Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 20:19, реферат
Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросы социальной мобильности населения, то есть перехода человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, социальные перемещения между поколениями. Социальные перемещения носят массовый характер и по мере развития общества становятся все более интенсивными. Социологи изучают характер социальных перемещений, их направленность, интенсивность; перемещения между классами, поколениями, городами и регионами. Они могут носить позитивный и негативный характер, поощряться или, наоборот, сдерживаться. В социологии социальных перемещений изучаются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей. В нашей стране десятилетиями на первый план в характеристике, биографии ставилось социальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче-крестьянскими корнями.
Введение 2
1. Понятие социальной мобильности 3
2. Виды и основные факторы социальных перемещений 4
3. Индивидуальная и групповая мобильность 8
3.1. Групповая мобильность
3.2 Индивидуальная социальная мобильность.
4. Маргинальные слои и группы 12
Заключение 17
Библиография 18
Введение 2
1. Понятие
социальной мобильности 3
2. Виды и
основные факторы социальных перемещений 4
3. Индивидуальная
и групповая мобильность 8
3.1. Групповая
мобильность
3.2 Индивидуальная
социальная мобильность.
4. Маргинальные
слои и группы 12
Заключение 17
Библиография 18
Введение
Важное место
в изучении социальной структуры занимают
вопросы социальной мобильности населения,
то есть перехода человека из одного класса
в другой, из одной внутриклассовой группы
в другую, социальные перемещения между
поколениями. Социальные перемещения
носят массовый характер и по мере развития
общества становятся все более интенсивными.
Социологи изучают характер социальных
перемещений, их направленность, интенсивность;
перемещения между классами, поколениями,
городами и регионами. Они могут носить
позитивный и негативный характер, поощряться
или, наоборот, сдерживаться. В социологии
социальных перемещений изучаются основные
этапы профессиональной карьеры, сравнивается
социальное положение родителей и детей. В нашей стране
десятилетиями на первый план в характеристике,
биографии ставилось социальное происхождение,
и преимущество получали люди с рабоче-крестьянскими
корнями. Например, молодые люди из интеллигентных
семей, чтобы поступить в вуз, первоначально
шли на год-другой поработать, получить
трудовой стаж, сменить социальное положение.
Таким образом, получив новый социальный
статус рабочего, они как бы очищались
от своего "ущербного" социального
происхождения. Кроме того, абитуриенты,
имеющие трудовой стаж, получали льготы
при поступлении, зачислялись на самые
престижные специальности практически
без конкурса. В западной социологии также
очень широко исследуется проблема социальной
мобильности. Строго говоря, социальная
мобильность - это изменение социального статуса. Есть статус - реальный
и мнимый, приписываемый. Любой человек
получает определенный статус уже при
рождении в зависимости от принадлежности
к определенной расе, полу, места рождения,
положения родителей. Во всех общественных
системах действуют принципы как мнимых,
так и реальных заслуг. Чем больше при
определении социального статуса преобладают
мнимые заслуги, чем жестче общество, меньше
социальная мобильность (средневековая
Европа, касты в Индии). Такое положение
может сохраняться только в предельно
простом обществе и то до определенного
уровня. Дальше оно просто тормозит общественное
развитие. Дело в том, что по всем законам
генетики талантливые и одаренные молодые
люди встречаются одинаково равномерно
во всех социальных группах населения.
Чем более развито общество, чем оно динамичней,
тем больше в его системе работают принципы
реального статуса, реальных заслуг. Общество
в этом заинтересовано.
1. Понятие
социальной мобильности
Социальная
мобильность – сравнительно молодое понятие
в социологии. Хотя оно выражает очень
простую сторону бытия человека – его
движение, его перемещение, его смену или
социальных состояний, хотя это давно
известное в истории философии и социологии
обстоятельство, тем не менее понятие
«социальной мобильности» обязано своим
появлением потребностям конкретизации
введенного нового понятия социальной
стратификации.
Социальная
мобильность – это перемещения индивидов
внутри социального пространства, которое
представляет некую вселенную, состоящую
из народонаселения земли.
