Основные этапы развития социологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:29, доклад

Краткое описание

Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

Основные этапы развития социологии в России.                 

   (по материалам книги  С.С.Новиковой  "История развития  социологии в России")  

     Первый этап: 1869-1890гг.

     1. Социологические теории народников

Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали

возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно

было достичь благодаря активному  вмешательству в ход исторического  процесса.

     Конец 1860х – начало 1880х годов: революционное направление

народничества, сторонники которой  стремились к крестьянской революции.

     Середина 1880х – середина 1890х годов: либеральное направление народничества.

С середины 1890х годов народническая  социология под напором марксистской

критики приходит в упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия

социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что  они

критиковали царизм, требовали уничтожения  феодально – крепостнических

пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России,

идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом

социализма. Их взгляды расходились  только в вопросах подготовки и

осуществления революции, форм и способов революционной деятельности:

     П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы:  «Знание и

революции», «Социальная  революция и задачи нравственности», «Кому принадлежит

будущее».

Был теоретиком  подготовительно  – пропагандистского направления. Выступал за

длительную пропаганду социалистических идей, так как народ еще не готов  к

социалистическому перевороту. Революция  возможна только тогда, когда

большинство населения осознает полностью  ее необходимость.

     М.А.Бакунин  (1814-1876).  Основные социологические работы:

     «Кнуто-Германская  империя и социальная революция», «Государственность и

анархия», «Федерализм, социализм  и антитеологизм» (не закончена).

Был теоретиком бунтарско – анархического  направления, родоначальником

отечественного анархизма. Считал, что социология – наука об общих  законах,

управляющих всем развитием человеческого  общества, а общество – естественный

способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно

никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием

инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.

Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства как  силы,

которая подавляет абсолютную свободу  личности. Всякое государство таит в себе

опасность развития деспотизма управляющих  и рабства управляемых и является

главным препятствием на пути социального  освобождения человека. Основная

сила, способная уничтожить государство  – революция, которая возможна при

любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до

основания старый строй, а вместо государства  будут созданы независимые

общины. Бакунин отвергал не  управление как таковое, а управление

централизованное, сосредоточенное  в одних руках, которое идет «сверху  вниз».

Считал, что религия – социальное зло, освобождение от которого возможно

только благодаря социальной революции.

П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические  работы: « Задачи

революционной пропаганды в России»,  «Что такое партия прогресса», «Накануне

и на другой день революции», «Производительные  силы Европы», «Анархическое

государство».

Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в  трех

сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе.

Основная цель социального прогресса  – приведение в соответствие потребностей

людей с возможностями их удовлетворения.

            2. Субъективная школа

     П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы:

«Социологи-позитивисты», «Введение в историю мысли», «Теория  и практика

прогресса», «Социальная  революция и задачи нравственности», «Задачи понимания

истории».

Считал, что социология – это  наука о солидарности, практические задачи

которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство  и

общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить

подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом.

Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью  ее

интересов. Движущая сила истории  – «критически мыслящая личность», элитарное

меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству

возможность служить народу для  искупления его жертв, возврата народу его

морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это

приведет к застою и гибели.

     Н.К.Михайловский (1842-1904).  Основные социологические работы:

«Аналогический метод  в общественной науке», «Теория Дарвина  и общественная

наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество».

При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании

процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность  человека в

его взаимодействии с социальными  структурами. Только справедливый

общественный строй может гарантировать  уважение к человеческой неповторимости

и индивидуальности.

Идеал общественного развития –  создание таких отношений, которые

способствовали всестороннему  развитию личности. Такое возможно только при

социализме, когда будут реализованы  идеалы свободы, равенства и

справедливости. Михайловский считал, что социализм – это «творчество  личного

начала при посредстве начала общинного».

С середины 1870х годов занялся  психологией «толпы», изучением  психологии

масс, анализом психологических путей  и средств воздействия личностей  на

народ. Проводил различие между понятиями  «герой» и «великая личность».

Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.

     3. Натуралистическое направление.

Его представители выдвигали на первый план географический фактор.

     Л.И.Мечников (1838-1888). Основная социологическая  работа: «Цивилизация и

великие исторические реки. Географическая теория развития современного

общества».

Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм

социального прогресса. Мерилом прогресса  выступает солидарность. Главный

показатель социального прогресса  – степень свободы при образовании

кооперации. Считал, что социальный прогресс проходит те же ступени

солидарности, что и в органическом мире.

