чему чрезвычайно способствовал его вкус к схемам. Надо прибавить к этому и огромный литературный дар: Соловьев писал всегда с поразительной ясностью, четкостью и выразительностью. Ему была чужда всякая расплывчатость, - и в этом своем свойстве Соловьев чрезвычайно близок к французскому философскому стилю. Можно сказать, что в самой манере мыслить у Соловьева была склонность к рационализму, к логическим конструкциям, к диалектическому связыванию разнородных идей. Все это создавало внешние особенности творчества Соловьева, нередко делало его пленником самой манеры мыслить и писать, - но, конечно, у него были исходные и определяющие идеи, в которых и надо искать ключ к его философии. Единство надо искать именно в этих исходных идеях, в их изначальной внутренней связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личность и  особенности творчества В. Соловьева

 

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) родился в семье знаменитого  историка, профессора Московского Университета С. М. Соловьева. По отцу В. С. Соловьев принадлежал  к духовному званию (его дед  был священником в Москве), по матери происходил из старинного украинского рода. Семья Соловьевых была многочисленна - в ней было девять детей. Семья жила дружной жизнью, но в ней царила «суровая и набожная атмосфера», - и в ней будущий философ долго оставался погруженным в детские мечты и грезы.

11-ти лет В. Соловьев поступает в гимназию, которую он окончил 18-ти лет. Гимназические годы Соловьева имели решающее значение в формировании его личности: за это время он от детской религиозности перешел к атеизму, очень страстному и бурному. Уже в 13 лет у него начался период сомнений; по словам самого Соловьева, он «в возрасте от 14 до 18 лет прошел через различные фазы теоретического отрицания»: «совестно вспомнить даже, - писал я через несколько лет, - какие глупые кощунства я тогда говорил и делал».

Но в эти юные годы начинается и отрезвление, и возвращение к вере.

Духовный перелом, раз начавшись, стал развиваться очень быстро и  решительно. Он приходится как раз  на студенческие годы Соловьева (1869-1874), из которых первые три года Соловьев провел на естественном факультете, который бросил, не окончив. Перейдя на историко-филологический факультет, Соловьев в течение одного года подготовляется к государственному экзамену, каковой и сдает в 1873 г. Следующий учебный год (с осени 1873 г. по лето 1874) Соловьев проводит в Московской Духовной Академии. В течение этих пяти лет Соловьев очень много занимается философией, а также специальным изучением религиозно-философской литературы, - и в это время сложились первые основы его будущей системы. Кандидатское сочинение Соловьева в переработанном виде было напечатано в журнале «Православное Обозрение» за 1873 г. под названием «Мифологический процесс в древнем язычестве».

Уже к этому времени Соловьев стал страстным и пламенным последователем христианского учения (что не помешало ему испытать очень сильное влияние Шопенгауэра); у Соловьева начинают уже в это время формироваться грандиозные планы. В 1874 г. он публикует магистерскую свою диссертацию под заглавием «Кризис западной философии. Против позитивистов»; защита ее состоялась в Петербургском Университете. Уже в начале следующего года Соловьев стал читать лекции в Московском Университете и на Высших Женских Курсах, - а летом он испросил себе командировку для научных занятий в Англию, куда и уехал летом 1875 г.

В эти годы умственные интересы Соловьева  сосредоточивались не на философии  в точном смысле слова, а на мистической  литературе, которую он пристально изучал и раньше, а в Лондоне  всецело отдался ее изучению. Но уже через несколько месяцев он неожиданно покидает Лондон и едет в Египет.

Через несколько месяцев Соловьев возвращается в Европу и летом 1876 г. был уже в Москве. Осенью 1876 г. он возобновил преподавание в Университете, но весной 1877 г. он из-за раздоров в профессорской среде бросил Университет, переехал в Петербург, где получил службу в Ученом Комитете Министерства Народного Просвещения. Весной 1880 г. он с большим успехом защитил в Петербурге докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал», но кафедры и здесь не получил, а читал лекции, как доцент, в Университете и на Женских Курсах. Надо отметить, что еще в 1877 г. появилась в печати (незаконченная) работа Соловьева «Философские начала цельного знания».