Методологические
основы понимания этой полярности заключается
в диалектической трактовке единства
покоя и движения, устойчивости и изменчивости,
стабильности и мобильности порядка и
беспорядка, логоса и хаоса и т.д. Все это
можно найти уже в древних философских
учениях. Одни говорили, что все постоянно,
а другие – все течет и изменяется. Со
времен Геракла необходимо было понять,
что мир, все явления находятся в этих
двух состояниях: покоя и движения, стабильности
и мобильности, устойчивости и изменчивости.
Эти общие
положения применимы к характеристике
социума, социальных субъектов в виде
индивидов и общностей. Если сам социум
изменчив, то и его индивиды отражают в
себе эту изменчивость. Если социум постоянен
по своей структуре и функциям, то и его
субъекты характеризуются стабильностью.
Чисто
эмпирический анализ показывает, что индивид
в ходе жизни меняет свой статус, функции,
профессии, отношения, вкусы, ориентации
и т.д., т.е. меняется. Мобильность – широкое
социальное понятие, имеющее отношение
к многомерности бытия индивида. Тем не
менее, когда говорят о социальной мобильности,
то в соответствии с жестко заданной моделью
социальной стратификации, имеют ввиду
вертикальные и горизонтальные (по стратам)
перемещения членов общества. Понятие
мобильности получает конкретную социологическую
«прописку»: социальные перемещения.
Внутрипоколенная
мобильность имеет место там, где один
и тот индивид, вне сравнения с отцом, на
протяжении жизни несколько раз меняет
социальные позиции.
Межпоколенная
мобильность предполагает, что дети достигают
более высокой социальной позиции либо
опускаются на более низкую ступеньку,
чем их родители. Межпоколенная мобильность
является самой важной формой социальной
мобильности. Ее масштаб сообщает о том,
до какой степени в данном обществе неравенство
переходит от одного поколения к другому.
Если межпоколенная мобильность невелика,
то это означает, что в данном обществе
неравенство пустило глубокие корни, а
шансы человека изменить свою судьбу зависит
не от него самого, а предопределены рождением.
В случае значительной межпоколенной
мобильности люди достигают нового статуса
благодаря собственным усилиям независимо
от обстоятельств, сопровождавших их рождение.
2. Виды и
основные факторы социальных перемещений
Существует
два основных типа социальной мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной
социальной мобильностью, или перемещением,
подразумевается переход индивида или
социального объекта из единой социальной
группы в другую, расположенную .на одном
и том же уровне. Перемещение некоего индивида
из баптистской в методистскую религиозную
группу, из одного гражданства в другое,
из одной семьи (как мужа, так и жены) в
другую при разводе или при повторном
браке, с одной фабрики на другую, при сохранении
при этом своего профессионального статуса,
— все это примеры горизонтальной социальной
мобильности. Ими же являются перемещения
социальных объектов (радио, автомобиля,
моды, идеи коммунизма, теории Дарвина)
в рамках одного социального пласта, подобно
перемещению из Айовы до Калифорнии или
с некоего места до любого другого. Во
всех этих случаях "перемещение"
может происходить без каких-либо заметных
изменений социального положения индивида
или социального объекта в вертикальном
направлении. Под вертикальной социальной
мобильностью подразумеваются те отношения,
которые возникают при перемещении индивида
или социального объекта из одного социального
пласта в другой. В зависимости от направления
перемещения, существует два типа вертикальной
мобильности: восходящая и нисходящая,
то есть социальный подъем и социальный
спуск. В соответствии с природой стратификации
есть нисходящие и восходящие течения
экономической, политической и профессиональной
мобильности, не говоря уж о других менее
важных типах. Восходящие течения существуют
в двух основных формах: проникновение
индивида из нижнего пласта в существующий
более высокий пласт; или создание такими
индивидами новой группы и проникновение
всей группы в более высокий пласт на уровень
с уже существующими группами этого пласта.
