Проблема трудоустройства молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 17:41, реферат

Краткое описание

Молодежь сегодня - та часть российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России в ближайшие годы. Составляя примерно пятую часть населения страны, она играет большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Однако, к сожалению, в годы, завершившие XX век, государству почти не удалось продвинуться вперед в решении основных социальных проблем молодого поколения.

Вложенные файлы: 1 файл

Программа СИ.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

   1 Методологический раздел программы 

   1. 1 Обоснование актуальности

   Молодежь  сегодня - та часть российского общества, с которой в наибольшей степени  связаны перспективы дальнейшего  развития России в ближайшие годы. Составляя примерно пятую часть  населения страны, она играет большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Однако, к сожалению, в годы, завершившие XX век, государству почти не удалось продвинуться вперед в решении основных социальных проблем молодого поколения. Молодежная политика оказалась малоэффективной, что сузило социальную базу реформ. В начале XXI века проблемы молодого поколения нарастали на фоне снижения многих показателей в социальной сфере.

   Одной из самых актуальных проблем российской молодежи является проблема занятости. Вопросы трудоустройства молодежи в настоящее время остаются наиболее сложными. Снижение общего жизненного уровня вынуждает молодых людей бросать школы, училища, вузы. С другой стороны, выпускники не могут найти работу в связи с недостаточной квалификацией, во многом обусловленной слабой готовностью средних технических, профессиональных и высших учебных заведений к изменениям, отвечающим серьезным переменам в экономико-отраслевой и социальной конъюнктуре предприятий. Оказавшись за бортом общественно-полезной деятельности, молодежь пополняет контингент «групп риска». По данным МВД РФ, продолжает расти преступность среди этой категории и в абсолютном значении, и в процентном по отношению к общему числу всех совершаемых преступлений. Среди последствий безработицы - рост алкоголизма, наркомании, проституции, ухудшение отношений в семье, повышение уровня суицидности и количества психических заболеваний.

   Осмысливая  роль и значение молодежи в условиях реформирования современного российского  общества, следует сказать, что данная социальная категория может явиться не только потенциалом позитивных перемен, но и возможным фактором нового витка социальной нестабильности. Молодежь - это «группа риска», которая нуждается в поддержке со стороны государственных и негосударственных структур. В целом, молодые люди предъявляют высокие требования к качеству будущей жизни. Гарантированность жизненной безопасности, социального и материального благополучия - вот основная жизненная ценность молодежи и ее ожидания. Основываясь на таких жизненных ориентациях, молодые люди осмысливают постепенную трансформацию общества, все многообразие общественных и личных проблем. Соответственно, для более успешного развития российского общества необходима концентрация усилий государства, которая должна служить развитию и становлению у нового поколения россиян высокого жизненного потенциала. В условиях перехода общества на новый этап развития требуется реальная поддержка молодежи с созданием адекватных организационных форм на государственном и региональном уровнях.

   Таким образом, актуальность исследования проблемы трудоустройства молодежи и необходимость  совершенствования соответствующих  мер социальной политики в этой области  обусловлена развертыванием в современном  российском обществе социального противоречия, на одном полюсе которого - стремление молодых людей занять свою нишу на рынке труда, а на другом - отсутствие объективных условий для реализации этого стремления. Одним из действенных способов решения этого противоречия являются службы занятости, выступающие органом координации и регулирования процесса трудоустройства молодежи, преодоления молодежной безработицы. 

   1.2 Цели исследования 

   
  • Определить  степень соответствия потребности  молодежи в трудоустройстве и  фактическим трудоустройством молодежи.
  • Определить степень значимости посредников на рынке труда для эффективности трудоустройства молодежи.
 

   1.3 Задачи исследования 

   
  • Выявить степень  заинтересованности молодежи в поиске мест трудоустройства.
  • Выявить проблемы, возникающие при поиске мест трудоустройства у молодежи.
  • Определить степень информированности молодежи о посредниках на рынке труда.

   -    Узнать причины, препятствующие трудоустройству молодежи. 

   1.4 Объект исследования 

   Объектом  исследования являются молодые люди (16-25 лет), обучающиеся или недавно закончившие обучение в высших, средне - специальных и средних учебных заведениях. 

   1.5 Предмет исследования 

   Предмет исследования – факторы, влияющие на возможность трудоустройства молодежи, наличие заинтересованности у молодых  людей в посредниках на рынке труда при устройстве на работу. 
 
 
 

   1.6 Ключевые понятия 

   Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

   Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

   Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.

   Безработица - социальное явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

   Трудовые  отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату труда.

   Заработная  плата - денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд.

