Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:04, курсовая работа
В 1883 году селе Жешарт Александр Прокопьевич познакомится с Пелагеей Васильевной – зырянкой крестьянского рода, ставшей его женой. В 1885 году у них родился первенец Василий. В 1889 году родился второй сын Питирим. В 1893 году Пелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия, а 1894 году, скончалась от рака в возрасте 34 лет, по воспоминаниям современников П.А. Сорокина, она была женщиной редкой красоты и чистоты души. С этого трагического события, ставшего первым сознательным воспоминанием Питирима Александровича и начинается его автобиографическая книга «Дальняя дорога». Отец Питирима Сорокина в 1901 году, погиб, в этом же году Питирим Сорокин работая в Полевицах, окончил там местную церковно-приходскую школу.
Введение
1. Социальная мобильность 4
2. Концепция социальной мобильности; ее формы 5
3. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной
социальной мобильности 6 4. Резюме 7
5. Каналы вертикальной циркуляции 8
6. Общие принципы вертикальной мобильности 8
7. Социальная стратификация . 8
8. Основные формы социальной стратификации и
взаимоотношения между ними 10
9. Экономическая стратификация 11
10. Политическая стратификация 12
11. Резюме 14
12. Профессиональная стратификация 15
Заключение 22
Список литературы 24
Российский Химико-
им. Д. И. Менделеева.
Курсовая:
«Проблемы социальной мобильности и стратификации»
Выполнил: Генкина Элеонора
Группы: П-11.
Москва 2011
Введение
1.
Социальная мобильность
2. Концепция социальной мобильности; ее формы 5
3. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной
социальной мобильности 6 4. Резюме 7
5. Каналы вертикальной циркуляции 8
6. Общие принципы вертикальной мобильности 8
7. Социальная стратификация . 8
8. Основные формы социальной стратификации и
взаимоотношения между ними 10
9.
Экономическая стратификация
10.
Политическая стратификация
11.
Резюме
12.
Профессиональная стратификация
Заключение
Список
литературы
24
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии и культурологии.
Родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами.
В 1883 году селе Жешарт Александр Прокопьевич познакомится с Пелагеей Васильевной – зырянкой крестьянского рода, ставшей его женой. В 1885 году у них родился первенец Василий. В 1889 году родился второй сын Питирим. В 1893 году Пелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия, а 1894 году, скончалась от рака в возрасте 34 лет, по воспоминаниям современников П.А. Сорокина, она была женщиной редкой красоты и чистоты души. С этого трагического события, ставшего первым сознательным воспоминанием Питирима Александровича и начинается его автобиографическая книга «Дальняя дорога». Отец Питирима Сорокина в 1901 году, погиб, в этом же году Питирим Сорокин работая в Полевицах, окончил там местную церковно-приходскую школу.
Предмет: Проблемы социальной мобильности и стратификации общества.
Объект:
Общество
1. Социальная мобильность.
Социальная мобильность, изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре, связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение других, так и с личной деятельностью индивидов. Различают вертикальную социальную мобильность — движение вверх или вниз в системе социальных позиций. Горизонтальную социальную мобильность — передвижение индивида на одном и том же социальном уровне. По типологии социальная мобильность делится на межклассовую и внутриклассовую. Различают также главные и второстепенные, типичные и случайные, массовые и единичные её направления и каналы. Социальная мобильность выражает изменения социальных позиций в рамках одного поколения, двух (отцы и дети), трёх (деды, отцы и дети) поколений. В кастовом и сословном обществе социальная мобильность резко ограничена. Капитализм, разрушая сословные перегородки, порождает рост социальная мобильность «... В противоположность сословиям, классы оставляют всегда совершенно свободным переход отдельных личностей из одного класса в другой» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 477). Разоряющиеся мелкие буржуа в основном пополняют ряды рабочего класса, часть выходцев из рабочих переходит в ряды интеллигенции и служащих. Отдельные выходцы из трудящихся становятся предпринимателями, буржуа. При социализме в результате глубоких социальных преобразований социальная мобильность значительно возрастает. В условиях социализма важное значение приобретает прогнозирование и управление процессами социальная мобильность. Главные направления социальная мобильность — переход из крестьянства в рабочий класс, из деревни в город, из групп преимущественно физического труда в состав интеллигенции и служащих: уменьшается слой низко квалифицированных рабочих и возрастает удельный вес слоев высококвалифицированных и полуквалифицированных рабочих. В буржуазной социологии теории социальной мобильности тесно связаны с концепциями социальной стратификации. Они направлены против марксистско-ленинской теории, отрицают обусловленность классовой структуры и классовой борьбы в условиях капитализма. Отношениями собственности и утверждают, что люди якобы могут «свободно» изменять свою социальную позицию в результате личных усилий. В действительности социально-экономические процессы в современном капиталистическом обществе приводят к закреплению позиций антагонистических классов, кастовости правящей элиты. Классовые битвы трудящихся, движение молодёжи, студенчества существенно подорвали основополагающие посылки буржуазных теорий социальная мобильность.