Соответственно и нисходящие течения
также имеют две формы: первая заключается
в падении индивида с более высокой социальной
позиции на более низкую, не разрушая при
этом исходной группы, к которой он ранее
принадлежал; другая форма, проявляется
в деградации социальной группы в целом,
в понижении ее ранга на фоне других групп
или в разрушении ее социального единства.
В первом случае падение напоминает нам
человека, упавшего с корабля, во втором
— погружение в воду самого судна со всеми
пассажирами на борту или крушение корабля,
когда он разбивается вдребезги. Случаи
индивидуального проникновения в более
высокие пласты или падения с высокого
социального уровня на более низкий привычны и
понятны. Они не нуждаются в объяснении.
Вторую форму социального восхождения,
опускания, подъема и падения групп следует
рассмотреть подробнее. Следующие исторические
примеры могут служить в качестве иллюстраций.
Историки кастового общества Индии сообщают
нам, что каста брахманов навсегда находилась
в позиции неоспоримого превосходства,
которую она занимает последние два тысячелетия.
В далеком прошлом касты воинов, правителей
и кшатриев не располагались ниже брахманов,
а, как оказывается, они стали высшей кастой
только после долгой борьбы. Если эта гипотеза
верна, то продвижение ранга касты брахманов
через все другие этажи является примером
второго типа социального восхождения.
До принятия христианства Константином
Великим статусы христианского епископа
или христианского служителя культа были
невысокими среди других социальных рангов
Римской империи. В последующие несколько
веков социальная позиция и ранг христианской
церкви в целом поднялись. Вследствие
этого возвышения представители духовенства
и, особенно, высшие церковные сановники
также поднялись до самых высоких страт
средневекового общества. И наоборот,
падение авторитета христианской церкви
в последние два столетия привело к относительному
понижению социальных рангов высшего
духовенства среди прочих рангов современного
общества. Престиж папы или кардинала
еще высок, но он, несомненно, ниже, чем
был в средние века. Другой пример группа
легистов во Франции. Появившись в XII веке,
эта группа быстро росла по своему социальному
значению и положению. Очень скоро в форме
судейской аристократии они вышли на позицию
дворянства. В XVII и особенно в XVIII веке
группа в целом начала "опускаться"
и наконец вовсе исчезла в пожарище Великой
французской революции. То же происходило
и в процессе восхождения аграрной буржуазии
в средние века, привилегированного Шестого
корпуса, купеческих гильдий, аристократии
многих королевских дворов. Занимать высокое
положение при дворе Романовых, Габсбургов
или Гогенцоллернов до революции означало
иметь самый высокий социальный ранг.
"Падение" династий привело к "социальному
падению" связанных с ними рангов. Большевики
в России до революции не имели какого-либо
особо признанного высокого положения.
Во время революции эта группа преодолела
огромную социальную дистанцию и заняла
самое высокое положение в русском обществе.
В результате все ее члены в целом были
подняты до статуса, занимаемого ранее
царской аристократией. Подобные явления
наблюдаются и в ракурсе чистой экономической
стратификации. Так, до наступления эры
"нефти" или "автомобиля" быть
известным промышленником в этих областях
не означало быть промышленным и финансовым
магнатом. Широкое распространение отраслей
сделало их самыми важными промышленными
сферами. Соответственно, быть ведущим
промышленником — нефтяником или автомобилистом
— значит быть одним из самых влиятельных
лидеров промышленности и финансов. Все
эти примеры иллюстрируют вторую коллективную
форму восходящих и нисходящих течений
в социальной мобильности. С количественной
точки зрения следует разграничить интенсивность
и всеобщность вертикальной мобильности.
