Факультет _СГФ_____________________
Кафедра Социальные
технологии
Специальность Социальная
работа
Работа допущена к защите
_______________________
(подпись, дата)
ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
тема_Проблема алкоголизма
среди учащейся молодежи
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Разработал ______________
_________________
подпись, дата
инициалы, фамилия
группа __________
Руководитель ___________________ _________
__________________
должность, ученая степень, звание
подпись
инициалы, фамилия
2013
Содержание
Введение
Одной из серьезных проблем развития
социальной сферы является недостаток
высококвалифицированных специалистов.
Поэтому в программе высших учебных заведений
по направлению подготовки 040400.68 «Социальная
работа предусмотрены научно-исследовательская
практика в государственных, негосударственных,
некоммерческих, общественных социальных
организациях и учреждениях, ведущих научные
разработки в области, соответствующей
направлению магистерской подготовки.
Целью практики является систематизация,
расширение и закрепление профессиональных
знаний, приобретение практических навыков
самостоятельного ведения научно-исследовательской
работы, подготовка к написанию магистерской
диссертации.
Задачами, решаемыми в ходе проведения
научно-исследовательской практики, являются:
- ознакомление с различными
этапами научно-исследовательской
работы (постановка проблемы, накопление
и анализ экспериментального (теоретического)
материала, выдвижение целей, задач,
гипотез исследования, разработка
инструментария исследования, формулировка
выводов по итогам исследований,
оформление результатов работы
в виде отчета);
- ознакомление с различными
методами научного поиска, выбор
оптимальных методов исследования,
соответствующих задачам исследования;
- взаимодействие с другими научными
группами и исследователями.
Отчет по научно-исследовательской практике
включает в себя информацию о выборе и
обосновании темы исследования; методологии
проведенного исследования (постановка
целей и конкретных задач, формулировка
рабочей гипотезы, обобщение и критический
анализ трудов отечественных и зарубежных
специалистов по теме исследования); составлении
библиографии по теме научно-исследовательской
работы; разработанный инструментарий
исследования; научную интерпретацию
полученных данных, их обобщение, систематизация,
анализ проделанной исследовательской
работы.
В работе были использованы
общенаучные методы и приемы исследования,
такие как: анализ, синтез, систематизация
и классификация. Исследования проводились
на основе материала, собранного в результате
изучения и систематизации данных, полученных
в ходе практической деятельности, а так
же из учебной и научной литературы, периодических
изданий, справочной литературы, нормативно-законодательных
актов.
Теоретическими и методическими
дополнениями послужили работы следующих
авторов: Л. Андреева1, Э.А. Бабаян2, С.В. Березин3, Н.Я.4, Н.А. Катаева, И.А. Невский, А.Ф.
Никитин, Р.В. Овчарова, А.Е. Личко. В трудах
рассматриваются программы и методы работы
с несовершеннолетними, употребляющими
спиртосодержащие напитки.
Накопленный материал, его анализ и систематизация
позволили закончить данное исследование
и предоставить его в виде отчета по практике.
Обоснование актуальности проблемы,
определение объекта, предмета, цели и
задач исследования
Проблема алкоголизма в России
существовала во все времена. Государство
не раз предпринимало попытки искоренить
это явление, но даже самые жесткие меры
не решили данную проблему. На сегодняшний
день проблема употребления алкоголя
среди населения России по-прежнему остается
актуальной. Особую тревогу вызывает снижение
возраста уже зависимых алкоголиков. У
детей быстрее развивается алкогольная
зависимость, и, к сожалению уже установлен
факт, что детский алкоголизм неизлечим.
Так с какого же возраста необходимо проводить
профилактику данного явления? Чем раньше,
тем лучше. И, конечно же, лучшая профилактика
это правильный пример перед глазами,
но не все могут его обеспечить.
В подростковой среде алкоголь
давно стал нормой. Потребление алкоголя
в раннем возрасте приводит к необратимым
изменениям в психике и в конечном итоге
наступает полная деградация. В глобальном
масштабе повсеместный алкоголизм приводит
к изменению генофонда нации, конечно
же, не в лучшую сторону.
