Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 19:45, доклад
Сегодня Украина выбрала европейский путь развития, который включает в себя развитие страны, в соответствии с ориентацией на европейское общество. Безусловно, европейская интеграция невозможна без создания единой и целостной системы образования, которая бы обеспечила подготовку высококвалифицированных специалистов, профессионалов в тех или иных областях.
Сегодня Украина выбрала европейский путь развития, который включает в себя развитие страны, в соответствии с ориентацией на европейское общество. Безусловно, европейская интеграция невозможна без создания единой и целостной системы образования, которая бы обеспечила подготовку высококвалифицированных специалистов, профессионалов в тех или иных областях. Более того, для создания единой полноценной системы образования необходима ее унификация. Это необходимо для того, чтобы работодатель, держа в руках диплом выпускника любого ВУЗа Европы, четко представлял себе степень знаний и уровень умений такого специалиста. Именно по этому Украине пришлось переходить на новую образовательную платформу, которая без труда бы позволила украинским выпускникам трудоустроиться за границей. Однако, осуществляя переход на новые принципы образования Украина столкнулась с целым рядом проблем, часть которых не удается решить и сегодня.
Одной из центральных проблем
в этой сфере стало формирование двухуровневой
системы образования, которая включает
в себя подготовку выпускников двух уровней:
магистров и бакалавров. Но данное новшество
прижилось в Украине с определенными преобразованиями.
Так как национальный работодатель не
рассматривает бакалавра как выпускника
с оконченным высшим образованием, то
ВУЗам пришлось вводить промежуточное
звено между бакалавром и магистром. Это
место занял уровень специалиста. Министерство
образования Украины разграничило эти
образовательно-
Безусловно, существует ряд положительный сторон введения Болонского процесса. Основной сильной стороной данной системы является тот факт, что образовательная сфера становиться мобильной. С одной стороны, студент безболезненно может сменить учебное заведение, так как учебные курсы, читаемые во всех ВУЗах едины и могут быть зачтены на основе оценок других высших заведений. С другой стороны, студент может перепрофилироваться и продолжить обучение уже в другой отрасли, при этом, повторно не изучая курсы, которыми он уже овладел. Более того, диплом, полученный в одном из ВУЗов Европы, не требует дополнительного подтверждения и признается во всех странах с болонской формой образования. Так же нельзя не отметить, что Болонский процесс подразумевает использование новых и прогрессивных систем и методов образования, что повышает его общее качество, учебные планы становятся более обоснованными и понятными, то есть студент уже в начале курса обучения ясно понимает, где и как он может набрать количество кредитов, необходимое для успешной сдачи зачета или экзамена.
Но наряду с положительными сторонами болонского процесса, существует широкий ряд недостатков и недоработок, которые могут свести на нет всю образовательную систему, тем самым создав глобальный и продолжительный кризис на рынке труда, и как следствие, в экономике в целом.
Основной проблемой европейской научной интеграции Украины стал тот факт, что введение Болонского процесса было не подготовленным и не до конца продуманным. Это привело к тому, что европейская система еще не была окончательно построена, а национальная уже была окончательно разрушена. Это создало некоторую неопределенность в образовательной сфере и сформировало двойные стандарты в образовании, что полностью противоречит системе Болонского обучения. Так же формирование единого образовательного пространства грозит Украине «утечкой умов», то есть студент получивший образование в Украине (особенно если он обучался на бюджетной форме) сможет использовать полученные знания за границей, тем самым оставив национальную экономику в убытке. В этом свете Украина пыталась обязать украинских бюджетных студентов трудоустроиться на несколько лет на национальных предприятиях, однако столкнулась с банальной нехваткой рабочих мест и невозможностью их оперативного создания.
Не менее опасной стороной Болонского процесса является введение тестовой системы оценки знаний. Естественно, это значительно упрощает процесс проверки и контроля знаний студентов и обеспечивает стандартизацию учебного процесса, однако, это приводит к формированию стандартного мышления у студентов, то есть вместо поиска решения проблемы, он способен только выбрать необходимое решение из списка предложенных. Эта особенность наиболее пагубно влияет на уровень знаний и умений специалистов в области управления, которые могут оказаться неспособными находить нелинейные и креативные решения. Так же тесты, пришедшие на смену устным ответам, пагубно влияют и на ораторские способности студентов, которым стало проще сформировать свои мысли на бумаге. Это необратимый удар для специалистов в области образования, и других специальностей, в которых не обойтись без вербальной передачи информации.
Так же Болонский процесс позволяет студенту прекратить обучение, а через время продолжить образовательный процесс с сохранением уже набранных кредитов. Это может привести к низкому уровню знаний у такого специалиста, так как полученные теоретические и практические навыки могут быть забыты или утрачены за время такого перерыва.
Данная система подразумевает уменьшение аудиторных часов и увеличение самостоятельности студентов в отношении их самообразования. Но будет ли современный российский студент использовать освободившееся время, предназначенное для самообразования, по назначению? Скорее всего, нет. Таким образом, может быть подорвана главная функция наших ВУЗов - научить человека учиться. Основная масса студентов, кто останавливается лишь на степени бакалавра, не имеет широкого образования, и, соответственно, широкого кругозора, поэтому ими легко можно манипулировать, ведь у них и свободы выбора, по сути, нет
минусом Болонского процесса является
сохраняющаяся дискриминация в признании
дипломов. В настоящее время юридически
признанными являются дипломы о высшем
образовании только в рамках Европейского
Союза. Дипломы выпускников, окончивших
вузы в иных странах, хотя и являющихся
участниками Болонского процесса, в странах
ЕС не признаются. Соответственно и, наоборот.
Поэтому Вы можете окончить вуз в России,
являющейся участницей болонской системы,
но Ваш диплом не будет признан в странах
ЕС. Точно также Вы можете получить высшее
образование в какой -либо стране ЕС, но
он не будет признан в России. А это очень
важно для трудоустройства. Например,
в соответствие с российским законодательством
некоторые должности могут занимать только
лица с высшим образованием. Но, если Вы
его получили, например, в Великобритании,
и Ваш диплом не нострифицирован, то занять
такую должность Вы уже не сможете.
Я считаю, что введение Болонского процесса в Украине было поспешным, не до конца продуманным, и как следствие неполноценным. На сегодняшний день украинская система образования требует экстренных и принципиальных реформ, которые помогли бы стране выбраться из образовательной ямы. Отсутствие кардинальных изменений может привести к необратимому процессу глобального общенационального снижения уровня знаний, что является недопустимым.
Информация о работе Плюсы и минусы Болонсокого процесса в Украине