Под интенсивностью понимается вертикальная
социальная дистанция или количество
слоев — экономических, профессиональных
или политических, — проходимых индивидом
в его восходящем или нисходящем движении
за определенный период времени. Если,
например, некий индивид за год поднимается
с позиции человека с годовым доходом
в 500 долларов до позиции с доходом в 50
тысяч долларов, а другой за тот же самый
период с той же исходной позиции поднимается
до уровня в 1000 долларов, то в первом случае
интенсивность экономического подъема
будет в 50 раз больше, чем во втором. Для
соответствующего изменения интенсивность
вертикальной мобильности может быть
измерена и в области политической и профессиональной
стратификации. Под всеобщностью вертикальной
мобильности подразумевается число индивидов,
которые изменили свое социальное положение
в вертикальном направлении за определенный
промежуток времени. Абсолютное число
таких индивидов дает абсолютную всеобщность
вертикальной мобильности в структуре
данного населения страны; пропорция таких
индивидов ко всему населению дает относительную
всеобщность вертикальной мобильности.
Наконец, соединив интенсивность и относительную
всеобщность вертикальной мобильности
в определенной социальной сфере (скажем,
в экономике), можно получить совокупный
показатель вертикальной экономической
мобильности данного общества. Сравнивая,
таким образом, одно общество с другим
или одно и то же общество в разные периоды
своего развития, можно обнаружить, в каком
из них или в какой период совокупная мобильность
выше. То же можно сказать и о совокупном
показателе политической и профессиональной
вертикальной мобильности.
3. Индивидуальная
и групповая мобильность
Также различают
индивидуальную и групповую мобильность.
3.1. Групповая
мобильность
Групповая
мобильность вносит в стратификационную
структуру большие изменения, нередко
влияет на соотношение основных социальных
пластов и, как правило, связана с появлением
новых групп, чей статус перестает соответствовать
сложившейся системе иерархии. Например:
к середине ХХ столетия такой группой
стали менеджеры крупных предприятий.
Неслучайно на базе обобщения изменившейся
роли управляющих в западной социологии
складывается концепция «революции управляющих»,
согласно которой административная страта
начинает играть решающую роль не только
в экономике, но и в социальной жизни, дополняя
и даже где-то вытесняя класс собственников.
Групповые перемещения по вертикали особенно
интенсивно проходят во времена структурной
перестройки экономики. Появление новых
престижных, высокооплачиваемых профессион
3.2 Индивидуальная
социальная мобильность.
В стабильно
развивающемся обществе перемещения по
вертикали носят не групповой, а индивидуальный
характер. То есть поднимаются и опускаются
по ступеням социальной лестницы не экономические,
политические или профессиональные группы,
а их отдельные представители, более или
менее удачливые, стремящиеся преодолеть
притяжение привычной социокультурной
среды. Дело в том, что индивид, отправившийся
в трудный путь «наверх», идет самостоятельно.
И в случае успеха изменит не только свое
положение в вертикальной иерархии, но
и поменяет социальную профессиональную
группу. Круг профессий, имеющих вертикальную
структуру, как например, в артистическом
мире – звезды, имеющие миллионные состояния, и артисты, перебивающиеся
случайными заработками; ограничен и не
имеет принципиального значения для общества
в целом. Рабочий, успешно проявивший себя
на политическом поприще и сделавший
карьеру,
дослужившись до министерского портфеля,
порывает со своим местом в социальной
иерархии и со своей профессиональной
группой. Разорившийся предприниматель
падает «вниз», теряя не только престижное
место в обществе, но и возможность заниматься
привычным делом. В обществе социальные
институты регулируют движение по вертикали,
своеобразие культуры, образа жизни каждого
слоя, позволяют проверять каждого выдвиженца «на прочность», на
соответствие нормам, принципам той страты,
в которую он попадает. Так, система образования
обеспечивает не только социализацию
личности, ее обучение, но и выполняет
роль своеобразного «социального лифта»,
который позволяет наиболее способным и одаренным
подняться на «высшие этажи» социальной
иерархии. Политические партии и организации
формируют политическую элиту, институт
собственности и наследования укрепляет
класс собственников, институт брака позволяет
осуществить перемещение даже при отсутствии
выдающихся интеллектуальных способностей.
