Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:24, курсовая работа
Понятие "человек" используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отли-чающих нас от животного мира. Индивид- единичный представитель человеческого рода, носитель социаль-ных и психических черт. Его характеристиками явля-ются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль. Что бы отразить совокупность целостных пси-хических и культурно исторических особенностей индивида, используют понятие "личность" - ее ха-рактеристиками в социологии являются - актив-ность, мотивы, цеености, культура, архетип.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..
1. Понятие личности………………………………………
2. Индивид и личность…………………………………….
3. Виды и типы личности…………………………………
4. Три этики………………………………………………..
5. Свобода личности и её ответственность………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….. | |
1. Понятие личности……………………………………… | |
2. Индивид и личность……………………………………. | |
3. Виды и типы личности………………………………… | |
4. Три этики……………………………………………….. | |
5. Свобода
личности и её ответственность… |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Понятие
"человек" используется для обозначения
всеобщих, присущих всем людям способностей,
отли-чающих нас от животного мира. Индивид-
единичный представитель человеческого
рода, носитель социаль-ных и психических
черт. Его характеристиками явля-ются
такие признаки, как пол, возраст, раса,
статус, роль. Что бы отразить совокупность
целостных пси-хических и культурно исторических
особенностей индивида, используют понятие
"личность" - ее ха-рактеристиками
в социологии являются - актив-ность, мотивы,
цеености, культура, архетип.
Социология
чаще оперирует понятием "индивид".
Эта традиция сложилась в рамках
классической со-циологии Э.Дюркгейма.
Еще М. Вебер заметил, что такой подход
явно не достаточен. Однако понимание
личностного у Вебера ограничивалась
выделением специфических мотивов и основанных
на них - типах действий. Парсонс сделал
еще один шаг вперед - ввел в социологию
понятие "ценности" и "культуры"
- как атрибута личностного.
Методологические
проблемы рассмотрения "лич-ностного"
в социологии, как заметил П. Монс, имеют
корни в подходах к рассмотрению категории
"свобо-ды":
1.
Если человек свободен ("лодки
на поверхности моря") и его
действия определяются только
интен-циями его психики, то социология
тереяет свой пред-мет - сводится к психологии
2.
Если человек не свободен ("движение
по аллеям парка"), а его действия
определяются действием об-щих законов,
в частности культурных или экономиче-ских
детерминант, то социология теряет свой
объект, человека как субъекта социальных
отношений - сво-дится к культурологии
или экономической теории.
Синтез
этих направлений возможен на пути
признания следующих
"
объективные пределы свободы
определяются интенциями
"
культура же не может быть
представлена вне ее носителя
- как личностного субъекта. Это
означа-ет, что процесс усвоения культуры
отнюдь не напо-минает запись программы
в вычислительную машину. Ценности и культурные
нормы изначально восприни-маются в смыслах
личности их носителя. Личностьже явлется
феноменом психического, включая и бессозна-тельное.
Основным фактором трансформации культуры
являются содержания коллективного бессознательного
- архетипы, на базе которого вырастает
конкретный культурный архетип и культура.В
результате "аллеи парка" превращают-ся
в "извилистые русла рек".
Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово “личность” связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида”.
На данный момент выделяют четыре теории личности:
Фрейд очертил следующую структуру личности:
а) “Ид” (“оно”) – бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.
б) “Эго” (“Я”) – это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.
в) “Суперэго” – осознание человеком норм и правил общества.
Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность – это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.
Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.
Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах.
Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как “становление личности” из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.
Итак, проследим путь о рождения до формирования личности.
Первый этап – человек.
Можно сказать “родился человек”, подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек – это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.
Второй этап – индивид.
Индивид – это конкретный представитель человеческого рода (вопрос индивид и личность рассматривается в пункте 2).
Третий этап – индивидуальность.
Индивидуальность – это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).
И, наконец, четвертый этап – личность.
Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.
Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.
Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):
В предыдущем пункте мы уже затронули данный вопрос. Мне хотелось бы более обширнее осветить его, т.к. “личность и индивид являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии “индивида” не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по одержанию оно является очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек – индивид. Личность – это понятие весьма богатое по содержанию, включающая не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека”. [В. И. Лавриненко, стр. 483].
Прежде всего, возникает вопрос, – когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин “личность” не применим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлелась вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и др.
Уже в животе у матери ребенок чувствует. Мать вступает в отношения с ним, соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. У него развивается нервная система, и эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направляемого на живот матери. Позднее возникает орган вкуса, эмбрион начинает слышать громкие крики, “пугается”, “сердится”, реагирует на слова и ласки, на настроение матери. Иными словами, многие предпосылки личностного развития закладываются уже во внутриутробном периоде.
“Кризис рождения” имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.
Следовательно,
новорожденный уже является яркой
индивидуальностью, и каждый день его
жизни увеличивает потребность
в многообразных реакциях на окружающий
мир. Плачем и криком ребенок дает
знать о своих
Дальнейшее развитие личности связано с “прохождением” других возрастных периодов и, с другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха – всё это формирует личность. На жизненном пути возможны взлеты и падения, рубежами в жизни становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной, рождение детей и т.д.
Итак, становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией.
Бердяев
И.А. писал: “Как образ и подобия
Бога человек является личностью. Личность
следует отличать от индивида. Личность
есть категория духовно-религиозная,
индивид же есть категория натуралистически-биологическая
Сила воли и сила духа личности, её нравственная доброта и чистота не могут реализовываться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека являются важнейшим фактором, характеризующим личность – это не слова, а дела человека, и даже в священном писании не случайно говорится о воздаянии “каждому по делам его”. И когда дело доходит до реальных поступков человек понимает, как трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, честным, принципиальным.