Проблема манипуляции общественным мнением: механизмы манипуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:16, доклад

Краткое описание

Манипуля́ция массовым созна́нием (ср.> «манипуля́ция обще́ственным мне́нием») — один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема манипуляции общественным мнением. Социология.docx

— 17.07 Кб (Скачать файл)

Проблема  манипуляции общественным мнением:  

                        механизмы  манипуляции.  

 Манипуля́ция массовым созна́нием (ср.> «манипуля́ция обще́ственным мне́нием») — один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

Как указано в  широко известной читателям в  России и за рубежом монографии С. Г. Кара-Мурзы, симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, декогерентность высказываний и т. д. [1]. Манипуляция — это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить».

Оксфордский словарь  английского языка трактует манипуляцию  как «акт влияния на людей или  управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». Именно в таком наполнении слово  «манипуляция» заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин «макиавеллизм»[2][3].

В XX веке круг явлений, к которым стали прилагать  термин «манипуляция» с политическим наполнением изначального определения (в техн., медиц.: «обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление»), расширился. «Он стал использоваться применительно к СМИ и политическим мероприятиям, направленным на программирование мнений или устремлений масс, психического состояния населения и т. п. Конечная цель таких усилий — контроль над населением, его управляемость и послушность»[2]:44,45.

Соответственно скорректировалось и понимание термина «манипуляция» в психологической литературе. Помимо двух ранее известных значений (первое заимствовано из техники и используется инженерной психологией и психологией труда; второе — из этологии, где манипуляция противопоставлена локомоции[4]), с 1960 гг. психологи начинают использовать его — в рамках анализа межличностных отношений — и в третьем значении, из контекста политологических трудов.

В политологии же в 1950-70-е гг. понятие «манипуляция»  активно использовали одновременно оба главных противника «в холодной войне». Социалистическая литература сосредотачивалась на «развенчании манипулятивной сущности буржуазных (империалистических) СМИ», в то время как последние обвиняли СССР и КНР в «промывании мозгов» (brainwashing) американцам, взятым в плен в годы Корейской и Вьетнамской войн[2]:45.

Изданный в 1969 году в Нью-Йорке «Современный словарь  социологии» определил манипуляцию  как «вид применения власти, при  котором обладающий ею влияет на поведение  других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает». Человек, взаимодействуя с окружающими, взаимодействует  с сознанием других людей, так  или иначе влияя на их поведение, но сознательная манипуляция начинается с того момента, когда манипулятор  ставит для себя цель манипуляции.

Сегодня понятие  «манипуляция» во многом идентично  внедрению в сознание идей, мыслей и представлений путем массированного распространения специально подготовленной по форме и содержанию информации.            

                      Признаки манипуляции сознанием

-Вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности.

-Скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель — чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. 

- Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).

-К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.      

        Предпосылки манипуляции

Условие успешной манипуляции  заключается в том, что в подавляющем  большинстве случаев преобладающее  большинство граждан не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени  на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция — это не насилие, а соблазн.

В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта  манипулирования, можно выделить формы  манипуляций:

положительные формы:

заступничество,

успокаивание,

комплимент,

невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),

сообщение хороших  новостей,

общие интересы…

отрицательные формы:

деструктивная критика (высмеивание, критика личности и  поступков),

деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),

деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания) .

          Цель манипулятора

Цель тех, кто желает манипулировать сознанием — дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста  в своем восприятии. Они подсказывают такие связи своего текста или  поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление  о действительности было искажено в  желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие  и на поведение, причем объекты будут  уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями. Целью манипулятора является мягкое подведение объекта к выбору. Этот выбор является несвободным и  неосознанным.                  

           Противодействие психологической манипуляции

Одной из форм противодействия  манипуляции личностью является критический анализ поступающей  информации, организация получения  информации из разных источников.

Способов ответа на манипулирование (психологической  самообороны) несколько:

-Внешнее согласие (начать с того, с чем согласен, можно даже привести аргумент в пользу слов оппонента). Состоит в том, что адресат выделяет из речи манипулятора те положения, с которыми может согласиться. Остальную информацию пропускает «мимо ушей», либо перефразирует её.

-Перефразирование «-» в «+», констатация фактов. Как правило, применяется при манипуляциях отрицательной формы (вызывающих отрицательную эмоцию у объекта манипулирования).

-Изменение темы разговора, оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).

-Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например: «не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё — значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).    

              Методы манипуляции

Методов манипуляции  сознанием, используемых в средствах  массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

1.Использование внушения.

2.Перенос частного факта в сферу общего, в систему.

3.Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.

4.Метод под названием «нужны трупы».

5.Метод «страшилок».

6.Замалчивание одних фактов и выпячивание других.

7.Метод фрагментации.

8.Многократные повторы или «метод Геббельса».

9.Создание лжесобытий, мистификация.                                    

Информация о работе Проблема манипуляции общественным мнением: механизмы манипуляции