Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 15:50, контрольная работа
Поскольку высшее образование в наше время стало жизненной необходимостью по мере внедрения новых технологий почти во всех сферах производства, люди стремятся получить высшее образование. А поскольку идет сокращение числа бюджетных мест, люди поступают на платную основу.
Описание проблемной ситуации.
Поскольку высшее образование в наше время стало жизненной необходимостью по мере внедрения новых технологий почти во всех сферах производства, люди стремятся получить высшее образование. А поскольку идет сокращение числа бюджетных мест, люди поступают на платную основу.
Объект исследования
Объектом исследования являются документы, статистические данные, отражающие количество поступивших людей на коммерческую основу.
Предмет исследования
Предмет исследования - причины увеличение числа людей, получающих высшее образование на платной основе.
Логический анализ предмета
Причинами увеличения числа людей, которые получают высшее образование на платной основе, являются следующие:
1.Получение второго высшего образования.
А) Желание сменить профессию. Многие, получив первое образование, с трудом ищут работу по специальности, а когда находят и начинают работать, приходит осознание того, что это не совсем то, чему хотелось бы посвящать свою жизнь. Это никак не связано с неопределенностью личности по жизни. Дело в том, что далеко не каждый способен в юношеском возрасте правильно выбрать профессию, и неквалифицированная помощь со стороны только запутывает потенциального студента. В более сознательном возрасте, когда человек реально осознает свои потребности, четко представляет особенности своих возможностей и способностей, у многих происходит переоценка ценностей и появляется желание сменить профессию. Это и служит причиной того, что люди получают второе высшее образование. Оно часто считается образованием «для души», т.к. выбор сделан более осознанно.
Б) Узкая специализация или карьерный рост. Если первое высшее подобрано удачно и человек работает в удовольствие, карьерный рост может предполагать необходимость квалификационного роста. Тогда, для того чтоб занимать должность повыше, или просто стать узкопрофильным специалистом, нужно получить дополнительное образование. Мало кто отказывается от такого шанса, даже учитывая ту особенность, что последипломное образование и любое дополнительное можно получить только на платной основе. Люди просчитывают затраты на обучение и предполагают сколько они будут получать после получения соответствующего образования.
В) Необходимость
в более доходной работе. Допустим, что
у человека первое образование связано
с экономикой, и он работает бухгалтером
в не самой большой компании. Тогда, если
у человека есть необходимость в поиске
работы, которая будет приносить больший
доход, приходится задуматься над тем,
чтобы получить второе высшее. Особенно
на это подталкивает людей хорошее знание
рынка труда и если человек, например,
с тем же экономическим дипломом всегда
хотел работать в области рекламы, т.к.
есть определенные задатки и ему это интересно,
плюс это сейчас очень доходное дело и
востребованное на рынке труда. Профессия
меняется очень быстро.
г) Повышение уровня
квалификации. Даже если работа по душе,
если уровень дохода устраивает, и вы получаете
удовольствие от своей работы – всегда
есть необходимость в росте. Получение
дополнительных знаний, изучение новинок
и приобретение новых навыков – необходимость
каждого, кто работает в какой-то сфере
довольно долгий период. Это помогает
«держаться на плаву» и быть конкурентоспособным
на рынке труда, и в сравнении с молодыми
специалистами.
д) Личная заинтересованность.
Людей, которые поистине интересуются
наукой и желают учиться и развиваться
осталось не так много. В своем большинстве
нами движут материальные ценности, которые
стали для нас базовой потребностью. Мы
чаще всего отдаем предпочтение тому образованию,
которое способно принести нам больше
доходов. Но люди, которые желают постоянно
развиваться и быть компетентными в различных
сферах имеют совершенно другую мотивацию.
Их базовая потребность – саморазвитие
и самореализация.
2.Работодатели как субъекты
рынка труда заинтересованы в
выпускниках, способных удовлетворить
текущие конъюнктурные
3. Недостаточность бюджетных средств, выделяемых государством; сокращение числа бюджетных мест в ВУЗах, вследствие чего выпускники поступают на коммерческую основу.
4. Убежденностью молодых людей и их родителей в карьерной ценности диплома.
5. Недостаточное количество баллов для получения высшего образования на бесплатной основе.
