Основные элементы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:18, реферат

Краткое описание

Цель работы: Охарактеризовать основные элементы культуры. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
Изучить и проанализировать основные элементы культуры имеющих наиболее важное значение для культуры как общественного явления.
1. Язык.
2. Ценности.
3. Идеологию.
4. Знания и убеждения.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

 

Тема моей работы: Основные элементы культуры.

 

Материальные и духовные ценности, традиции и опыт многих поколений, всемирное наследие и мораль - все  эти понятия объединяются в одну сложную систему под названием  культура.

Термин “культура” произошёл от латинского “culture” - “возделывать, облагораживать”.

В общем смысле культура – это понятие, которое включает в себя общественную деятельность и  жизнь людей. Под культурой принято  понимать ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми. Это созданная искусственная среда самореализации и существования регулирует социальное поведение и взаимодействие людей между собой. Иными словами в понятие культуры входят следующие аспекты: степень развития личности, социально-культурная деятельность человека и результаты этой деятельности.

В социологии под культурой  в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую  совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.

В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или  типа развития общества можно выделить общие компоненты, показатели, в  которых отражается содержание. К  таким основным компонентам культуры обычно относят язык, ценности, верования, нормы.

Актуальность данной темы объясняется тем, что все  проявления человеческой культуры характеризуются  в ее элементах.

Цель работы: Охарактеризовать основные элементы культуры. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой  следующие задачи:

  Изучить и проанализировать основные элементы культуры имеющих наиболее важное значение для культуры как общественного явления.

1. Язык.

2. Ценности.

3. Идеологию.

4.  Знания и убеждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные элементы культуры.

 

 

1. Язык.

 

 

Первоосновой любой  культуры является язык, тот понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют  его элементы в чем-то по-своему, по-особому.

Язык имеет свои уровни: литературный, разговорный, простонародный, местный, профессиональный и т.п. Данная специфика выражается в соответствующих словах, выражениях, словосочетаниях, строении слов.

Язык имеет определенный культурно-речевой статус. Этот статус означает определенное положение языка в системе культуры, которое выражается в основных функциях языка как средства выражения, ретрансляции и воспитания культуры. Социокультурное пространство общества характеризуется тем национальным языком, который распространен среди народа и который, как правило, имеет статус государственного. Именно потому народы, добившиеся национального самоопределения, стремятся закрепить в качестве государственного свой язык. Это становится одним из важнейших факторов культурно-языкового конфликта, как это случилось на постсоветском пространстве в Латвии, Казахстане и других бывших советских республиках.

Казалось бы, какое  всё это имеет отношение к  социологии? Имеет. Ведь человек через  понятийно-логический аппарат структурирует  и воспринимает окружающий мир. Люди, которые не знают числа более 100, видимо, осмысливают множество, количество в чём-то по-своему. Задумаемся: если человек собаку, кошку, не говоря уже о диких животных оценивает как вещь, аналогично мебели, изгороди будут ли его отношения к животным отличаться от отношения тех, кто видит в них своих младших собратьев, живых партнёров по природе. Каково мировосприятие человека, его умение передавать своё видение природы другому, если он не может выразить главный цвет природы — зелёный?

Отметим и роль языка как ретранслятора культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, обрядом, мимикой, танцем. Ушедшие поколения доносят до нас свои умения, навыки, строй мысли в вещественных формах и т. д.

Вместе с тем, нельзя абсолютизировать роль языка в качестве чуть ли не единственного носителя культуры, как это пытаются сделать некоторые исследователи, и в особенности политики. Очень часто, тем более в ХХ веке, язык выступает лишь средством коммуникации. На русском языке в той или иной мере может быть передана и нерусская культура. На английском языке — неанглийская.

Но во всех случаях  вряд ли что-нибудь может конкурировать  с наиболее ёмким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ценности.

 

Как сознательное существо, человек значимые для себя поступки осуществляет осознанно, то есть взвешивает, оценивает, примеряется. Естественно, ценности изучаются под различным углом зрения различными науками. Особая роль в их исследовании принадлежит философии, этике. Социологию ценности интересуют, прежде всего, как фактор, играющий определённую роль в регуляции социальных взаимодействий, давая определённые культуры. В данном случае ценности рассматриваются как составной элемент культуры, выступающий основой идеологии, ценностно-нормативного механизма социальной регуляции.

Ценности — определяющий элемент культуры, её ядро. Для того, чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что  — вредно, что является добром, а  что злом, то есть для выявления ценностей человек должен применить определённые критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре. Их и называют ценностями (ценность как идеальное, воображаемое, как критерий не следует путать с самим объектом, предметом, который уже признан ценным, ценностью для человека).