   Спрос на труд - количество труда, которое работодатели желают нанять в данный период времени за определенную ставку заработной платы.

   Предложение труда - выраженные работниками, обладающими определенными качественными характеристиками, желание и возможность работать определенное количество времени при альтернативных уровнях заработной платы и прочих равных условиях.

   Работодатель - физическое либо юридическое лицо, заключившее трудовой договор контракт с работником.

   Трудоустройство - система мероприятий, проводимая государственными органами и общественными организациями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. 

   1.7 Концептуальная модель  исследования 
 

   1.8 Гипотезы

  • большинство студентов имеет желания работать
  • молодежь негативно относится к безработице
  • выпускники вузов положительно относятся к государственной системе распределения
  • молодежь считает необходимым проводить какие-либо меры по улучшению ситуации на рынке труда
  • молодежь низко информирована о вакансиях на рынке труда
 
 

   2 Методический раздел программы 

   2.1 Методы сбора первичной  социологической  информации. 

   Для проведения исследования был выбран метод анкетного  опроса, т.к. он позволяет провести исследование в более сжатые сроки, избежать ошибок при записи информации со слов опрашиваемого, учитывает анонимность, облегчает обработку собранной информации. 

   2.2 Место и время  проведения исследования 

   Исследование  будет проводиться в Новгородском Государственном Университете им. Ярослава Мудрого (в главном корпусе и  в корпусе института «Экономики и Управления»). Будут раздаваться анкеты и заполняться на местах(оборудованных столами, стульями и ручками).

Исследование  планируется провести 28 и 29 мая 2011 года, с 10.00 до 15.00.

   Инструментарий  – анкета. 

   2.3. Выборка

Студенты  и выпускники Объем выборки Тип выборки География
16 –  25 лет 200 человек Стихийная Университет Великого Новгорода

 

   2.4 Метод обработки  эмпирических данных

   В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирических данных. 

   2.5. Рабочий план проведения исследования.

Наименование  мероприятий Сроки исполнения Ответственный Результаты
Расчет  финансовой стоимости исследования  
3-4 мая
 
Миронов Г.С.
Вся стоимость  рассчитана.
Разработка  программы социологического исследования  
5-16 мая
 
Васнецова М.И.
Программа разработана  и проверена.
 
Разработка  анкеты и её тиражирование
 
17-22 мая
 
Петров  Г.В.
Анкета разработана  и размножена в 250 экземплярах.
Разработка  инструкций для анкетеров  
23-26 мая
 
Петров  Г.В.
Составлены  требования для правильной работы анкетеров.
Инструктаж  анкетеров  
27 мая
 
Петров  Г.В.
Проведен инструктаж.
Сбор  первичной информации  
28-29 мая
 
Васильева Т.М.
Опрошено 200 человек.
 
Обработка анкет
 
1-4 июня
 
Васнецова М.И.
Собрано необходимое  количество анкет и обработано.
 
Анализ  полученной информации
 
5-15 июня
 
Гарибян Е.П.
Информация проанализирована и отображена в таблице.
 
Подготовка  отчета и его презентация
 
16 июня
 
Миронов Г.С.
Подготовлен отчет по итогам исследования и представлен в виде презентации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анкета 

Уважаемый респондент!

Мы  проводим социологическое  исследование, посвященное  положению молодежи на рынке труда. Мы будем Вам очень признательны, если Вы ответите на наши вопросы, предоставив, таким образом, для нас ценную информацию. Номер варианта, который на Ваш взгляд, наиболее полно и правильно отражает Ваше мнение, обведите в кружок. Анонимность гарантируется. 

1. Укажите, пожалуйста, Ваш пол: 

а) мужской

б) женский 

2. Ваш возраст: 

а) до 17 лет

б) 18 – 20 лет

в) 21 – 23 года

г) более 24 лет 

3. Ваше образование: 

а) незаконченное  среднее специальное   → переходите к вопросу 5

б) законченное  среднее специальное

в) незаконченное  высшее  →  переходите к вопросу 5

г) законченное  высшее

д) 2 и более  высших 

4. Какие средства  вы используете для поиска работы? 

а) газеты, журналы

б) интернет

в) знакомые

г) система государственного распределения 

5. По содержанию  Ваше образование: 

а) техническое

б) гуманитарное

в) естественно  – научное

г) социальное 

6. Какими языками  Вы владеете?

1.                                                                        .           

2.                                                                        .

3.                                                                        . 
 

7. Какое из нижеперечисленных утверждений соответствует Вашему мнению относительно безработицы молодежи? 

  а) не существует проблемы безработицы молодежи в Беларуси

  б) молодежная безработица в Беларуси невелика

Информация о работе Проблема трудоустройства молодежи