Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:46, контрольная работа
Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной. Мотивированная поведенческая реакция ухода обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьёзного конфликта в семье, с родителями).
ПОБЕГИ, УХОДЫ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО, ПРОГУЛЫ ПОДРОСТКОВ
И задача родителей,
педагогов, психологов и психотерапевтов
в этом случае - расширить эмоционально- Мотивированная реакция ухода по психологически понятным причинам возникает как ситуационная характерологическая реакция на фоне острой психической травмы (пережитого стресса) у условно здоровых детей и подростков (причинами могут быть реагирование на потерю, острый конфликт со значимыми людьми, острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма, неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал, острый эпизод насилия со стороны родителей). У подростков с
акцентуированными чертами характера психологически понятная причина,
как правило, есть, но степень реагирования
подростка не соответствует силе воздействия
психической травматизации. Психическая
травматизация в этих случаях носит, чаще
всего, хронический характер (безнадзорность,
низкий социальный статус семьи, депривация
- неудовлетворение базовых потребностей
ребенка, повторяющиеся эпизоды насилия).
Реакции ухода возникают у акцентуированных
личностей как обдуманные с предварительной
подготовкой и продумыванием деталей
побега (планируемые - как реакция эмансипации
или демонстративная реакция) или импунитивные
(совершенные под воздействием момента
в состоянии выраженного аффекта без обдумывания
и подготовки). Реакции ухода у подростков, страдающих стойкими аномалиями характера (психопатиями), проявляются в моменты декомпенсации психопатии. Уходам и побегам может предшествовать какая-либо психологическая травма, однако при психопатиях подросток привычно (однотипно) реагирует на любую психологическую травму (или на те ситуации, которые он расценивает как психотравму) - мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т. е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные. Таким образом, мотивированные уходы могут быть у условно здоровых, у акцентуированных лиц и у страдающих формирующейся или стойкой аномалией характера. Неблагоприятная динамика развития мотивированных уходов может быть такова: психогенная реакция ухода (мотивированная реакция) не подвергается коррекции (эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка не расширяется), и тогда она становится привычным патологическим стереотипом поведения и может развиться в стадию импульсивных непреодолимых уходов (дромомания), что уже является немотивированной реакцией ухода. Немотивированные уходы - это патология, возникают в рамках каких-либо психических расстройств. Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом. К примеру, вдруг, на фоне полного благополучия, подросток собирается и исчезает "погулять", и гуляет несколько дней или даже недель. Такой уход возникает чаще на фоне нарушений в сфере влечений (вплоть до импульсивного непреодолимого стремления к уходу - дромомания), неодолимой жажды приключений (расстройства эмоционально-волевой сферы). Реакции уходов и побегов могут возникнуть у детей и подростков с задержкой психического развития и у умственно отсталых лиц, у лиц с признаками резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы, у лиц с психоорганическим синдромом в периоды дисфорических (тоскливо-злобных) колебаний настроения и носить немотивированный характер. Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения или, напротив, на фоне необъяснимо повышенного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией (такие нарушения могут быть проявлением аффективных нарушений, дисфории или депрессии). Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция). Степень тяжести
синдрома уходов и бродяжничества определяется
следующим образом: Что могут
делать родители, чтобы предупредить
ситуацию уходов и побегов подростков
из дома? Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз? Не
пытайтесь решить проблему силовыми
методами. Некоторые родители, боясь
очередного побега, прячут вещи подростка,
запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте
очень сильно развито стремление к противоречию.
Поэтому драконовские меры могут только
усилить желание подростка вырваться
из дома. |
Бродяжничество подростков
Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной. Мотивированная поведенческая реакция ухода обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток. Она возникает по психологически понятным причинам , как ситуационная характерологическая реакция на фоне острой психической травмы (пережитого стресса) у условно здоровых детей и подростков (причинами могут быть реагирование на потерю, острый конфликт со значимыми людьми, острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма, неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал, острый эпизод насилия со стороны родителей).
Задача родителей, педагогов, психологов и психотерапевтов - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения (к примеру, позвонить родителям, написать заявление в милицию, обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).
