Понятие социальных конфликтов и их типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Все мы хотим чего-либо достичь, но на пути к желаемой цели встречаем расхождение во мнениях, взглядах, стремимся занять лидирующую позицию, что часто приводит к конфликтам.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология кр.docx

— 40.62 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Все мы хотим чего-либо достичь, но на пути к желаемой цели встречаем расхождение во мнениях, взглядах, стремимся занять лидирующую позицию, что часто приводит к конфликтам.

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.

А. Смит считал, что в основе конфликта лежат: деление общества на классы; экономическое соперничество между классами - движущая сила развития общества.

  Г. Зиммель  определял  конфликт и как социализирующую  силу, объединяющую противоборствующие  стороны.

Для того чтобы разобраться в сложностях взаимоотношения людей при расхождении их мнений, интересов, сил, социальном неравенстве и ряда других факторов, необходимо знать, что такое конфликт, причины его возникновения, типы, фазы, функции, способы протекания и выхода из конфликтных ситуаций. В этом и заключается актуальность выбранной мною темы.

 

 

 

  1. Понятие социальных конфликтов и  их типы

 

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объёму. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Другими словами, социальный конфликт – это такой конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. Примерами социальных конфликтов могут служить конфликты в организациях, в семье, бизнесе, политические конфликты и т.п.

Известны различные классификации конфликтов:

    1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:
  • индивидов, между ними (Например, ссора супругов по поводу частых командировок мужа, при которой жену не устраивает частое отсутствие супруга, а последнего не устраивает работа с «привязыванием» к одному месту, офису);
  • групп индивидов (Например, конфликт по поводу музыкальных предпочтений среди нескольких представителей от двух молодежных субкультур – любителей рок-музыки и реп-музыки);
  • крупных систем (или подсистем);
  • деления общества на классы и слои (Например, конфликт в учебной группе института «золотой молодежи с детьми, находящимися в более низком социальном положении, из-за материального положения и происхождения последних );
  • общества в целом;
  • на региональном или глобальном уровнях (Например, конфликт России и Украины по поводу поставки газа на территорию Украины).
  1. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т. е. конфликт может быть:
  • внутриличностным (Например, между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);
  • межличностным (Например, между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);
  • между личностью и организацией, в которую она входит;
  • между организациями или группами одного или различного статуса.

3. Возможны и такие классификации  конфликтов:

  • по горизонтали (Например, между сотрудниками одной организации, не находящимися в подчинении друг у друга);
  • по вертикали (Например, между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);
  • смешанные (в них представлены и те, и другие).
  1. Приведенные выше классификации не являются исчерпывающими. Имеется ещё множество типов социальных конфликтов, определенных многими учеными, в соответствии с их представлениями и суждениями. Мною же перечисленные виды являются основными. 
    Содержание и функции социальных конфликтов

 

  Конфликт как многомерное  явление  имеет  свою  структуру. Он представляет собой процесс,  поэтому структура  конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность,  тождественность самому  себе, отличие от других явлений социальной жизни,  без которых он не может существовать как целостная система и процесс.

Каждая конфликтная  ситуация  имеет  объективное  содержание и субъективное значение.  Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.

1.      Участники конфликта.  В  любом  социальном  конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт,  основными действующими лицами являются люди.  Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт),  как официальные лица (конфликт по  вертикали)  или  как  юридические  лица (представители учреждений  и организаций). 

2.      Предмет конфликта. Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон.

3. Объект  конфликта.  Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается.  Объект является ядром  проблемы.  Объектом конфликта может   быть   материальная   (ресурс),   социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

4. Микро-  и  макросреда - условия,  в которых действуют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон. Макросреда - социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала.

Помимо объективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие - устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е.  те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте. 

Если исходить из большого числа социально - психологических исследований, можно предположить, что конфликт выполняет лишь негативную функцию (деструктивную функцию). В действительности социальный конфликт сам внутренне противоречив и выполняет не только деструктивную, но и конструктивную функцию. Таким образом, один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой конкретной ситуации.

Так, Коузер Л. в своей работе «Функции социального конфликта» утверждал, что конфликт выполняет и позитивные и негативные функции. Он считал, что конфликт также нормален как интеграция и ведет как к интеграции, так и дезинтеграции.