Пытался рассмотреть механизм влияния  природы на социальное устройство

общества. Выделял 3 периода в истории  цивилизации: речной, средиземноморский,

океанический. С этой периодизацией  связывает основной закон развития

культуры.

По мнению Мечникова, социологические  законы не сводимы с законами природы,

выступал против социал-дарвинизма.

Пытался связать проблему географического  фактора с условиями материальной

жизни общества.

     4. Органицизм.

Исходный путь органицизма –  гипотетическое отождествление общества с организмом.

     А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: «История и метод»,

«Политика как наука», «История и общественность».

По мнению Стронина, общество –  это организм, а социальные институты  –

отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит

одинаково.

Структуру общества представлял в  виде пирамиды. Вершина - привилегированное

меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты.

Основание- большинство общества( земледельцы и ремесленники).

     П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: «Мысли о

социальной науке будущего», «Социальная патология».

Так как общество – организм, оно  обладает всеми отличительными чертами

организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:

1.Физиологическая или экономическая

2.Морфологическая или юридическая

3.Индивидуальная или политическая

Считал, что классовая борьба и  революция – это патология, ненормальное развитие.

     5. Психологическое направление.

Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма  и

социальных форм проявления поведения  индивида или группы.

     Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: «Социология»,

«Прошедшее философии», «Новая постановка основных вопросов социологи».

Положение  о социальной эволюции как об основном факторе социологии.

Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд,

состоящий из семи категорий: психологическое  взаимодействие – общественные

группы – личность – наука  – философия – искусство –  практическая

деятельность.

     Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы:

«Историко-философские  и социологические этюды», «Введение  в изучение

социологии», «Сущность  исторического процесса и  роль личности в истории»,

«Историка. Теория исторического  знания», «Общие основы социологи».

Общество – сложная система  психологических и практических взаимодействий

личностей, «надорганическая среда». Она делится на культурные группы и

социальную организацию. Культурные группы – предмет изучения психологии,

социальные организации – предмет  изучения социологии.

     6. Плюралистическая школа Ковалевского

     М.М.Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы:

     « Очерк  развития социологических учений»,  «Очерк происхождения и развития

семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода,

племени, собственности, государства  и религии».

Считал, что социология – синтез результатов, полученных конкретными

общественными науками, наука, имеющая  своей целью установление законов  и

тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс

параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место

выдвигались разные факторы.

Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической

закономерностью. Отрицательно относился  к революции, как к источнику

социального прогресса. Считая, что  только система продуманных реформ является

необходимым благом для общества.

В центре соц. теории Ковалевского –  учение о солидарности.

Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий

общественного развития.

     7. Ортодоксальный марксизм.

     Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: «Социализм и

политическая борьба», «Очерки  по истории материализма», «Основные  вопросы

марксизма», «Искусство и  общественная жизнь», «К вопросу о  роли личности в

истории».

Глубокая и основательная критика  методологических основ буржуазной

социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию

предвидящую).

Критика буржуазной философии.

Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма,

рассматривал методологию научного предвидения в социальном познании.

Критиковал теорию фактов в социологии,  плюралистические взгляды

Ковалевского, субъективную социологию народничества.

Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях

личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на

определенном этапе развития общества.

    

     Второй этап: 1890е годы – начало ХХ века.

    

     1.    Неокантианство.

Основные моменты неокантианской концепции:

-Приоритет логических основ

-Критика понятий и языка социологии

-Гносеологическое философствование

Неокантианство в России можно  разбить на 3 группы:

     1.1 Ортодоксальное ядро (социологическая гносеология)

     А.С.Лаппо-Данилевский  (1863-1919). Основная социологическая  работа:

«Методология истории».

Он выступил за переход от «публицистического любительства» в социологии к  ее

специализации, то есть к научному профессионализму. В центре его внимания –

вопросы синтеза истории и социологии.

Считал, что социология – это  абстрактная, обобщающая наука, которая  не может

опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.

     Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: «Общество и личность», «Социальные

науки и право».

Общество, по его мнению, это психическое  взаимодействие людей, и его нельзя

рассматривать с помощью пространственных категорий.

Отмечал наличие кризиса в современном  социальном познании, выход из которого

надо искать в области методологии.

Настаивал на пересмотре всех основ  социального знания.

     1.2 Субъективно –нормативная концепция.

     П.И.Новгородцев  (1866-1924)

Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир

личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта,

части социальной среды. Общество –  сознание отдельных лиц.

Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их

концепции права о том, что социальному  прогрессу всегда предшествует поворот

к идеализму. Эту идею он положил  в основу «системы нравственного  идеализма».

Информация о работе Основные этапы развития социологии в России