Предмет экономической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 19:20, реферат

Краткое описание

Предмет экономической социологии — социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики.
В более узком смысле предмет экономической социологии — экономическое поведение (индивида, социальной группы, населения) и социальные явления в сфере экономики и финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 22.83 Кб (Скачать файл)

Предмет экономической социологии

Предмет экономической социологии — социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики.

В более узком смысле предмет экономической социологии — экономическое поведение (индивида, социальной группы, населения) и социальные явления в сфере экономики и финансов. Например, в финансово-банковской сфере экономической жизни предметом экономической социологии может быть: рынок как социально-экономическое явление во всем многообразии его форм (финансовый, инвестиционный, страховой, налоговый, недвижимости, ценных бумаг, валютный, ипотечный, труда, товаров и услуг); собственность как важнейший социальный институт; риски; угрозы экономической безопасности; социальный обмен и др.

В конкретных социологических исследованиях в качестве предмета экономической социологии могут выступать: риски (их социальная сущность и последствия), деньги как социально-экономический регулятор поведения, деятельность финансово-банковских институтов как один из видов социальной деятельности и одновременно социальный процесс, локализованный в рамках финансового рынка, социальные конфликты в сфере финансовой деятельности, социально-профессиональная мобильность специалистов финансового рынка, тендерная асимметрия в финансово-банковской сфере и т.д.

Развитие социальных отношений в сферах труда, собственности, производства, распределения и обмена формирует различные виды экономического поведения в обществе. Причем вследствие сегментированности рынка (рис. 2.1) различные виды экономического поведения складываются в зависимости от выполнения индивидом той или иной ролевой функции — вкладчика, налогоплательщика, страховщика или страхователя, банкира, потребителя, инвестора и т.д. Поэтому, применяя теорию ролей, можно изучать различные виды экономического поведения, проявляемого личностью.

Сам рынок, социальные отношения, развивающиеся между его субъектами и объектами, являются предметом экономической социологии.

Объекты экономической социологии

В общем виде объектом экономической социологии является социальная реальность в сфере экономических отношений, а именно:

  • человек (как «экономический», так и «неэкономический») во всем разнообразии выполняемых им социальных ролей в сфере экономики и финансов;
  • социальные статусные группы и общности (социально-профессиональные, социально-территориальные, социально-демографические, тендерные), осуществляющие свою деятельность во всех отраслях экономической жизни и проявляющие разные формы экономического поведения;
  • социальные институты и организации, выступающие в качестве субъектов рынка, — государство, банк, страховая или инвестиционная компания, домохозяйство, налоговая инспекция, фондовая биржа.

В прикладном плаче - это объекты и субъекты рынка, его производители и потребители, реализующие в своем экономическом поведении все многообразие ролевых статусов (вкладчик, клиент, банкир, дилер, страховщик, налогоплательщик, покупатель и т.д.).

 

Социологический человек ориентируется на господствующие ценности и нормы, ведет себя в соответствии с теми ролевыми ожиданиями, которые на него возлагает общество, зная, что за выполнение своих ролей он будет награжден, а за невыполнение наказан. Способы, которыми социологический человек добивается своих целей, продиктованы не только и не столько разумом, сколько эмоциями, ценностями и традициями. [1]

К содержательному рассмотрению качеств социологического человека мы будем возвращаться неоднократно. [2]

Как при таком подходе выглядит социологический человек. Его рассматривают как полного антипода homo economicus. Если последний, скажем, - это человек независимый, эгоистичный, рациональный и компетентный, то homo sociologicus оказывается человеком, который подчиняется общественным нормам и альтруистичен, ведет себя иррационально и непоследовательно, слабо информирован и не способен к калькуляции выгод и издержек. Посмотрим вариант подобного сопоставления двух моделей. Homo economicus представлен экономистами К. А социологический человек описывается моделью, предложенной С. [3]

В принципе можно предположить, что поведение социологического человека также описывается максимизацией целевой функции. Так, в краткосрочном плане он занимается минимизацией санкций Со стороны общества, а в долгосрочном - максимизацией своего социального статуса. Шмоллер основывает справедливость на принципе, согласно которому мера справедливого в отношении равенства и неравенства должна определяться тем, в какой степени люди или институты служат целям человеческого сообщества. [4]

Как видим, в рамках развернувшейся дискуссии экономический человек, свободно выбирающий наилучший способ реализации своих предпочтений, противостоит социологическому человеку, придерживающемуся установленных норм и правил. Первый выполняет общественные нормы лишь постольку, поскольку их выполнение дает результаты, совместимые с его системой предпочтений. [5]

Эти понятия употребляются в социологии, психологии и политологии ( как и в экономической теории) в двух аспектах: в качестве объекта исследований соответствующей науки и для выражения определенных характеристик человека. В частности, социологический человек ориентируется на ценности и нормы, ведет себя в соответствии с теми ролевыми ожиданиями, которые на него возлагает общество, зная, что за выполнение своих ролей он будет награжден, а за невыполнение - наказан [ Там же. [6]

Социологический человек ориентируется на господствующие ценности и нормы, ведет себя в соответствии с теми ролевыми ожиданиями, которые на него возлагает общество, зная, что за выполнение своих ролей он будет награжден, а за невыполнение наказан. Способы, которыми социологический человек добивается своих целей, продиктованы не только и не столько разумом, сколько эмоциями, ценностями и традициями. [7]

Как это близко к представлениям о справедливой цене в доиндустриальных обществах. Отметим также, что цели социологического человека заданы ему извне, продиктованы обществом. У экономического человека цели свои, а общество определяет законные средства их достижения. Не случайно в рамках данных представлений одной из главных функций государства становится разработка хозяйственного законодательства, тех правил игры, в которой каждый волен реализовать свою стратегию и свои цели. [8]

