Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:15, практическая работа
задание № 1. Составьте сравнительную таблицу «Особенности русской социологии», где покажите, какие, на ваш взгляд, идеи, так сказать, пришли с запада, а какие являются глубоко оригинальными и новаторскими.
задание № 2. Составить программу социологического исследования. Разработать анкеты (опросного листа) на проведение тренировочного опроса. Обработка и анализ результатов.
задание № 3. Пользуясь дополнительной литературой, составьте схему «Отрасли социологии», где отразите:
1) типологию отраслей социологии. 2) связи между ними. Структуру схемы продумайте самостоятельно.
ЗАДАНИЕ № 1. 3
ЗАДАНИЕ № 2. 4
ЗАДАНИЕ № 3. 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
практическое задание по социологии
Содержание
Условие:
Составьте сравнительную таблицу «Особенности русской социологии», где покажите, какие, на ваш взгляд, идеи, так сказать, пришли с запада, а какие являются глубоко оригинальными и новаторскими
Решение:
Описание идеи |
Происхождение |
Антиэволюционная модель общественного прогресса Н. Данилевского |
Оригинальная |
Географическая школа Л. Мечникова |
Оригинальная |
Субъективизм П. Лаврова, Н. Михайловского, С. Южакова и Н. Кареева. |
Истоки – западная философия Нового времени. Теория переработана и дополнена, что позволило ее считать «русской школой субъективизма». |
Теорию стратификации и социальной мобильности П. Сорокина |
Оригинальная |
Марксистские концепции социологии (В.Ленин, Г. Плеханов) |
Запад – К. Маркс, Ф. Энгельс |
Социологические воззрения М. Ковалевского |
Запад – социология Конта |
Условие:
Составить программу социологического исследования. Разработать анкеты (опросного листа) на проведение тренировочного опроса. Обработка и анализ результатов.
Решение:
Определим проблемную ситуацию нашего социологического исследования, в данном случае ею определяется современное общественное мнение россиян относительно рекламы с участием детей.
В целом, использование детского образа в рекламе вызывает положительные эмоции и, как следствие, является мощным фактором привлечения внимания потенциальных потребителей.
Потребительский круг детских товаров включает женщин в возрасте 21 – 45 лет, домохозяйки или служащие. Именно на эту аудиторию и рассчитаны рекламные ролики с участием детей1.
На мужчин рекламная
продукция с участием детей воздействует
гораздо меньше. Связано это с
тем, что восприятие детского образа
мужчинами и женщинами
Это объясняется наличием у женщин материнского инстинкта, который определен биологически и при виде детей у нее возникает чувство жалости и сострадания, близости с ним, эмоциональная отзывчивость матери.
В то же время, чувства отца просыпаются, кода он берет своего дитя на руки, поэтому, видя чужих детей на экране у мужчин, не возникает никаких чувств.
Приведем описание некоего идеального рекламного ролика с участием ребенка. Он выглядит следующим образом2:
- летнее время или, по крайней мере, солнечный день;
- вокруг природа в ярких сочных красках;
- звучит спокойная,
непринужденная детская
- возраст ребенка от 1 года до 5 лет;
- ребенок обязательно должен быть в составе семьи;
В скобках отметим, что
это «идеальный» рекламный
Существует, также, обобщенный портрет ребенка в рекламном ролике: от 1 года до 10 лет, пол не важен, здоровый (розовые щечки, пухленький), активный, сообразительный, «думающий» ребенок3.
Таковы основные взгляды на рекламную продукцию с участием детей с точки зрения современной коммерции.
К основным понятиям нашего исследования мы отнесем такие понятия как «дети» и «реклама». Остановимся на понятии «дети»4. Дети в общем случае определяются как люди в период детства и взросления. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае, ребёнком называют человека от рождения до наступления половой зрелости.
В настоящее время «Конвенция о правах ребёнка» определяет ребёнка как человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста.