2. Концепция социальной
мобильности; ее формы.
Под
социальной мобильностью понимается любой
переход индивида или социальной группы
из одной социальной позиции в другую.
Существует два основных типа социальной
мобильности: горизонтальная
и вертикальная. Под горизонтальной
социальной мобильностью подразумевается
переход индивида из одной социальной
группы в другую, расположенную на одном
и том же уровне. Перемещение некоего индивида
из баптистской в методистскую религиозную
группу, из одного гражданства в другое,
из одной семьи в другую, с одной фабрики
на другую, при сохранении своего профессионального
статуса, — все это примеры горизонтальной
социальной мобильности. Во всех этих
случаях "перемещение" может происходить
без каких-либо заметных изменений социального
положения индивида в вертикальном направлении.
Под вертикальной социальной мобильностью
подразумеваются те отношения, которые
возникают при перемещении индивида из
одного социального пласта в другой. В
зависимости от направления перемещения
существует два типа вертикальной мобильности:
восходящая и нисходящая.
В соответствии с этим есть нисходящие
и восходящие течения экономической, политической
и профессиональной мобильности. Восходящие
течения существуют в двух формах: проникновение
индивида из нижнего пласта в более высокий
пласт; или создание такими индивидами
новой группы и проникновение всей группы
в более высокий пласт на уровень с уже
существующими группами этого пласта.
Соответственно и нисходящие течения
также имеют две формы: первая заключается
в падении индивида с более высокой социальной
позиции на более низкую, не разрушая при
этом исходной группы, к которой он принадлежал;
другая форма проявляется в деградации
социальной группы в целом, в понижении
ее ранга на фоне других групп или в разрушении
ее социального единства. В первом случае
"падение" напоминает нам человека,
упавшего с корабля, во втором — погружение
в воду самого судна со всеми пассажирами
на борту или крушение корабля. Случаи
индивидуального проникновения в более
высокие пласты или падения с высокого
социального уровня на низкий привычны
и понятны. Они не нуждаются в объяснении.
Вторую форму социальною восхождения,
опускания, подъема и падения групп следует
рассмотреть подробнее. Следующие исторические
примеры служат в качестве иллюстраций.
Историки кастового общества Индии сообщают,
что каста брахманов не всегда находилась
в позиции неоспоримого превосходства,
которую она занимает последние два тысячелетия.
В далеком прошлом касты воинов, правителей
и кшатриев не располагались ниже брахманов,
они стали высшей кастой только после
долгой борьбы. Если эта гипотеза верна,
то продвижение ранга касты брахманов
через все другие этажи является примером
второго типа социального восхождения.
Возвысилась вся группа в целом. До принятия
христианства Константином статусы христианского
епископа или христианского служителя
культа были невысокими среди других социальных
рангов Римской империи. В последующие
несколько веков социальная позиция и
ранг христианской церкви поднялись. Вследствие
этого возвышения представители духовенства
также поднялись до самых высоких страт
средневекового общества. И наоборот,
падение авторитета христианской церкви
в последние два столетия привело к понижению
социальных рангов высшего духовенства
среди прочих рангов современного общества.