Ценности выступают  как:

 желательное, предпочтительное  для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т. д.;

 критерий оценки  реальных явлений; 

 они определяют  смысл целенаправленной деятельности;

 регулируют социальные  взаимодействия;

 внутренне побуждают  к деятельности.

Другими словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.

Ценности представляют собой сложный мир. Среди ценностей, выступающих регуляторами взаимодействия людей в обществе, (социальные ценности) следует различать ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Они существуют, прежде всего, как целостность, система.

Каждая система ценностей  имеет как бы одно основание. Таким  фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношения людей, их связей друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой, адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье. Нравственные ценности, пронизывая всю систему ценностей, аппелируют к свободному выбору человека, подкреплены внутриличностными, наиболее глубокими формами контроля (совесть, стыд, покаяние и т. д.).

Вместе с тем, целостность  системы ценностей отнюдь не означает принципиальной невозможности возникновения в рамках одной культуры противоречий и даже конфликтов ценностей.

Конфликты ценностей  проявляются в различных формах. Так, художественные ценности при строительстве  дома очень часто вступают в конфликт с экономической целесообразностью. Политические ценности обеспечения стабильности государства — с экономическими ценностями развития конкуренции как средства достижения высокой эффективности и прибыльности производства.

В стабильных обществах  конфликты ценностей, как правило, решаются в рамках имеющейся культуры. При этом "вечными" остаются споры эгоистов и альтруистов , возникают "вечные" проблемы с ценностями, которые несут новые поколения, и т. д. Общество живёт, развивается культура , сохраняя свою целостность. В нашем же обществе резко сужена зона совпадения ведущих ценностей.

Различие в системах ценностей, идеалов не должно заслонять  то общее, что объединяет носителей  единой культуры (да и человеческой цивилизации в целом).

Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, мир на земле — это великий урок, который преподала нам наша нелёгкая история; это вывод, который делает наука , анализируя природу социальных взаимодействий, роль ценностей в их регуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Идеология

 

Мир ценностей существует в разных видах .Соответственно ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины, или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором - с обычаями, традициями, ритуалами, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.

Рассматривая идеологию, её внутреннее строение и многообразие, к ней следует применить классификацию, которая использовалась  по отношению  к самим ценностям.

Идеология при таком  подходе предстает как достаточно сложное и многоярусное образование. Она может выступать как в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, так и идеологии класса, социальной группы, сословия. Но это отнюдь не означает, что каждый класс, социальная группа имеют как бы полностью изолированную, лишь ее "собственную" идеологию. Сведение всех видов идеологии к классовой идеологии в свое время привело к подчинению идеологии человечества, идеологии общества специфическим узкоклассовым аспектам. Последние приобрели в деятельности некоторых государств доминирующее значение. Делался акцент на том, что различает, обособляет социальные субъекты, группы, классы, а это волей-неволей усиливало конфронтационное начало и не только в сфере идеологической деятельности.

Идеология любого социального  субъекта имеет как бы несколько  пластов, ярусов. Первый - базисный, общечеловеческий, в котором находят свое идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Эта система идеологических взглядов, принципов рассчитана и должна быть в культуре каждого социального объекта. В истории встречались человеконенавистнические, расистские, крайне националистические идеологии (фашизм, апартеид, прежде всего).

Сегодня государства - члены  мирового сообщества берут на себя обязательства руководствоваться  общечеловеческими ценностями, получившими свое идеологическое выражение, в частности, во Всеобщей Декларации прав человека и т.д.

Общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые  в наиболее последовательной форме  фиксируются, в частности, в Конституции  конкретного государства, представляют второй ярус идеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада.

Третий ярус идеологии, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы, обосновывает желательные для данного класса, слоя формы социального устройства общества и т.д. Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет единые, групповые ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить, входить в антагонизм с общенародными и общечеловеческими ценностями. Признание ценности и единства государства, конституционного порядка являются условием идеологической деятельности отдельных партий.

Как видим, происходит постоянное взаимодействие идеологий, что, с одной  стороны, обеспечивает стабильность, целостность общества, с другой стороны, позволяет выбирать, предлагать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Знания и убеждения.

 

Основными элементами культуры являются убеждения. Именно в убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения.

Убеждение — определённое духовное состояние, свойство, для которого характерно генетическая нерасчленённость интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного, наполненное током, энергией воли. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными.

Убеждение - определенное психическое состояние, для которого характерна генетическая нерасчлененность интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное  переживание знания как ценностно-значимого, достоверного, наполненного энергией воли.

Информация о работе Основные элементы культуры