Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 00:02, контрольная работа
Молодежь сегодня – важнейший интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества жизни и развития которого зависит судьба России.
Молодежь, действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально – демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи.
Введение стр.3
Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе стр.4
Основные ценности современной российской молодежи стр.8
Практические задания стр.14
Литература
План
Введение
Характеристика современной
молодежи, особенности ее социализации
в современном обществе
Основные ценности современной
российской молодежи
Практические задания
Литература
Введение
Молодежь сегодня – важнейший интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества жизни и развития которого зависит судьба России.
Молодежь, действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально – демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи. В социологии существует отдельная область – социология молодежи, изучающая поведение социально-демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей важный этап семейной и вне семейной социализации, складывание социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, что выражается в специфически молодежных формах поведения и сознания, в понятиях молодежной субкультуры. Активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столько копирует предполагаемые образы адаптивного поведения и взаимодействия, сколько вносит в них новое содержание под влиянием резко изменяющихся условий жизни. Участниками, агентами процесса социализации, которые способствуют передаче молодежи основных ценностей и норм и оказывают на нее влияние, являются семья, образовательная ниша, круг друзей или сверстников, массовые коммуникации, молодежные организации. От степени согласованности, дополнения или конкуренции их воздействий зависит «качество» социализации, понимаемое как соответствие приобретаемой социальной роли ожиданиям индивида и потребностями общества в преемственности поколений.
Два очень значимых этапа в становлении молодежи как социальной группы являются получение и образования и трудоустройство молодых кадров. Именно поэтому проблемой исследования является возможность интеграции молодежи путем получения образования и трудоустройства.
Тема является актуальной, потому что жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”.
Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе
Определение понятия "молодежь" важно не только для выработки единого подхода к установлению возрастных границ молодежи, но и для выяснения вопроса о сущности молодежи, ее место в социальной структуре общества, социальные показатели, в которых отражается специфика социального статуса молодежи.
Существует несколько подходов к определению понятия "молодежь".
• Простейшим из них является использование возрастных признаков как главного параметра, который характеризует молодежь как определенную социально-демографическую группу.
• Распространенным является подход, который рассматривает молодежь как переходную фазу от социальной роли ребенка к социальной роли взрослого.
• Иногда молодежь определяют как социально-демографическую группу, главной характеристикой которой является процесс социализации. Эта позиция предполагает, что важнейшими показателями, которые позволяют раскрыть сущность молодежи, является не столько возрастные параметры, сколько социальные показатели процесса социализации.
• Конкретным является разделение молодежи на внутренние группы по социально-профессиональным и возрастным признакам во взаимодействии с их духовным миром и поведением. Такой подход позволяет адекватно анализировать отдельные контингенты молодежи во время эмпирических социологических исследований.
• Некоторые исследователи определяют молодежь как социальную общность, занимает определенное место в социальной структуре общества и приобретает социального статуса в различных социальных структурах (социально-классовые, профессионально-трудовые, социально-политические и т.д.),имеет общие проблемы, социальные потребности и интересы, особенности жизнедеятельности и т.п..
Молодежная социальная общность - это совокупность людей молодого возраста во всех сферах их деятельности и проявлениях их духовной жизни.
Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории. В разных странах под ней понимались различные группы общества. В первую очередь, разница пониманий возрастного критерия. Например, Пифагор делил по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Ж-Ж. Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 л, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции -25).
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности ( создание семьи, рождение детей).
В основу этой точки зрения (14-35 лет) положен тезис о "продолжении юности", увеличение времени вхождения в трудовую жизнь. Расширение общепринятых в 60-70-е годы возрастных границ молодежи (16-30 лет) до 14-35 лет отражает объективные процессы в жизни и развитии человечества.
С одной стороны, жизнь все настойчивее выдвигает задачу более ранней социализации молодежи, привлечение ее к трудовой практики на ранних этапах жизни, с другой - расширяются границы среднего и старшего возраста, продолжительность жизни в целом, удлиняются сроки обучения и социально-политической адаптации, стабилизации семейно-бытового статуса молодежи.
Дальнейший анализ может наполнить это определение конкретным содержанием.