Результаты опросов, проводившихся
в школах города Москва, показали, что
большая часть учащихся 6-го класса уже
не только попробовали алкогольные напитки,
но и покупали различные спиртосодержащие
напитки, такие как вино, пиво и шампанское.
Главным фактом является то, что детей
«угощал» алкоголем отец, дедушка или
кто-то из родственников. К 8-му классу
количество подростков регулярно принимающих
алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают
алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение
месяца, при этом 11% входят в группу риска
по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие
подростков к алкоголю увеличивается:
45% принимают алкоголь один раз в месяц,
20,8% – раз в две недели, 29% – принимают
алкоголь не менее одного раза в неделю.
39% подростков 8-11-х классов употребляют
алкоголь еженедельно. Это серьезный повод
для беспокойства. Всего лишь 4% учащихся
ни разу не пробовали алкоголя5.
В работе были использованы
общенаучные методы и приемы исследования,
такие как: анализ, синтез, систематизация
и классификация. Исследования проводились
на основе материала, собранного в результате
изучения и систематизации данных, полученных
в ходе практической деятельности, а так
же из учебной и научной литературы, периодических
изданий, справочной литературы, нормативно-законодательных
актов.
Теоретическими и методическими
дополнениями послужили работы следующих
авторов: Л. Андреева6, Э.А. Бабаян7, С.В. Березин8, Н.Я.9, Н.А. Катаева, И.А. Невский, А.Ф.
Никитин, Р.В. Овчарова, А.Е. Личко. В трудах
рассматриваются программы и методы работы
с несовершеннолетними, употребляющими
спиртосодержащие напитки.
Объект исследования - студенты ГБОУ НПО РО ПУ № ….
Предмет исследования - причины
алкоголизации подростков.
Цель исследования - выявить
и проанализировать причины алкоголизации,
а именно:
1. Причины, связанные с
проблемами семейного воспитания:
- неполная семья;
- низкий достаток семьи;
- одиночество в семье;
- жестокое обращение в
семье;
- асоциальная семья;
2. Психологические причины:
- низкий уровень самооценки;
3. Социально-экономические
причины:
- окружение на улице;
- доступность алкоголя
в продаже;
- отсутствие возможности
посещать желаемую секцию.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить влияет ли
состав семьи, в которой воспитывается
подросток на формирование склонности
к алкоголизму;
2. выяснить, является ли
низкий достаток семьи сдерживающим
фактором к употреблению алкоголя
подростками;
3. выяснить влияет ли
недостаток родительского внимания
на алкоголизацию подростка;
4. выяснить, какова степень
влияния жестокого обращения
с ребенком на его алкоголизацию;
5. определить степень
алкоголизации подростков в семьях,
где алкоголь является нормой;
6. определить является
ли низкая самооценка подростка
причиной употребления алкоголя;
7. выяснить будет ли
подросток употреблять алкоголь,
если в его окружении многие
пьют;
8. выяснить, влияет ли доступность
алкоголя в продаже на уровень алкоголизации
подростков;
9. определить влияние
возможности посещать желаемую
секцию на формирование негативного
отношения к употреблению алкоголя.
Формулировка и интерпретация
основных понятий
Подростковый возраст - 12-15 (11-17) лет, это
трудный возраст, где родителям легко
потерять контакт с детьми, войти в непродуктивные
конфликты. С другой стороны, недостаток
родительской требовательности – попустительство
– чревато будущими проблемами.
Алкоголизация - частое
употребление значительного количества
алкогольных напитков для поддержания
высокого содержания алкоголя в крови,
а также процесс увеличения частоты потребления
алкоголя. Термин может быть использован
в отношении, как индивида, так и общества
в целом. Термин alcoolisation первоначально
использовался в контексте французской манеры
потребления алкоголя, при этом подразумевалось,
что в этих социально-культуральных условиях
пьянство является скорее нормативным,
чем отражающим индивидуальную психопатологию.
Алкоголизм - это заболевание, возникающее
в результате пагубной привычки употреблять
спиртное часто и в чрезмерных количествах.
Алкоголики становятся, зависимы от спиртного.