Цель исследования
Цель исследования – определить основные причины увеличения числа людей, получающих высшее образование на платной основе.
Задачи исследования
1. Выявить социальный состав потребителей платных образовательных услуг.
2. Причины сделать высшее образование в России полностью платным.
3.Изучить перспективы развития высшего платного образования в России.
Разработаем систему гипотез на поставленные задачи
1.Платное образование может сделать невозможным поступление в вузы детей из малообеспеченных семей — получать высшее образование могут люди только с высокими или средними доходами. Проблема – где взять необходимое количество денег для оплаты обучения, ведь собственный капитал в необходимом размере есть далеко не у каждого.
2.Если студент будет отдавать
большие деньги за свое обучение,
он будет более ответственен и дисциплинирован.
У него будет куда больше желания не
пропускать лекции.
- Россия начнет
больше зарабатывать на студентах из-за
рубежа.
- У нас решится
вопрос недостатка рабочих специальностей.
Образование будет по карману не всем.
- Государство сможет
получать нужное число специалистов в
нужных отраслях, выдавая им кредиты на
образование с обязательством отработать
потом столько-то лет по специальности.
3. По мнению специалистов, в настоящее
время платное высшее образование рассматривается
как серьёзная проблема.
Доля государственных расходов на высшее
образование оставалась в течение последнего
десятилетия практически неизменной,
колеблясь в пределах 11-13% консолидированного
бюджета, или от 3,06 до 4,81% ВВП. Сегодня в
высшей школе обучается 4 млн 72 тыс. студентов,
за последние 10 лет их общая численность
выросла более чем на 1 млн чел. Рост произошел
в основном за счет "платных", или
внебюджетных студентов.
По мнению экспертов, для повышения эффективности нужно обеспечить экономическую самостоятельность вузов, создать условия для конкуренции вузов за бюджетные средства и ввести нормативное подушевое финансирование.
3.Стратегическое направление развития будет определяться общим курсом политических реформ. Но есть все основания говорить о том, что Россия будет двигаться на пути рыночных преобразований.
Задача государства в области образования состоит в том, чтобы богатые, могущественные и образованные не превращались в касту, заинтересованную в статике образования. Поэтому, финансирование ученика по формуле «деньги идут за учеником», а не образовательного учреждения - это необходимый шаг реформ.
Под сомнение ставится вопрос качества платного образования. По словам В.М Филиппова, «преподавание в некоторых частных вузах ведется из рук вон плохо, методики некачественные, недостаточно квалифицированных преподавателей, качество обучения в филиалах государственных вузов сильно отличается от оригинала», а набор студентов, претендующих на получение высшего образования, оставляет желать лучшего. Зачастую в филиалах происходит подмена вступительных экзаменов собеседованием по профилю обучения. Данная тенденция, имеющая место в сфере платного образования, приводит к снижению уровня подготовки абитуриентов и. как следствие, ведет к снижению качества подготовки специалистов. Бюджеты образовательных учреждений пополняются, а сами они превращаются в орудия получения прибыли. Для улучшения ситуации в этом направлении, мы думаем, что необходимо осуществлять прием в высшие учебные заведения на конкурсной основе, независимо от того, государственное это учебное заведение или негосударственное, платная форма обучения или бесплатная. Если будущий студент набрал, например, менее 40 баллов (по 100 балльной шкале), он не имеет права поступать в вуз вообще, поскольку не доказал свои способности к обучению в высшей школе. Кстати такая система действует в Армении и Азербайджане. По нашему мнению, качество платных образовательных услуг должно регулярно оцениваться государственными органами, что позволит поднять престиж платного образования, обоснует его коммерческий характер. Однако проблема качественного образования имеет более глубокое содержание. Вполне возможна ситуация, когда студент может вдруг обнаружить, что его ожидания, в смысле профессиональной подготовки, глубины знаний лектора не оправдались. В данном случае студент выступает в роли «покупателя знаний», а преподаватель в роли «продавца знаний». Может ли обучающийся использовать свое право заказчика образовательных услуг? На основании действующего гражданского законодательства заказчик вправе обращаться в суд и требовать возмещения денежных средств, затраченных на получение образования ненадлежащего качества.
Информация о работе Причины увеличение числа людей, получающих высшее образование на платной основе