Престиж папы или кардинала еще высок,
но он, несомненно, ниже, чем был в средние
века. Занимать высокое положение при
дворе Романовых или Габсбургов до революции
означало иметь самый высокий социальный
ранг. "Падение" династий привело
к "социальному падению" связанных
с ними рангов. Большевики в России до
революции не имели какого-либо признанного
высокого положения. Во время революции
эта группа преодолела огромную социальную
дистанцию и заняла самое высокое положение
в русском обществе. В результате все ее
члены были подняты до статуса, занимаемого
ранее царской аристократией. Подобные
явления наблюдаются и в экономической
стратификации. Так, до наступлений эры
"нефти" или "автомобиля" быть
известным промышленником в этих областях
не означало быть промышленным и финансовым
магнатом. Широкое распространение отраслей
сделало их самыми важными промышленными
сферами. Соответственно, быть ведущим
промышленником — нефтяником или автомобилистом
— значит быть одним из самых влиятельных
лидеров промышленности и финансов.
3. Интенсивность (или
скорость) и всеобщность
вертикальной социальной
мобильности.
С
количественной точки зрения следует
разграничить интенсивность и всеобщность
вертикальной мобильности. Под интенсивностью
понимается вертикальная социальная дистанция
или количество слоев — экономических,
профессиональных или политических, —
проходимых индивидом в его восходящем
или нисходящем движении за определенный
период времени. Под всеобщностью
вертикальной мобильности подразумевается
число индивидов, которые изменили свое
социальное положение в вертикальном
направлении за определенный промежуток
времени. Абсолютное число таких индивидов
дает абсолютную всеобщность вертикальной
мобильности в структуре данного населения
страны; пропорция таких индивидов ко
всему населению дает относительную
всеобщность вертикальной мобильности.
Соединив интенсивность и относительную
всеобщность вертикальной мобильности
в определенной социальной сфере можно
получить совокупный
показатель вертикальной
экономической мобильности
данного общества. Сравнивая одно общество
с другим или одно и то же общество в разные
периоды своего развития, можно обнаружить,
в каком из них или в какой период совокупная
мобильность выше. То же можно сказать
и о совокупном показателе политической
и профессиональной вертикальной мобильности.
4. Резюме
1.
Основные формы индивидуальной
социальной мобильности и
2.
По степени перемещений
3.
Едва ли существует такое
4.
Едва ли существует такое
5. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности изменяется от группы к группе, от одного периода времени к другому (изменения во времени и пространстве). В истории социальных организмов улавливаются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов.
6.
В этих изменениях не
7.
Хотя так называемые
5. Каналы вертикальной
циркуляции.
Поскольку
вертикальная мобильность присутствует
в той или иной степени в
любом обществе и поскольку между
слоями должны существовать некие «отверстия»,
«лестницы», «лифты» или «пути», по которым
позволительно индивидам перемещаться
вверх или вниз из одного слоя в другой,
то правомерно было бы рассмотреть вопрос
о том, каковы же в действительности эти
каналы социальной циркуляции. Функции
социальной циркуляции выполняют различные
институты. Из их числа, которые существуют
как в различных, так и в одном и том же
обществе, но в разные периоды его развития,
всегда есть несколько каналов, наиболее
характерных для этого общества. Важнейшими
из этих социальных институтов являются:
армия, церковь, школа, политические, экономические
и профессиональные организации…
6. Общие принципы вертикальной мобильности
Первое утверждение. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипостасях — экономической, политической и профессиональной.
Второе утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.
Третье утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве.
Четвертое утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.
Пятое
утверждение. В вертикальной мобильности
в ее трех основных формах нет постоянного
направления ни в сторону усиления, ни
в сторону ослабления ее интенсивности
и всеобщности. Это предположение действительно
для истории любой страны, для истории
больших социальных организмов и, наконец,
для всей истории человечества.
Информация о работе Проблемы социальной мобильности и стратификации Питирима Сорокина