В социально-реабилитационных центрах стало больше юных жильцов, мы снова пытаемся пересчитать брошенных и найти способы решения проблемы безнадзорности и беспризорности. Также существуют и склонные к бродяжничеству - они проживают вместе с родственниками, но ведут «уличный» образ жизни. Кстати, несмотря на то, что источником безнадзорности всегда были неблагополучные семьи, некоторые патологически склонные к бродяжничеству дети по своим социальным признакам вовсе не принадлежат к категории семей «трудных».
Что же происходит с нашими детьми? Почему беспризорников и детей, без надзора стало сейчас больше? Почему мы допустили это?
На прием в последнее
время стали приходить в
Родители для ребенка выступает:
Во-первых, - источником эмоционального тепла и поддержки.
Во-вторых - властью, высшей инстанцией, распорядителями благ.
В-третьих, - образцом и примером для подражания.
В-четвертых, - другом и советчиком.
Что сейчас на самом деле происходит в сознании родителей?
Эмоциональные связи родителей и детей разрываются и заменяются или вытесняются связями с другими, между родителями и детьми с каждым днем растет стена непонимания.
Родители оказываются не в состоянии регулировать поведение своих детей, те нормы и ценности, на которые ориентируются они, становится чужими для их детей. В основе отчуждения лежит нежелание родителей заметить изменения в ребенке, принять их и перестроить свои взаимоотношения. В нас говорит слепое и безрассудное стремление опираться на формальную власть, авторитарность, принуждение, т.е. родители, отказываются менять что-либо в себе, но очень хотят изменить и подчинить своей воле ребенка. Все это ведет к изменениям в психике и как следствие в поведении ребенка. У детей происходит самоотрицание, они не контролируют свои импульсы, что ведет к конфликтам с окружающими, плохому самообладанию и неумению справиться с трудными ситуациями. Ребенок очень быстро теряет интерес к семье, к учебе, неразборчивость в связях, неумение держать дистанцию, а также неудовлетворенный «Я - идеал» и способствует приобщению к антисоциальным группам и бродяжничеству.
Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности, у каждого своя нервная система. Поэтому родители должны четко усвоить - ребенок - это не ваша собственность, это совершенно отдельная и самостоятельная единица вашей жизни. Поэтому, как только вы, уважаемые родители, начали замечать, что в ваших отношениях с детьми появилось напряжение, срочно принимайте меры для выяснения причины. Особенно в подростковом возрасте, когда все реакции обострены, никогда не знаешь, что вызовет у .подростка бурную реакцию. И обратите внимание - эти бурные реакции возникают в ответ на те неприятности, которые выводят из себя и вас, взрослых. Относиться к детям нужно так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.
Сталкиваясь с проблемами в поведении наших детей мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и обратная связь - ребенок, сталкиваясь с проблемами в поведении родителей испытывает негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх и огорчение.
Как помочь вам, родители, эффективно взаимодействовать с детьми, чтобы они чувствовали себя с вами спокойно и уверенно, чтобы были для них самой авторитетной группой и самой веселой компанией? Вот несколько рецептов:
слушайте своего ребенка;
проводите с ним как можно больше времени (игры, совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совместные прогулки; совместные покупки совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи);
делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;
следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены: скажите себе "CТОП" и посчитайте до 10;
не прикасайтесь к ребенку;
лучше уйдите в другую комнату;
отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);
в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;
дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью;
если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я - сообщение» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:
-«Извини, я очень
устала на работе. У меня не
все ладится. Был очень
-«Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;
-«Извини, я сейчас
очень раздражена. Ты абсолютно
ни при чем и ни в чем
не виноват. Сейчас я приведу с
в те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:
-сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
-примите теплую ванну, душ;
-выпейте чаю;
-послушайте любимую музыку;
-просто расслабьтесь, лежа на диване;
-используйте глубокое дыхание,
старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев эмоциональный срыв:
-не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого - управляйте собой.
Вот эти советы - это самое малое, что мы можем сделать для того, чтобы наши дети не жаждали вольницы, не рвались ночевать пусть и в теплом коллекторе или подвале, но без взрослых указок и всяких там школ с занудными учителями. Конечно, это общие рецепты, а наш каждый отдельный случай необходимо рассматривать индивидуально. Для решения конкретной проблемы обращайтесь к нам, и не забывайте, всякая перестройка должна начинаться с самого себя.
Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков: исторические и нозологические аспекты
А.А.Резаков, И.В.Макаров
Центр восстановительного лечения "Детская
психиатрия"; Научно-исследовательский психоневрологический
институт им. В.М.Бехтерева МЗ и СР РФ, Санкт-Петербург
По данным Г.П.Пантелеевой (1986
г.), впервые в работах английского психиатра
J.Prichard (1835, 1847 гг.) говорилось о "моральном
помешательстве". Одна из подгрупп расстройств
соответствовала выделенной впоследствии
шизофрении с гебоидными нарушениями,
в том числе с синдромом уходов и бродяжничества.
Понятие "морального помешательства"
сохранялось в психиатрии до начала 1900
г. Излишнее увлечение положениями о наследственности
привело к тому, что преступные наклонности
и асоциальное поведение рассматривались
как симптом патологического психического
состояния в молодом возрасте. Как отмечает
Г.П.Пантелеева (1986 г.), в Англии был даже
введен термин "ювенильный преступник"
в 1863 г. Большинство исследователей все
больше приходили к утверждению неоднородности
понятия "морального помешательства"
и к отрицанию его самостоятельности как
клинической единицы. Многие психиатры
того времени (H.Schule, 1878, 1880; K.Kraft-Ebing, 1881,
1897; L.Scholz, 1897 – цит. по Г.П.Пантелеевой,
1986 г.) относили случаи " морального
помешательства" с асоциальным поведением
к обширной группе пубертатных психозов
и объединяли их с ранней деменцией. Другие,
например P.Nacre (1896 г. – цит. по Г.П.Пантелеевой,
1986 г.), считали, что такие нарушения поведения
имеют преходящий характер. Впервые K.Kahlbaum
(1863 г. – цит. по Г.К.Ушакову, 1973 г.) четко
поставил происхождение психических заболеваний
в причинную зависимость от биологических
возрастных периодов и описал "моральное
помешательство" в молодом возрасте,
основной чертой данного состояния являлось
"бесформенное поведение и извращение
влечений". В 1884 г. P.Jehn (цит. по Г.П.Пантелеевой,
1986 г.) описал клиническую форму заболевания
с "годами хулиганства" у юношей 15–16
лет. В 1901 г. С.С.Корсаков (цит. по Г.П.Пантелеевой,
1986 г.) разграничил гебоидофрению от дегенеративно
обусловленных нарушений моральных качеств.
В 1949 г. E.Kretschmer (цит. по Г.П.Пантелеевой,
1986 г.) говорил о разграничении между пубертатными
кризами и "легкими гебоидами". Французские
психиатры разграничивали собственно
асоциальное поведение с синдромом уходов
и бродяжничества с таким же поведением
при гебоидной форме шизофрении. Американские
психиатры рассматривали асоциальное
поведение как способ осуществления своих
конфликтов и переживаний, а явление "хиппи"
как вид выражения погранично-асоциальной
личности с переживанием отчуждения в
кочевом образе жизни, в постоянных уходах
и бродяжничестве. Польский психиатр T.Bilikiewiez
(1969 г. – цит. по Г.П.Пантелеевой, 1986 г.) разграничивал
синдром уходов и бродяжничества при гебоидной
форме шизофрении и психопатии.
Уходы и бродяжничество имеют различную
нозологическую принадлежность. Многие
авторы рассматривали эти состояния как
проявление реакций эмансипации, оппозиции,
протеста и отказа у детей и подростков
с определенными типами акцентуаций характера
[1–4]. Так, А.Е.Личко (1979 г.) считал, что у
подростков с гипертимной акцентуацией
в результате реакции эмансипации могут
быть уходы и бродяжничество с целью "пожить
свободной жизнью"; у подростков же
с истероидной акцентуацией в результате
реакции оппозиции с целью привлечь к
себе внимание часто отмечаются уходы
из дома; при неустойчивом типе акцентуации
уходы и бродяжничество отмечаются ввиду
повышенной подражаемости и внушаемости.