Если резко лишить их возможности выпивать,
это может вызвать абстинентный синдром,
который включает такие симптомы, как
тошнота, рвота, тревожность, галлюцинации,
дрожь и др. Алкоголизм нарушает мозговую
деятельность и память, ухудшает физические
способности, человек начинает совершать
неразумные поступки.
Формулировка и обоснование
рабочих гипотез
Гипотеза – основание: причиной
алкоголизации подростков являются причины
социального характера, а именно его социальное
окружение.
Гипотезы – следствие:
Подросток, который воспитывается
в неполной семье, чаще склонен к алкоголизации
из-за высокой занятости родителя;
Подросток из семьи с низким
достатком менее подвержен алкоголизации,
так как не имеет средств для покупки алкоголя;
Не получив в семье достаточно
внимания, подросток будет искать его
на стороне и может попасть в компанию
где алкоголь - это норма;
Жестокое обращение с подростком
со стороны родителей не влияет на его
алкоголизацию;
Асоциальная семья, в которой
алкоголь является нормой, является причиной
алкоголизации подростков;
Употребляя алкоголь, подросток
чувствует себя увереннее, поэтому подростки
с низкой самооценкой более склонны к
алкоголизации;
Если в окружении подростка
алкоголь является нормой, то и он скорее всего будет употреблять алкоголь;
Доступность алкоголя в продаже
оказывает прямое влияние на уровень алкоголизации
подростков;
Из-за отсутствия возможности
посещать желаемую секцию подросток чаще
оказывается на улице, где он может попасть
в асоциальную компанию.
Обоснование и проектирование
выборочной совокупности единиц наблюдения
Выборка или выборочная совокупность
– множество объектов, с помощью определённой
процедуры выбранных из генеральной совокупности
для участия в исследовании.
Генеральная совокупность –
совокупность всех объектов, относительно
которых учёный намерен делать выводы
при изучении конкретной проблемы.
В исследовании дескриптивного
плана выборка должна быть строго репрезентативной.
Требования репрезентативной выборки
означают, что по выделенным параметрам
(критериям) состав обследуемых должен
приближаться к соответствующим пропорциям
в генеральной совокупности. Между тем
строго репрезентативную выборку по всем
важным для проблематики исследования
параметрам обеспечить невозможно, и поэтому
следует гарантировать репрезентацию
по главному направлению анализа данных.
Репрезентативные выборки необходимы
лишь в том случае, если целью исследования
является получение суммарных данных
в отношении изучаемого объекта в целом.
Качество выборки зависит от
трёх условий:
а) от меры однородности социальных
объектов по наиболее существенным для
исследования характеристикам;
б) степени дробности группировок
анализа, планируемых по задачам исследования;
в) целесообразного уровня надёжности
выводов из предпринимаемого исследования.
Данная научно-исследовательская
работа не предусматривает такого важного
показателя выборки, как её репрезентативность,
которая требует больших математических
вычислений. Для формирования выборочной
совокупности используются элементы доступных
случаев выборки.
Выбор процедур сбора и анализа
эмпирической информации
В качестве метода сбора информации
в данном исследовании использовалось
анкетирование как разновидность метода
опроса. Анкетирование уместно в случаях:
1) когда нужно опросить
большое число респондентов за
относительно короткое время;
2) опрашиваемые должны
тщательно подумать над своими
ответами, имея перед глазами
отпечатанный вопросник.
Работа по проектированию вопросника
начинается с эмпирической интерпретации
основных понятий, поиска необходимых
эмпирических индикаторов и показателей.
Процедура операционализации понятий
проверяется выводами (следствиями) из
ранее сформулированных рабочих гипотез.
Каждый вариант ответа в любом вопросе
анкеты – это уже предположение о возможных
связях, отношениях, характеризующих объект
исследования, поэтому анкета – это способ
выражения рабочих гипотез исследования
в форме вопросов и ответов. Разрабатывая
анкету, важно четко ограничить количество
проблем (задач), включаемых в содержание
вопросника. Анкета должна быть посвящена
конкретной теме, быть свободной от «лишних»,
второстепенных вопросов.