Основные аспекты такого анализа:
• специфика молодежи как социально-демографической группы, ее возрастные границы и социальный статус;
• характер и факторы социализации молодежи;
• процесс самоидентификации молодежи, ее самооценки своей роли и взаимоотношений с другими поколениями;
• особенности молодежной культуры, стиля и образа жизни молодежи;
• молодежь как целостное поколение и особенности социальной жизни молодежи различных групп, регионов, стран;
• социодинамика поколений, механизмы преемственности поколений и их роль в социальном обновлении общества;
• формы, уровни, механизмы участия молодежи в различных сферах социальной жизни;
• включенность молодых людей в функционирование социальных институтов;
• динамика ценностных ориентаций и установок, интересов и мотивов молодежи;
• возрастной символизм - образы молодежи в массовом общественном сознании; обряды, ритуалы и традиции, с которыми общество связывает переход человека из одной возрастной страты в другую, от одного возрастного этапа к другому
• степень развития и реализации молодежи как социального ресурса;
• социальное конструирование и проектирование реальности молодежью.
Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные. Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности:
1.
особая эмоциональная
2. стремление идти на риск;
3. высокая степень мобильности;
4. высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
5. стремление к мах проявлению сил;
6.
определённое критическое
7.
определённый нигилизм по
8.
ощущение зависимости от
9. стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
10. стремление к идеалу.
Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.
Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.
Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела не только к положительным моментам, но и к росту безработицы, «квартирному вопросу». Родители не всегда имеют возможность помогать своим детям.
Проблема духовного и интеллектуального развития. Сорокин утверждал, что ведущий фактор в развитии общества – социокультурный. Дюркгейм говорил о ценностно-нормативном вакууме (аномии) в переходных и кризисных состояниях.
Проблема социализации. Произошёл разрыв м/у поколениями. Старшее поколение не только не способствует социализации молодёжи, но и является тормозом. Усиливается конфликтность, девиантное поведение.
Проблема труда, занятости и профессиональной подготовки. Падение интереса молодёжи к труду, невозможность удовлетворить свои потребности за счёт добросовестного труда (от 2 до 4 млн не работает и не учится).
Для решения этих проблем разрабатываются программы «Молодёжь России».
Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качествава и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей. Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
Основные ценности современной российской молодежи
Знание тенденций в изменении ценностного сознания не только молодежи, но и других социально-демографических групп открывает на всех уровнях возможность корректировки социально-экономической политики.
В философском смысле понятие «ценность» означает высокую социально-культурную значимость того или иного общественного предмета, явления или символа (здоровье, семья, достаток, образование - это все социальные, т.е. общественные ценности).
Современному обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним. В современном мобильном обществе со множеством вариантов жизненных стратегий характерно смещение самых разных и противоречивых ценностей. Это усиливает моральную растерянность человека, живущего, по сути, в аморальной культуре и вынужденного постоянно выбирать модель поведения и оценки из предлагаемых обществом вариантов.
Российское общество обладает сформировавшейся ценностной спецификой. Это и объясняет ее особый путь в истории. На этот факт указывают как отечественные, так и зарубежные ученые. Постоянно находясь на стыке двух различных культурных миров - Востока и Запада - Россия сформировала собственную уникальную культуру и систему ценностей.
Что же сегодня составляет ядро наших ценностей? Согласно социологическим исследованиям основу новой структуры ценностей постсоветской России составляет позиция, которую можно назвать «повседневный гуманизм». Что это такое? Центром этой позиции является спокойная совесть. Вокруг нее группируются ценности жизни, добра и красоты, правды и свободы, добрые отношения в семье и с друзьями. Все это нормальные человеческие ценности, важные для большинства россиян.
Большинство исследователей придерживаются мнения, что, несмотря на все перемены последних 15 лет, в короткие сроки отказ от тысячелетних традиций и базовых ценностей нации невозможен. А для определенных существенных изменений необходима фиксация ценностей в трех поколениях.
Западный идеал, который реформаторы стремились воплотить и в России, оказался неприемлем в своей основе. Что составляет суть жизненного успеха по западному образцу? Карьера и материальный достаток. Трудись, учись, повышай свою квалификацию, открывай свое дело, работай день и ночь - и ты станешь богатым, добьешься успеха, заслужишь одобрение и уважение в обществе. Такая идеология идет вразрез с православным учением о труде и богатстве. Сфера, создаваемая трудом, - это сфера земного, материального благополучия. Но поскольку сама эта сфера не котируется в православной традиции высоко, то и труд, как средство созидания материального благополучия, нигде не ставится в один ряд со спасением и терпением. И в этом сознание нашего народа полностью единодушно с православной традицией.
Информация о работе Основные ценности современной российской молодежи