Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:16, доклад
Манипуля́ция массовым созна́нием (ср.> «манипуля́ция обще́ственным мне́нием») — один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.
Проблема манипуляции общественным мнением:
механизмы манипуляции.
Манипуля́ция массовым созна́нием (ср.> «манипуля́ция обще́ственным мне́нием») — один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.
Как указано в широко известной читателям в России и за рубежом монографии С. Г. Кара-Мурзы, симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, декогерентность высказываний и т. д. [1]. Манипуляция — это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить».
Оксфордский словарь
английского языка трактует манипуляцию
как «акт влияния на людей или
управления ими с ловкостью, особенно
с пренебрежительным
В XX веке круг явлений, к которым стали прилагать термин «манипуляция» с политическим наполнением изначального определения (в техн., медиц.: «обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление»), расширился. «Он стал использоваться применительно к СМИ и политическим мероприятиям, направленным на программирование мнений или устремлений масс, психического состояния населения и т. п. Конечная цель таких усилий — контроль над населением, его управляемость и послушность»[2]:44,45.
Соответственно
В политологии же в 1950-70-е гг. понятие «манипуляция» активно использовали одновременно оба главных противника «в холодной войне». Социалистическая литература сосредотачивалась на «развенчании манипулятивной сущности буржуазных (империалистических) СМИ», в то время как последние обвиняли СССР и КНР в «промывании мозгов» (brainwashing) американцам, взятым в плен в годы Корейской и Вьетнамской войн[2]:45.
Изданный в 1969 году
в Нью-Йорке «Современный словарь
социологии» определил
Сегодня понятие
«манипуляция» во многом идентично
внедрению в сознание идей, мыслей
и представлений путем
Признаки манипуляции сознанием
-Вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности.
-Скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель — чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.
- Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).
-К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.
Предпосылки манипуляции
Условие успешной манипуляции
заключается в том, что в подавляющем
большинстве случаев
В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:
положительные формы:
заступничество,
успокаивание,
комплимент,
невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),
сообщение хороших новостей,
общие интересы…
отрицательные формы:
деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),
деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),
деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания) .
Цель манипулятора
Цель тех, кто желает
манипулировать сознанием — дать
объектам такие знаки, чтобы они,
встроив эти знаки в контекст,
изменили образ этого контекста
в своем восприятии. Они подсказывают
такие связи своего текста или
поступка с реальностью, навязывают
такое их истолкование, чтобы представление
о действительности было искажено в
желательном для манипулятора направлении.
А значит, это окажет воздействие
и на поведение, причем объекты будут
уверены, что поступают в полном
соответствии с собственными желаниями.
Целью манипулятора является мягкое
подведение объекта к выбору. Этот
выбор является несвободным и
неосознанным.
Противодействие психологической манипуляции
Одной из форм противодействия манипуляции личностью является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников.
Способов ответа на манипулирование (психологической самообороны) несколько:
-Внешнее согласие (начать с того, с чем согласен, можно даже привести аргумент в пользу слов оппонента). Состоит в том, что адресат выделяет из речи манипулятора те положения, с которыми может согласиться. Остальную информацию пропускает «мимо ушей», либо перефразирует её.
-Перефразирование «-» в «+», констатация фактов. Как правило, применяется при манипуляциях отрицательной формы (вызывающих отрицательную эмоцию у объекта манипулирования).
-Изменение темы разговора, оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).
-Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например: «не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё — значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).
Методы манипуляции
Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:
1.Использование внушения.
2.Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
3.Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
4.Метод под названием «нужны трупы».
5.Метод «страшилок».
6.Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
7.Метод фрагментации.
8.Многократные повторы или «метод Геббельса».
9.Создание лжесобытий,
мистификация.
Информация о работе Проблема манипуляции общественным мнением: механизмы манипуляции