Однако использования движущей силы какого-либо
социального института для подъема «наверх»
не всегда бывает достаточно. Чтобы закрепиться
в новой страте, необходимо принять ее
образ жизни, органично вписаться в ее
социокультурную среду, строить свое поведение
в соответствии с принятыми нормами и
правилами. Человек нередко бывает вынужден
распрощаться со старыми привычками, пересмотреть
всю свою систему ценностей, на первых
порах контролировать каждый свой поступок.
Адаптация к новой социокультурной среде
требует высокого психологического напряжения,
что чревато потерей связи со своим прежним
социальным окружением. Человек навсегда
может оказаться изгоем в той социальной
страте, куда он стремился, или в которой
оказался волею судьбы, если речь идет
о движении по нисходящей. Феномен нахождения
человека как бы между двумя культурами,
связанный с его перемещением в социальном
пространстве, называется в социологии маргинальностью.
4. Маргинальные
слои и группы
Понятие
маргинальности служит для обозначения
пограничности, периферийности или промежуточности
по отношению к каким либо социальным
общностям (национальным, классовым, культурным).
Маргинальный
человек (от лат.Margo – край) - человек:
- находящийся
на границе различных социальных групп,
систем, культур; и
- испытывающий
влияние их противоречащих друг другу
норм, ценностей и т.д.
Маргинал,
просто говоря,— «промежуточный» человек.
Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся
на краю) - социологическое понятие, обозначающее
промежуточность, "пограничность"
положения человека между какими-либо
социальными группами, что накладывает
определенный отпечаток на его психику.
Классическая,
так сказать, эталонная фигура маргинала
— человек, пришедший из села в город в
поисках работы: уже не крестьянин, еще
не рабочий; нормы деревенской субкультуры
уже подорваны, городская субкультура
еще не усвоена. Главный признак маргинализации
— разрыв социальных связей, причем в
«классическом» случае последовательно
рвутся экономические, социальные и духовные
связи. При включении маргинала в новую
социальную общность эти связи в той же
последовательности и устанавливаются,
причем установление социальных и духовных
связей как, правило, сильно отстает от
установления связей экономических. Тот
же самый мигрант, став рабочим и приспособившись
к новым условиям, еще длительное время
не может слиться с новой средой.
Маргинальность
в ее типичной форме – это утрата объективной
принадлежности к тому или иному классу,
сословию, группе без последующего вхождения
в другую подобную общность. Главным признаком
маргинальности служит разрыв связей
(социальных, культурных, поселенческих)
с прежней средой. Постепенно значение
термина "маргинальность" стало расширяться
и ныне оно служит для обозначения пограничности,
периферийности или промежуточности по
отношению к любым социальным общностям.
Классический тип маргинала – вчерашний
крестьянин в городе – уже не крестьянин
и еще не рабочий. При классическом (позитивном)
варианте маргинальность постепенно преодолевается
путем включения маргиналов в новую среду
и приобретения новых черт. Другой вариант
маргинализации (негативный) состоит в
том, что состояние переходности и периферийности
консервируется и сохраняется надолго,
а маргиналы несут в себе черты деклассированного,
люмпенского, паразитического поведения.
Такого рода маргинальность объявлялась
результатом вертикальной мобильности
с отрицательным знаком, т.е. последствием
перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности.
Следует также учитывать, что в социологии
разработано понятие типов общества: открытые,
закрытые и переходного типа. Считается,
что в открытых обществах мобильность
высокая, и в них преобладает прогрессивное,
восходящее движение, а маргинальность
носит преходящий, временный характер.
В обществах закрытого типа мобильность
низка. Наиболее же высоки степень и масштабы
мобильности, а, следовательно, и маргинальности,
в обществах переходного типа – от закрытого
к открытому. В таких обществах на многие
годы маргинальность становится одной
из базовых характеристик перемещений
внутри общества.
Заключение
Анализ иерархической
структуры общества показывает, что она
не является застывшей, в ней постоянно
происходят колебания и перемещения как
по горизонтали, так и по вертикали. Когда
мы говорим об изменении социальной группой
или индивидом своей социальной позиции,
мы имеем дело с социальной мобильностью.