Человек в рамках воззрений немецкой исторической школы представляет собой существо, подверженное внешним влияниям и движимое одновременно и эгоистическими, и альтруистическими мотивами. На его поведение оказывают несомненное воздействие культурные ценности, и под их влиянием в области хозяйственной деятельности к собственному интересу добавляются еще два, гораздо более благородных мотива хозяйственного поведения: чувство общности и чувство справедливости. Существенной характеристикой социологического человека является иррациональность поведения. Наверно, следует согласиться, что человек часто действует иррационально под влиянием страха, плохо осознанных устремлений и давления со стороны общества. [9]

Первый раздел посвящен определению предмета экономической социологии. Мы подходим к этому определению через спецификацию методологических границ, разделяющих экономическую теорию и экономическую социологию. Первая и вторая лекции раскрывают особенности двух подходов, опирающихся, соответственно, на модели экономического и социологического человека, в них рассматривается историческая эволюция этих моделей, анализируются попытки экономического и социологического империализма. Третья лекция завершает исследование непростых взаимоотношений экономических и социологических подходов, а также анализирует методологические попытки их возможного синтеза. Наконец, раскрывается предмет экономической социологии. [10]

С пониманием того, что представляет собой экономическая социология, связано немало заблуждений. Поэтому сначала мы прочертим первоначальные границы, отделяющие ее от экономической теории. Далее мы сформулируем предмет экономической социологии, определим те принципы, на которые может опираться построение моделей социологического человека в экономике, проанализируем непростые взаимоотношения экономической теории и экономической социологии. [11]

И потому исходим из предположения, что homo sociologicus не стоит в крайней противостоящей точке, но плавает в континууме между двумя полюсами, один из которых уже назван человеком экономическим, а другой можно условно назвать человеком социальным. Но если социология ищет человека не в какой-то отдельной точке, а на протяжении всего континуума, то это означает, что социологический человек может быть представлен лишь в виде целой галереи фигур, через ряд типов действия. [12]

Научное сообщество экономистов, несмотря на проявившиеся тенденции к фрагментации экономической теории, продолжает оставаться более мощной и сплоченной корпорацией по сравнению с социологами. Наблюдаемое же интенсивное развитие экономико-социологических исследований во многом выступает как критическая реакция на предложенные экономистами схемы. Социологические подходы значительно расширяют и обогащают наше видение хозяйственных процессов. Однако это происходит ценою частичной потери точности и определенности. И сами модели поведения социологического человека в хозяйственной жизни формулируются пока весьма нечетко. [13]

Как при таком подходе выглядит социологический человек. Его рассматривают как полного антипода homo economicus. Если последний, скажем, - это человек независимый, эгоистичный, рациональный и компетентный, то homo sociologicus оказывается человеком, который подчиняется общественным нормам и альтруистичен, ведет себя иррационально и непоследовательно, слабо информирован и не способен к калькуляции выгод и издержек. Посмотрим вариант подобного сопоставления двух моделей. Homo economicus представлен экономистами К. А социологический человек описывается моделью, предложенной С.

Экономический человек (разумный экономический человек) - (economic man («rational economic man»)), индивид, использующий свой труд или свои ресурсы в условиях рынка в собственных интересах. Абстрактный человек, по поводу которого ученые-социологи ведут шумные и жаркие споры, ни к чему не приводящие из-за путаницы, порождаемой двумя значениями термина. В узком смысле — это разумный эгоист, в широком — разумный человек, не обязательно эгоист, всегда действующий в соответствии с общепринятыми принципами конформистской экономической теории. На абстрактном уровне выбор экономического человека реализуется тремя путями: транзитивности, последовательности и полноты предпочтений. Транзитивность означает: если я предпочитаю А — В и В — С, то я должен предпочесть В — С; последовательность — если я предпочитаю А — В, то я должен сохранять это предпочтение каждый раз, когда оказываюсь перед аналогичным выбором в аналогичных обстоятельствах; полнота — для любых товаров (услуг, возможностей) А и В я всегда могу сделать одно из трех: предпочесть А, предпочесть В или ни то ни другое. На менее абстрактном уровне экономический человек, как считается, выберет большее количество товара, однако при этом предельная полезность будет сокращаться (т.е. каждая очередная единица товара станет для него менее ценным приобретением, чем предыдущая). Если рассматривать проблему в более общем плане, то чем больше индивид приобрел одного товара, тем больше хочет увеличить его количество, а не компенсировать потерю единицы другого. Это называется уменьшающейся предельной заменяемостью. Психологи показали, что индивиды не соблюдают транзитивности или последовательности выбора, если изменяются его «рамки» (например, люди готовы пойти на риск, когда есть выбор между возможностью выигрыша и пребыванием в прежнем положении, но не хотят рисковать, если выбирать надо между пребыванием в прежнем положении и потерей). Полнота предпочтений слишком обременительна. Уменьшающаяся предельная заменяемость не всегда соблюдается. Впрочем, критика, которой подвергается разумный экономический человек, в основном относится к его гипотетическому эгоизму, о котором в постулатах традиционной экономической теории ничего не говорится. Экономический человек — в широком смысле этого термина — склонен придавать максимальное значение полезности, однако, если, например, финансовая помощь Сомали делает его более счастливым, чем что-либо другое, он дает деньги Сомали. Экономический человек — в узком смысле — слишком большое внимание уделяет личному благополучию. Обычно эту теорию критикуют за ее исходную посылку: большинство людей являются экономическими людьми в узком смысле этого термина. Экономисты, в свою очередь, оправдываются, утверждая, что экономный человек фактически всегда экономический в широком смысле термина. Однако в использовании термина в обоих значениях нет никакой последовательности.

 


Информация о работе Предмет экономической социологии