К.С.Лебединская (1988 г.) также выделяла
у подростков с неустойчивым типом акцентуации
явление "сенсорной жажды", в этом
случае импульсивные побеги из дома становились
постепенно неодолимыми.
При психопатиях синдром уходов и бродяжничества
отмечался довольно часто. По мнению А.Е.Личко
(1979 г.), гипертимная психопатия, неустойчивая
и лабильно-неустойчивая, эпилептоидная
психопатия (при которой бывает истинная
дромомания), истероидная и истеронеустойчивая
психопатия при декомпенсации проявляются
синдромом уходов и бродяжничества. С
этим коррелирует мнение В.А.Гурьевой
и В.Я.Гиндикина (1980 г.), которые описали
при декомпенсации психопатий длительные
побеги из дома, становившиеся с возрастом
дромоманией; авторы отмечали возможность
реактивного происхождения уходов из
дома у астенических психопатов, а у шизоидных
и неустойчивых психопатических личностей
выделяли истинные расстройства влечений.
А.Е.Личко (1979 г.) разделил побеги и бродяжничество
на 3 типа: импунитивные (следствие острой
аффективной реакции импунитивного типа),
эмансипационные и демонстративные (как
проявление острой аффективной реакции
демонстративного типа), по его мнению,
эти 3 типа побегов являются психогениями.
С этим совпадает мнение других авторов
о том, что в последние годы в структуре
психогенных расстройств у подростков
отмечаются депрессивные дисфорические
реакции, проявляющиеся в уходах из дома
с возможностью злоупотребления летучими
растворителями и группированием вокруг
отрицательного лидера [2]. К.С.Лебединская
и соавт. (1988 г.), В.В.Ковалев (1995 г.) описали
синдром уходов и бродяжничества у детей
с задержкой психического развития и олигофренией.
У детей с задержкой психического развития
влечение к бродяжничеству возникало
в периоды дисфорических колебаний настроения
и являлось разрешающим моментом аффективной
напряженности. Синдром уходов и бродяжничества
при олигофрениях отражает в поведении
более выраженную интеллектуальную недостаточность,
грубость и гротескность: украденные или
взятые вещи из дома, даже дорогие, обменивались
на сладкое; "ненужные" деньги иногда
рвались; не учитывая ситуацию, такие дети
и подростки быстро попадались на кражах;
уезжали со случайными знакомыми в другие
города, где, будучи брошенными, проявляли
полную беспомощность [2, 3]. При олигофрениях
синдром уходов и бродяжничества приобретает
стойкий, неодолимый характер, может сочетаться
с другими проявлениями патологии влечений,
такими как сексуальная расторможенность,
агрессивно-садистические тенденции,
повышение аппетита вплоть до прожорливости,
плохо поддается медикаментозной и лечебно-педагогической
коррекции [2].
Взаимосвязь аффективных нарушений и
синдрома уходов и бродяжничества прослеживалась
в работах многих авторов [4–7]. По мнению
А.Е.Личко (1979 г.), уходы из дома в маниакальном
состоянии нередки, но не являются дромоманией,
они связаны с поиском новых впечатлений,
знакомств и расширением "поля деятельности".
Отсутствовал заранее обдуманный план,
было только "вдохновение". При делинквентном
компоненте маниакальных состояний подростки
ведут бродяжнический образ жизни и вообще
уходят из дома [4]. С.Д.Озерецковский (1987
г.) описал случай уходов и бродяжничества
при стертом депрессивном состоянии, когда
спокойные подростки, не обнаруживающие
проявлений дезадаптации в семье и школьном
коллективе, начинали проявлять различные
отклонения в поведении, не свойственные
им ранее; при этом уходы из дома и пропуски
уроков были длительными. Ю.Б.Мюжгинский
(1995 г.) считал, что при аффективных нарушениях
"возрастных расстройствах эмоций"
у подростков отмечаются частые уходы
из дома. А.Б.Смулевич (2003 г.) указывает
на возможность развития страсти к перемене
мест вплоть до бродяжничества у больных,
страдающих гипоманией или реактивной
депрессией при шизофрении. Среди клинических
симптомов наряду с шизоидными изменениями
и явлениями реактивной лабильности отмечались
стертые аффективные фазы, носящие сезонный
характер; с доминированием овладевающих
представлений; влечение к бродяжничеству
в период гипомании персистирует и в период
депрессии [7].