Работа эта, представляющая первый очерк философской системы Соловьева, чрезвычайно ярко вскрывает то направление, по которому движется творческая мысль Соловьева, оставшегося, по существу, верным до конца жизни идеям, высказанным в указанной работе. Несколько позже (в начале 1878 г.) он выступил с публичными лекциями на общую тему «Чтения о Богочеловечестве», в которых мы находим уже все (почти вся) метафизические идеи Соловьева. «Чтения о Богочеловечестве» собирали многочисленную аудиторию и положили начало всему тому большому, доныне еще не сказавшему своего последнего слова религиозно-философскому движению, которое связано с именем Соловьева.

В 1881 г., после убийства Александра II (1 марта), Соловьев в публичной  лекции, посвященной вопросу о  критике Просвещенства, закончил свою речь осуждением революционных действий, а затем воскликнул: «царь должен простить преступников». Этот призыв Соловьева к необходимости отказаться от смертной казни привел его к вынужденной отставке от преподавания в Университете; ему было предложено воздержаться от публичных выступлений. Соловьев навсегда отошел от Университета, целиком ушел в писание книг и статей, а публично выступил лишь один раз за год до смерти. Отныне Соловьев уходит в церковно-общественную работу, - и это справедливо считают поворотным пунктом в жизни Соловьева.

Новый период в жизни и творчестве (его можно считать утопическим), не отрывая его от философии, все же отмечен чрезмерным вниманием к проблемам конкретной жизни. Вслед за многими русскими мыслителями Соловьев отдает очень много своего вдохновения публицистике, пишет целый ряд статей по наиболее жгучим вопросам современности. Но, конечно, не эта, по преимуществу, журнальная работа придает утопический характер его творчеству в этот период, а теократическая утопия, которая овладевает его сознанием с начала восьмидесятых годов.

В 1884 г. он работает над  задуманным им трудом «История и будущность теократии» (задумано в трех томах). Первый том не мог появиться (вследствие цензурных условий) в России и  вышел (на русском языке) в Загребе  только в 1887 году. Некоторые главы этой книги печатались в России в журнале «Православное Обозрение» (в 1885 и 1886 гг.), но книга в целом, в виду католических симпатий Соловьева, выраженных в книге, не была допущена к печатанию.

В его философских взглядах происходят серьезные сдвиги, первые проявления которых мы находим в большой его книге «Оправдание Добра» (1897 г.), еще сильнее в его неоконченных статьях по «теоретической философии» (1897-1899). К этому же времени относятся эсхатологический этюд Соловьева «Три разговора» и связанная с ним «Повесть об Антихристе» (1900).

В июле 1900 г. Соловьев, вообще отличавшийся хрупким здоровьем, неожиданно заболевает в имении кн. С. Трубецкого, где очень скоро и скончался (31 июля 1900 г.), исповедавшись и причастившись  Св. Тайн перед смертью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социологические идеи В.С. Соловьева

 

Великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьев был создателем первой отечественной философской системы, из которой в той или иной форме вытекают все последующие течения подлинно национальной философии. Хотя специально социологический сочинений Соловьев не писал, практически все его произведения посвящены социальной проблематике, имеют отношение к социологии. В них закладывались новые пути развития социологической мысли, и не только российской. Наибольший интерес для наших целей представляют следующие сочинения Соловьева: «Чтение о Богочеловечестве» (1878-1881), «Из философии истории» (1891), «Оправдание добра» (1897), «Идея человечества у Августа Конта» (1898), «Три разговора…» (1899).

