Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:05, статья
В наши дни особо остро встаёт проблема воспитания молодёжи. Не обошла она стороной и Северный Кавказ. Северный Кавказ отличается разнообразным этническим составом, особой культурой народов, их ценностей и социальным положением. На небольшой территории скоплено множество национальностей. В свою очередь, в каждой республике есть свои особенности: культура, традиции, обычаи, религия, ценности. В связи с этим возникают труднопреодолимые проблемы, имеющие огромное значение для всей страны. Эти проблемы с каждым днём становятся всё актуальнее.
Особенности молодёжи Северного Кавказа (на примере РСО - Алании).
В наши дни особо остро встаёт проблема воспитания молодёжи. Не обошла она стороной и Северный Кавказ. Северный Кавказ отличается разнообразным этническим составом, особой культурой народов, их ценностей и социальным положением. На небольшой территории скоплено множество национальностей. В свою очередь, в каждой республике есть свои особенности: культура, традиции, обычаи, религия, ценности. В связи с этим возникают труднопреодолимые проблемы, имеющие огромное значение для всей страны. Эти проблемы с каждым днём становятся всё актуальнее.
Рассмотрим проблему на примере одной из республик Северного Кавказа - РСО - Алания. Эта маленькая республика самая своеобразная и специфичная в своём роде. Она имеет много сходств с другими землями, но отличается она практически по всем аспектам сравнения. В ней присутствуют такие тонкие отличительные черты, которые вызовут удивление, а может и восхищение у любого. Это может странно звучать, т.к. на протяжении веков Осетия испытывала сильнейшее влияние в буквальном смысле со всех сторон. С юга - влияние Грузии, с севера - России, на востоке- Ингушетии и Чечни, на западе - Кабардино-Балкарии. Несмотря на это осетины сохранили свою культуру, религию, традиции и язык.
Молодежь – поколение людей (от16 до 30 лет), проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции (В.Т. Лисовский). Если брать характеристику молодёжи как таковой, то можно сказать, что она более образована, постигает многие науки в век информационных технологий, осваивает новые профессии и науки. Молодёжь наследует опыт и мудрость старших поколений, использует её в своих исследованиях, познаёт новое и неизведанное. Молодёжь как общественное явление имеет свои социально-психологические особенности – наиболее существенные свойства, качества, интересы отдельных групп. Такие как повышенная социальная активность: большой интерес к различным сторонам жизни, поиск значимых сфер деятельности, стремление испытать на себе, испытать себя, найти смысл жизни, найти самого себя, неравнодушие к современным проблемам; повышенная эмоциональность: высокая чувствительность, максимализм, открытость и резкость. Это особая среда, люди которой нуждаются в понимании, уважении со стороны старших, уважении их интересов, стремлений.
Развитие и будущее общества – в молодёжи. Именно в неё надо вкладывать свои силы, отдавать свои знания, умения, навыки. Нужно заботиться обо всей молодёжи как о собственных детях, прививать им всё лучшее, что есть в жизни. Молодёжь должна научиться преодолевать жизненные трудности, уметь оставаться человеком в любой ситуации. Молодые должные стремиться стать лучше своих предшественников и, не потому что они будут лучше, а чтобы ими гордились, чтобы они стали достойной заменой. Конечно, для этого необходимо и мудрое старшее поколение, но чем достойнее будет последующее, тем прогрессивнее и успешнее будет развиваться и последующая молодёжь. В итоге успех заключается в эффективном взаимодействии обеих сторон.
Следует обращать своё внимание на ценности молодёжи, на то какие проблемы волнуют её, чем они довольны и недовольны. В 2007 году во Владикавказе были опрошены 250 студентов 4 государственных вузов. Результаты опроса были несколько неожиданные. Больше всего студентов интересовали социальные проблемы. Опасение не найти работу после окончания вуза высказали 47 % опрошенных, стольких же волнует наркомания, алкоголизм, культ силы, насилие в молодежной среде. Трудное материальное положение - 42%. Опасение за безопасность – свою, семьи, близких - 41%. Состояние экологии, здравоохранения, платность медицинских услуг - 31 %, безразличие властных структур к запросам и интересам молодежи - 20 % и т.д. В иерархии ценностей студентов Владикавказа на первом месте здоровье, а затем семья и деньги, намного опередившие профессионализм, творчество, личную безопасность. В то же время молодежь республики стремится избежать бедности, воспринимаемой как «удел неудачников», и в образование вносится установка на получение диплома, восхождение по социальной лестнице.