В соответствии с международным и российским законодательством ребёнок от рождения имеет неотъемлемые права, которые гарантируются ему государством:
- ребёнок, как и любое человеческое существо, имеет неотъемлемое право на жизнь;
- на уважение его взглядов
и права свободного выражения
этих взглядов по всем
- иметь и выражать своё мнение;
- право получать и передавать информацию в различных формах;
- право на защиту от дискриминации;
- право на образование;
право на отдых и досуг и т.д.
В рекламе под детьми, обычно подразумеваются люди в возрасте от 1 года до 14 лет. Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке5.
По законодательству Российской Федерации реклама различается на:
- коммерческую рекламу
- политическую рекламу (в том числе и предвыборную)
- социальную рекламу (которая
направлена на достижение
Дети, как правило, привлекаются к участию в коммерческой и социальной рекламе, однако существуют факты участия их и в социальной рекламе.
Социологическое исследование, проводимое нами, призвано раскрыть некоторые аспекты отношения россиян к рекламе с участием детей.
- исследовать аспекты отношения россиян к рекламе с участием детей в зависимости от вида рекламы (коммерческая, социальная, политическая);
- проанализировать,
с чем связаны положительные
и отрицательные моменты
- понять, как меняется отношение россиян к рекламе с участием детей в зависимости от их возраста, уровня образования, социального положения, а также от фактора наличия своих детей.
Определение объекта исследования
Объект нашего социологического исследования – мнение россиян относительно использования ряда приемов в современной рекламе.
Предметом нашего социологического исследования выступит мнение россиян об участии в рекламе детей.
Гипотезы исследования
Гипотезой исследования послужат предположение о том, что использование детей в рекламе в глазах большинства россиян, в целом оправданно и отрицательных эмоций не вызывает.
Еще одной важной составляющей гипотез является предположение о том, что отношение россиян к рекламе с участием детей меняется под воздействием факта наличия (отсутствия) собственных детей.
Данные гипотезы можно проверить путем обработки и анализа анкеты.
Основной инструментарий – анкета из 15 вопросов.
Основным методом
обработки будет, анализ взаимозависимостей
между социальными
Практическая значимость исследования заключается в том, что с помощью него можно определить отдельные аспекты отношения россиян к рекламе с участием детей в зависимости от вида рекламы (коммерческая, социальная, политическая), проанализировать, с чем связаны положительные и отрицательные моменты восприятия этой рекламы, понять, как меняется отношение россиян к рекламе с участием детей в зависимости от их возраста, уровня образования, социального положения.
АНКЕТА
«Отношение россиян к рекламе с участием детей»
Да Нет (отметьте нужное)
1 2 3 более
М Ж (отметьте нужное)
состою в браке не состою в браке (отметьте нужное)
Высокий Средний Низкий
Положительное Отрицательное Нейтральное
Да Нет Не знаю
Да Нет Не знаю
Да Нет Не знаю
Да Нет Не знаю
Да Нет Не знаю
Без ограничений с 1 года с 3 лет с 5 лет с 7 лет с 10 лет Старше
СПАСИБО ЗА ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ!
Условие:
Пользуясь дополнительной литературой, составьте схему «Отрасли социологии», где отразите:
1) типологию отраслей социологии
2) связи между ними.
Структуру схемы продумайте самостоятельно.
Решение:
Экономическая социология |
Социальная социология |
Теоретическая социология |
Социология труда |
Социология политики |
Социология молодежи |
Экосоциология |
Социология упраления |
Социология права |
Социология религии |
Этносоциология |
Социология образования |
И другие |
Социология науки |
1 Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 156.
2 Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. - Петрозаводск: Фониум, 2004. – 308с.
3 Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2004. С. 138.
4 Приводится по: Брыц В. Нарушение прав личности в рекламе. – М.: ИМТ, 2007. С. 116.
5 Приводится по: Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 10.