Стоит сказать, что общество, а так же ряд ученых не признают позитивную функцию конфликта, считая его полностью негативным явлением. В опровержение этого мнения, приведу пример из научного труда 

К.С. Авакяна «Социальное согласие в условиях трансформирующегося российского общества» (Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия).

«…  Трансформация российского общества характеризуется повышенной конфликтогенностью в различных сферах общественной жизни, что и обуславливает особую актуальность данной темы исследования. Государство должно поставить цель создания общества социального согласия, в основе которого лежит идея гражданского общества, свободы личности, частной собственности, господства права, сохранения культурных российских традиций.<…>

Разногласия между различными социальными группами, социальными структурами, органами управления, политическими партиями возникают достаточно часто. Постоянные или возобновляющиеся время от времени конфликты, которые осуществляются субъектами общественной жизни, являются источниками развития общества, перехода его на новый качественный уровень. <…>

Поскольку социальное согласие в основе своей имеет формирование и сближение ценностного единства общественных групп, важно формирование таких параметров развития, как определение общенациональной идеи развития государства и общества, повышение уровня сотрудничества гражданского общества и власти, определения вектора развития и взаимодействия регионов, формирование справедливоработающей законодательной базы. Необходимо нивелировать перекос финансовых, трудовых и иных потоков в сторону центральных регионов, и дать возможность адекватно развиваться различным регионам страны. Современная политическая ситуация в России полна проявления нетерпимости к политическим противникам и оппонентам, что также усугубляет конфликтогенный потенциал. Стабильность российского общества инициируется через упорядочивание социальных взаимодействий, поиска баланса интересов, ценностей и целей социальных групп.

Поскольку в основе социального согласия лежит социальный интерес субъекта, прежде всего экономический, то если распределение созданного прибавочного продукта имеет перекос в сторону бизнеса, то забастовка рабочих возвращает общество к линии социального равновесия. Таким образом, локальные конфликты ведут к установлению общего согласия. <…>

Таким образом, трансформация характеризовалась снижением социального согласия в обществе, а последствия преобразований несут в себе возможность появления конфликтов в будущем.

Очевидно, что полностью бесконфликтное общество, не только нереально, но и нежелательно, поскольку рассмотренный выше материал наглядно показывает, что полное отсутствие конфликтов означает стагнацию развития. Противоречия в условиях нового социального порядка размежевают общественные группы не в целом, а касаются лишь различных сторон жизнедеятельности этих групп. Вот почему социальные группы при такой ситуации не превращаются в постоянные взаимоисключающие полярности и в целом общество достигает социального согласия».

  1. Из приведенного выше примера видно, что конфликты играют не только негативную, но и позитивную роль. 
    Причины социальных конфликтов

 

В общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны — объективную и субъективную. Значительная часть конфликтов представляет собой результат объективных, не зависящих от воли конфликтующих сторон противоречий.

Анализируя причины поведения сторон в различных конфликтах, нетрудно заметить, что они обычно сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Корысть, месть, ненависть, недоброжелательство, обида, неудовлетворенность принятым решением, стремление обеспечить себя материально сегодня или в будущем – вот лишь небольшая часть мотивов бытовых конфликтов, встречающихся в судебной практике. Иной, но не менее разнообразной является мотивация групповых конфликтов: экономические трудности, политические симпатии и антипатии, стремление к лидерству, национальная гордость и многое другое. Столь же многообразны мотивы поведения государств на международной арене. Поистине мотивы конфликтов способны отразить всю сложность современной жизни.

Однако мотивы поведения индивидов и социальных общностей не являются глубинными причинами конфликтов: ведь сами эти мотивы требуют объяснения. Человек реагирует на изменения внешней ситуации, изменяясь сам; в свою очередь, психологические факторы воздействуют на ход экономических и политических процессов. Общественное сознание реализуется и преломляется через разум, чувства, потребности, мотивы, интересы, а отсюда мнения, позиции, поступки, действия конкретных людей. У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта (Например, забастовка рабочих завода, в виде коллективного прогула из-за невыплаты заработной платы).

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определённые типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.

Информация о работе Понятие социальных конфликтов и их типы