Национальные традиции, обычаи, культура, религия, история, язык менталитет, – то всё без чего не проживёт ни один народ в мире. Это точно относится и к осетинскому народу. Народ Северной Осетии поистине уникален и неповторим. У него существуют такие характерные черты, которые не встретишь нигде.
Традиции и обычаи осетин - визитная карточка осетинского народа. Это непреходящие, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Эти обряды пришли к нам из древности и несут в себе истину. Старшие передают младшим всё то, что они узнали от своих отцов. Это именно то что, помогает сохранить свою самобытность в современном мире. Всё это - как живая вода для молодёжи, то, что не даёт ей измениться в худшую сторону. Молодёжь, соблюдая эти традиции и обычаи, приобретает скромность, уважение к самому себе, честь, мужество и уверенность, гордость за своих предков. Познав традиции и обычаи, мы можем ходить с высоко поднятой головой, чувствуя в себе большую ответственность и Долг. Долг перед народом, который нужно нести в себе всю жизнь.
Культура осетин тоже специфична. С малых лет детям рассказывают о добре и зле, сказки о героях (Нартовский эпос), объясняют пословицы, поговорки, загадывают загадки, учат национальным танцам.
Религия занимает отдельное место. Она не похожа ни на одну религию в мире. Раньше детей не крестили, и мусульман тоже не было. Не было ни церквей, ни мечетей, ни синагог. В то же время осетин нельзя назвать язычниками. Осетины обращались к богу за столом с тремя пирогами, которые символизировали трёхмерное строение мироздания — Бог, Солнце, Земля. Если такой возможности не было, то молились в открытой местности, стоя, сняв головной убор. Дети и подростки слушали молитвы, молча и вскоре, запоминали их. К счастью осетины сохранили веру. Молодёжь, учась у старших молитвам, находят в них мудрость.
История богата и объёмна. Самое главное, что помнят здесь - предков, войны, походы, выдающихся людей. Молодёжь очень гордится своими предками - Скифами, Сарматами, Аланами. Аланы известны всему миру своими походами и завоеваниями. Молодёжь почитает древних воинов. Здесь она находит храбрость, доблесть, честь, силу, мудрость. Познав своих предков, молодые люди становятся истинными патриотами.
Язык осетин относится к индоиранской ветви языков. К сожалению, в Северной Осетии большинство людей забывают свой язык и разговаривают на русском. Всемирной организацией Юнеско осетинский язык признан вымирающим. Молодёжь в силу многих причин, не разговаривая на своём языке и забывая его, наносит колоссальный урон всему перечисленному выше. Без родного языка можно потерять всё народное богатство, накопленное тысячелетиями. Лишь малая доля осетинской молодёжи задумывается над этим.
Широкий круг жизненных обстоятельств, богатое историческое прошлое, природно-экономические факторы сыграли существенное значение в формировании осетинского менталитета. Сюда входят этнические особенности, психологические характеристики, стереотипы поведения, система ценностных ориентаций (Х. В. Дзуцев). Молодёжь приобретает установки на справедливость, уважение к авторитету, почитание родной истории, стремление к толерантности, миролюбию, добрососедству и согласию.
Та молодёжь, которая жила в древние века и даже та, которая была совсем недавно (даже около 40 лет назад) совсем не похожа на нынешнюю. Современная молодёжь Северной Осетии практически не разговаривает на родном языке (особенно Владикавказ). Традиции и обычаи знают очень мало молодых людей и, если даже знают, то частично. Многие принимают ислам и христианство. О своей истории знают только поверхностно, культуру не ценят. Это вполне объяснимо и на это есть много причин. Во-первых, старшее поколение, которое равнодушно к этому относится – некоторые старшие сами не знают многого и стесняются в этом признаться. Во-вторых, большое влияние оказывает Россия. Происходит так называемое «обрусение» молодёжи. Также влияние других народов - отсюда и ислам. Для сравнения, старшее поколение, будучи молодыми, знали и соблюдали все каноны предков, разговаривали исключительно на осетинском языке, и знали всё то, что им объясняли. Но, постепенно это всё утрачивалось. Самое страшное то, что это может привести к полному исчезновению языка, а затем и народа.
Итак, чтобы познать особенности молодёжи Северного Кавказа необходимо рассматривать её социокультурные особенности , в частности- социально-психологические, представить социологические данные и, на их основе сделать небольшой анализ. Нужно узнать особенности молодёжи, рассматривая Северный Кавказ в целом и по республикам (РСО - Алания).
Список использованных источников
Информация о работе Особенности молодёжи Северного Кавказа (на примере РСО - Алании)