Г.К.Ушаков (1973 г.) отмечал, что мотивация
"детских побегов" в клинике значительно
вариабельна. Он считал, что побеги из
дома больные дети и подростки совершают:
а) в сумеречном состоянии сознания; б)
с целью осуществления болезненно обостренного
воображения (фантазий); в) как вариант
семейной конфликтной ситуации; г) как
проявление посттравматических психических
нарушений с асоциальными тенденциями.
G.Jun (1987 г.) считала, что у детей с органическими
церебральными нарушениями при обучении
по программе, не соответствующей их интеллектуальному
развитию, возможно нахождение "успехов
в отрицательном"; в этом случае, даже
воспитываясь в благополучной семье, они
могут уходить из дома, бродяжничать, при
наказании со стороны родителей возможно
учащение уходов и бродяжничества в виде
протестных реакций.
Г.Е.Сухарева (1974 г.) выделяла нарушение
влечений со склонностью к бродяжничеству
и пропусками уроков в школе у лиц с отдаленным
последствием черепно-мозговой травмы,
при снижении интеллекта и дальнейшем
развитии психоорганического синдрома.
Это мнение перекликается с мнением В.В.Ковалева
(1995 г.) и Л.А.Лусс (1996 г.). Кроме того, Л.А.Лусс
(1996 г.) указывает на возможность антисоциального
поведения и влечение к бродяжничеству
у больных с эпидемическим энцефалитом
и на трудности дифференциальной диагностики
таких состояний при шизофрении; основным
отличием от шизофрении являлось отсутствие
элементов расщепления влечений. Г.Е.Сухарева
(1974 г.) отмечала, что в состоянии помраченного
сознания при эпилепсии, когда одной из
форм проявления психических пароксизмов
являются фуги, дети внезапно убегают
из дома и бродяжничают без наличия психогенных
мотивов.
Отдельную проблему составляет синдром
уходов и бродяжничества при шизофрении.
Изучением данного вопроса занимались
целый ряд авторов [1, 2, 4, 7–13].
М.Ш.Вроно (1971 г.) отмечал, что при подостром
начале шизофрения у детей препубертатного
возраста начинается с влечения к бродяжничеству,
антисоциальных тенденций, но для пубертатного
возраста особенно характерен гебоидный
синдром с изменениями личности, растормаживанием
влечений, холодной жестокостью, садистскими
тенденциями. Он считал, что при длительном
течении болезни, в случае олигофреноподобного
дефекта отмечаются длительные уходы
и бродяжничество без цели, достигающие
степени дромомании. А.В.Снежневский (1972
г.) описал гебоидный синдром при юношеской
непрерывно текущей злокачественной шизофрении
и при приступообразно-прогредиентной
шизофрении с развязыванием влечений,
в том числе и с бродяжничеством. Г.Е.Сухарева
(1937, 1974 гг.) считала появление синдрома
уходов и бродяжничества при шизофрении
как утяжеление клинической картины заболевания;
при этом большую роль в выраженности
данного синдрома при шизофрении автор
связывала с интенсивностью полового
созревания (искаженный "пубертатный"
криз). М.Я.Цуцульковская и соавт. (1986 г.)
описали синдром уходов и бродяжничества
при гебоидной форме шизофрении с бессмысленностью
и извращением поступков и эмоций. В случае
бродяжничества отмечался выбор и учет
обстановки, компании; большую роль, по
мнению М.Я.Цуцульковской и соавт. (1986 г.),
играл элемент подражания; при этом вначале
уходы и бродяжничество не воспринимались
больными как неодолимые, но постепенно
становились более неадекватными, стереотипными,
утрачивали истинный компонент влечения.
Н.М.Жариков и Ю.Г.Тюльпин (2000 г.) считают,
что в случае простой формы шизофрении
синдром уходов и бродяжничества постепенно
трансформировался: терялась связь с асоциальной
компанией, уходы становились безмотивными
и совершались в одиночку. Л.А.Лусс (1996
г.), Л.Ш.Гаммацаева (2004 г.) описали различие
синдрома уходов и бродяжничества при
шизофрении у девочек и мальчиков. П.Г.Луис
Серхио (1993 г.) сравнивал синдром уходов
и бродяжничества у больных с шизофренией
и резидуально-органическим поражением
головного мозга.
