Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:44, доклад
У нас нормальная семья, мы работаем, но наши дети…», «Наши дети хорошо учатся, с друзьями проблем нет, но как оказалось, родителей они не ценят…» - Примерно так выглядят фразы родителей, которые описывают психологу проблему общения детей и родителей.
В чем особенность этих отношений? Как обойти подводные камни, чтобы не провоцировать конфликт с любимыми детьми? Каким образом можно стать другом для своего ребенка, чей совет дорог в трудную минуту?
Ответ приходиться искать в возрастных особенностях формирования психики детей, подростков, юношей.
Проблемы
взаимоотношений детей и
«У нас нормальная семья, мы работаем, но наши дети…», «Наши дети хорошо учатся, с друзьями проблем нет, но как оказалось, родителей они не ценят…» - Примерно так выглядят фразы родителей, которые описывают психологу проблему общения детей и родителей.
В чем особенность этих отношений? Как обойти подводные камни, чтобы не провоцировать конфликт с любимыми детьми? Каким образом можно стать другом для своего ребенка, чей совет дорог в трудную минуту?
Ответ приходиться искать в возрастных особенностях формирования психики детей, подростков, юношей.
Большинство знает о подростковом кризисе. Он подобен боевым действиям – то буря, то затишье. Еще не создан прибор, который предугадывал бы настроение ребенка в следующий момент. Но не только подростковым кризисом обходится развитие психики. В большинстве психологических книг о возрастных кризисах указывается факт периодичности кризисных возрастов. До юношеского возраста их период протекания может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. Иногда проявить агрессию и наказать сына или дочь будет стоить потери доверия в отношениях на многие месяцы.
Излишняя забота. "Как дела у моего ребенка?" – эта постоянная мысль, которая порождает сверхконтроль за каждым шагом сынишки или дочери. Обратная сторона сверхопеки над ребенком, сказывается на том, что со временем подростку трудно сформировать самостоятельность в принятии решений, чувствовать приятные эмоции вследствие ответственности за принятые решения. Как факт, излишняя забота родителей может спровоцировать в дальнейшем у детей развитие чувства одиночества и неуверенности в собственных силах.
Непоследовательность. Жизненные события, проблемы, крах планов – это веские причины адаптироваться к жизни. Участвуя в постановке целей для ребенка, многие берут на себя ответственность за контроль выполнения этой задачи (к примеру, достигнуть определенных результатов в обучении). Дни, когда родители приходят после работы с ощущением запредельной усталости, раздражительности – это дни, которые не должны участвовать в оценке успехов ребенка. Поскольку взрослая точка зрения о стремлении ребенка, высказанная в порыве эмоций, имеет грубую форму – это поражение ребенка в формировании «истории успеха».
Безразличие. Проблемы на работе, неприятности за пределами семейного очага детьми воспринимаются довольно поверхностно. Они не способны рационально оценивать причины эмоциональных состояний родителей. Гораздо проще ребенку укоренить мысль в себе о том, что папа или мама его не любят, потому что у них "каменное" сердце. Чтобы разрушить этот детский миф, достаточно нескольких минут в "тяжелый" день, объяснить ребенку, почему у родителя "буря внутри". Эта психотехника довольна проста, специальной подготовки не требует – говорить нужно о том, что стало причиной плохого настроения. И исход того, что детская улыбка разгонит тучки над родительским небом очень велика.
Отсутствие обратной связи. Рано или поздно дети вырастают, становятся взрослыми, имеют свою точку зрения. Отношения крепкие только тогда, когда обе стороны понимают друг друга. Это правило рождается, когда дети и родители начинают беседовать на равных, будь ребенку 10 лет или 25 лет. Понять любого человека проще тогда, когда этот человек пытается понять нас.
Нереализованные амбиции. Стать космонавтом, президентом, учителем – типичные мечты детей. И не правы родители, когда с самого детства ориентируют деток на экономически целесообразный выбор профессии, друзей, хобби. Человек очень хорошо усваивает любой опыт, когда пробует различные варианты. Предоставьте эту возможность детям.
Родительские указанные психологические закономерности общения с детьми вполне могут стать лекарством в трудные болезненные периоды, когда имеется путаница кто прав, кто виноват, и когда же все это началось? Родители обязаны чаще пользоваться правом сделать первый шаг к примирению с детьми.
Информация о работе Проблемы взаимоотношений детей и родителей