В центре размышлений  Соловьева всегда был вопрос о смысле жизни, который может быть понят только в рамках целостного мировоззрения, даваемого христианской религией. Итогом Нового времени, отмечает Соловьев, стало господство в жизни «отвлеченных начал», т.е. всякого рода односторонностей. В результате общество атомизировалось, люди потеряли начала солидарности. Последним словом такого развития является позитивизм Конта, который, несмотря на свои претензии, не может служить основой познания общества, поскольку обращается только к поверхностной стороне социальных явлений. Чтобы восстановить социальную и личную целостность, необходимо новое, универсалистское по сущности, целостное мировоззрение, которое Соловьев обозначает термином «свободная теософия» как синтез науки, религии и философии.

Сердцевина  философии Соловьева – учение о всеединстве как идеальном  строе бытия, его исходном начале и конечном пункте. Всеединство есть абсолют, истинно сущее, или Бог, это актуальная истина, добро, красота. В мире всеединое дано как София, или мудрость Божия, приносимая Логосом – Христом. Человек способен познать эту мудрость и, повторить путь Христа, свободно восстановить всеединство, когда-то утерянное. Всеединство, следовательно, выступает и как социальный идеал. Причем наличествующий всегда, изначально, а не где-то в будущем. В ключе данной модели и разворачиваются у Соловьева анализ социальных проблем.

В центре этого анализа всегда обнаруживается проблема соотношения части и  целого, т.е. человека и мира, личности и общества. В основе их взаимоотношений, согласно Соловьеву, лежит эволюция нравственности, становление Добра как правды добра, ничем не обусловленного и в то же  время все собою обусловливающего, определяющего нравственную задачу человека. Человек есть «связующее звено между божественным и природным миром», он «совмещает в себе всевозможные противоположности», сводящиеся «к одной великой противоположности между безусловным и условным», «человек есть вместе и божество, и ничтожество». Как существо разумное человек есть потенциальный абсолют, что делает его посредником между Богом и миром. Получая в человеке действительную, хотя еще и идеальную, форму, всеединство обнаруживает себя как подлинная цель его деятельности.

«Следовательно, нельзя по существу противопоставлять личность и общество, нельзя спрашивать, что из этих двух есть цель и что только средство». Общественность – не привходящее условное личной жизни, она заключается в самом определении личности. Тем самым сменяются, по мнению Соловьева, крайности социологического реализма и номинализма, ибо истинное (нормальное) состояние общества есть синтез, проникновения двух начал – общинного и индивидуального. Можно поэтому сказать, что « общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное, общество».

Социально-историческая эволюция рассматривается  Соловьевым как процесс «оправдания  добра», распространения его на все  жизненные отношения, иначе говоря, преодоление дезорганизации, разлада бытия, что и есть зло. В основе данного процесса лежат три главных переживания, три «кита» нравственности: стыд, жалость, благоговение. Стыд есть господство над материальной чувственностью, что собственно выделяет человека из живой природы и является источником совести. Жалость – это солидарность с живыми существами, сострадание, признание за другим права на существование разумности своего существования, преклонение перед высшим, в чем заключается источник религии. Соответственно исторический процесс, отмечает Соловьев, представляет собой «долгий и трудный переход от зверочеловечества к богочеловечеству».

В рамках истории нужно выделить три ступени развития названного перехода: ступень родовую, ступень  национально-государственную и ступень  всемирного общения. Каждый из этих этапов необходим, на каждом достигается определенный уровень возвышения личности.

Родовой опыт ориентирован на освоение внешней природы и представляет собой экономическое общество, первичной  элементарной формой которого является семья. Назначение политического общества, или государства, - организация взаимодействия людей как членов одного собирательного целого, принудительное сохранение социального равновесия на основе постоянно совершенствующихся правовых норм. Однако человек хочет не только материального, но и правомерного существования, но еще и существования достойного, абсолютного. Его обеспечивает духовное или священное общество (церковь), определяемое религиозным характером человека как идеал будущего, окончательная фаза истории.

Информация о работе Основные социологические взгляды Владимира Соловьева