Существуют и другие точки зрения на возможность
появления синдрома уходов и бродяжничества.
Т.Б.Дмитриева и Б.С.Положий (2003 г.) описали
состояние под названием "гризи сикнис",
которое встречается в странах Центральной
Америки, характеризуется кратковременным
побегом девочек подросткового возраста
из деревни. Местные жители связывают
его с "сексуальным насилием со стороны
дьявола".
J.Langmeier, Z.Mateycek (1984 г.) в своих работах описали
взаимосвязь уходов и бродяжничества
и семейной депривации, особенно в неполных
семьях. Кроме того, при длительной сепарационной
реакции, проявившейся в виде потери брата
или сестры, возможно появление побегов
из дома. Также при социокультурной депривации,
например у цыганских детей в Чехии, типичной
формой поведения являлись побеги и бродяжничество;
в историческом аспекте ученик-бродяга
– "Vagabund". При сочетании депривационной
и энцефалопатической симптоматики возрастает
риск синдрома уходов и бродяжничества
[14]. Н.В.Вострокнутов (1995 г.) считает тесной
связь школьной и социальной дезадаптации
с полиморфными поведенческими расстройствами,
в том числе с уходами из дома. По данным
зарубежных исследователей (H.Klepel, R.Koch,
1975 – цит. по К.С.Лебединской, 1988 г.), признаки
органической недостаточности центральной
нервной системы большей частью на уровне
минимальной мозговой дисфункции диагностируются
у детей и подростков с асоциальными формами
поведения в пределах от 20 до 90% случаев,
по данным отечественных психиатров (В.А.Гурьева,
В.Я.Гиндикин, 1980) – от 28 до 84%.
П.Г.Л.Серхио (1993 г.) также считал, что наличие
патогенных факторов, действующих в период
внутриутробного развития и раннем постнатальном
периоде, – расстройства в виде минимальной
мозговой дисфункции или психоорганический
синдром – является пусковым фактором
при асоциальном поведении. По мнению
К.С.Лебединской (1988 г.), среди нарушений
поведения, вызванных социальными факторами,
большое место принадлежит непатологическим,
связанным с явлениями микросоциальной
и педагогической запущенности. Однако
при наличии массивной патологии центральной
нервной системы (хромосомные аберрации,
остаточные явления менингоэнцефалитов,
осложненные формы олигофрении) грубые
аффективные расстройства обусловливают
патологию поведения и социальную дезадаптацию
даже в благоприятных средовых условиях.
В случаях же минимальной мозговой дисфункции
биологические факторы играют роль "почвы",
способствующей формированию девиантных
форм поведения под влиянием неблагоприятных
условий среды.
Д.Н.Исаев и В.Е.Каган (1987 г.) считали, что
в основе девиантного поведения у девочек-подростков
(в том числе с длительными уходами и бродяжничеством)
лежит нарушение соотношения показателей
маскулинности и фемининности, конфликты
половой идентичности с доминированием
маскулинности. К.С.Лебединская (1988 г.)
и Б.М.Слуцкин (1987 г.) описали связь синдрома
уходов и бродяжничества и раннюю половую
жизнь у девочек-подростков по типу промискуитета.
Действие микросоциальных факторов: безнадзорность,
алкоголизм родителей и сибсов, деспотичность
и авторитарность воспитания при низком
культурном уровне, сексуальная распущенность,
воровство являлись возможностью формирования
синдрома уходов и бродяжничества, по
мнению М.М.Райской, С.В.Немировской, В.С.Мальцева
(1978 г. – цит. по П.Г.Л.Серхио, 1993 г.).
Синдром уходов и бродяжничества у детей
и подростков практически всегда имеет
социальные аспекты. Место и роль социальных
факторов в формировании данного синдрома
в литературе оценивались по-разному.
С одной стороны, исследователи указывают
на нозологическую принадлежность уходов
и бродяжничества [4, 8, 9, 12, 15], с другой –
на роль социальных факторов [14, 16].
Информация о работе Побеги, уходы, бродяжничество, прогулы подростков