Она может быть горизонтальной (при этом
используется понятие социального перемещения),
если осуществляется переход в другие
профессиональные либо иные, но равные
по статусу группы. Вертикальная (восходящая)
мобильность означает переход индивида
или группы на более высокую социальную
позицию с большим престижем, доходом,
властью. Возможна также нисходящая мобильность,
предполагающая движение к более низким
иерархическим позициям. В периоды революций,
социальных катаклизмов происходит коренное
изменение социальной структуры, радикальная
замена высшего слоя с низвержением прежней
элиты, появление новых классов и социальных
групп, массовая групповая мобильность.
В стабильные периоды социальная мобильность
возрастает в периоды структурной перестройки
экономики. При этом важным «социальным
лифтом», обеспечивающим вертикальную
мобильность, выступает образование, роль
которого возрастает в условиях перехода
от индустриального общества к информационному.
Социальная мобильность является достаточно
достоверным показателем уровня «открытости»
или «закрытости» общества. Ярким примером
«закрытого» общества может служить кастовый
строй в Индии. Высокая степень закрытости
характерна для феодального общества.
Напротив, буржуазно-демократические
общества, будучи открытыми, характеризуются
высоким уровнем социальной мобильности.
Однако следует отметить, что и здесь вертикальная
социальная мобильность не является абсолютно
свободной и переход из одного социального
слоя в другой, более высокий осуществляется
не без сопротивления. Социальная мобильность
ставит индивида в условия необходимости
адаптации в новой социокультурной среде.
Процесс этот может быть весьма непростым.
Человек, утративший привычный для него
социокультурный мир, но не сумевший воспринять
нормы и ценности новой группы, оказывается
как бы на грани двух культур, становится
маргиналом. Это характерно также для
мигрантов, как этнических, так и территориальных.
В таких условиях человек испытывает дискомфорт,
стрессы. Массовая маргинальность порождает
серьезные социальные проблемы.
Маргинальность
- это не состояние автономии, а результат
конфликта с общепринятыми нормами, выражение
специфических отношений с существующим
общественным строем. Маргинальность
не возникает вне резкого реального или
вымышленного столкновения с окружающим
миром.
Уход в маргинальность
предполагает два совершенно различных
маршрута:
- либо разрыв
всех традиционных связей и создание своего
собственного, совершенно иного мира;
- либо постепенное
вытеснение (или насильственный выброс)
за пределы законности.
В любом варианте,
будь то результат «свободного» выбора
или же следствие процесса деклассирования,
который провоцируется напуганным обществом
, маргинал обозначает не изнанку мира,
а как бы его омуты, теневые стороны. Общество
выставляет отверженных напоказ, дабы
подкрепить свой собственный мир, тот,
который считается «нормальным» и светлым.
Наличие
значимых маргинальных слоев становится
серьезной угрозой для общественной морали,
социального развития страны.
ЛИТЕРАТУРА
:
1. Романенко
Л.М. Гражданское общество (социологический
словарь-справочник).
М., 1995.
2. Осипов
Г.В. и др. Социология. М., 1995.
3. Смелзер
Н.Дж. Социология. М., 1994.
4. Голенкова
З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И.,
Романенко Л.М.
Становление
гражданского общества и социальная стратификация
// Социс. 1996.
№6.
5. Комаров
М.С. Введение в социологию: Учебник для
высших заведений. – М.:
Наука, 1994.
6. Пригожин
А.И. Современная социология организаций.
– М.: Интерпракс, 1995.
7. Фролов
С.С. Социология. Учебник для высших учебных
заведений. – М.: Наука,
1994.
8.Зборовский
Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для
гуманитарных вузов. –
М.:Интерпракс,1995.
– 344с.
9.Основы
социологии. Курс лекций. Ответственный
редактор д. фил. наук А.Г.
Эфендиев.
– М.: Общ-во «Знание» России, 1993. – 384с.
При выполнении
работы использовалась информация с сайтов.
· ru.wikipedia.org
· dic.academic.ru
· socnauka.ru
· bse.sci-lib.com