Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 07:26, реферат
Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества. Прежде всего, должны быть реализованы функции семьи в отношении детей: воспроизводства детей, экономическая, воспитательная, образовательная функции. Одна из наиболее острых проблем современности - социальное сиротство.
Введение 3
1. Проблема усыновления в рамках Российского семейного права 4
2. Правовые последствия усыновления 8
3. Технология учета детей, оставшихся без попечения родителей 11
Список литературы 13
"Проблемы усыновления детей в России"
Оглавление
Семья - это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества. Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности.
Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества. Прежде всего, должны быть реализованы функции семьи в отношении детей: воспроизводства детей, экономическая, воспитательная, образовательная функции. Одна из наиболее острых проблем современности - социальное сиротство.
Согласно нормативных документов, сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.
К данной категории также относят:
- детей, родители которых не
лишены родительских прав, но
фактически не осуществляют
- детей в возрасте до 18 лет, оставшихся
без попечения единственного
или обоих родителей в связи
с отсутствием последних либо
лишением их родительских прав,
ограничением их в
- детей, родители которых признаны
безвестно отсутствующими, недееспособными
(ограниченно дееспособными), находящимися
в лечебных учреждениях, объявленными
умершими, отбывающими наказания
в виде лишения свободы, находящимися
в местах содержания под
20 ноября 1959г. Организацией Объединенных
Наций принята "Декларация прав
ребенка" провозгласившая своей
целью обеспечить всем детям
счастливое детство и
Согласно "Конвенции о правах ребенка" ООН 1989 года:
В Кодексе выделена специальная глава "Права несовершеннолетних" (гл.11). В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, фамилии на фамилию другого родителя, а также при изменении его фамилии, имени и отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также для восстановления в родительских правах родителей, раннее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения в приемную семью. Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства. В Кодекс включена глава о приемной семье (гл. 21) -- принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002г. №217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием", на основании Федерального закона от 16 апреля 2001г. №44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, вправе обратиться за информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, к любому региональному (как правило, орган управления образованием субъекта Российской Федерации) или федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по своему выбору.
Установление усыновления производится соответственно верховным судом республики, краевым (областным) судом, судом города федерального значения, судом автономной области и автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидата в усыновители. К заявлению об установлении усыновления помимо вышеперечисленных документов должны быть приложены:
1. копия свидетельства о браке усыновителей;
2. при усыновлении ребенка одним
из супругов - согласие другого
супруга или документ, подтверждающий,
что супруги прекратили
3. медицинское заключение о
В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации, исключается возможность быть усыновителями лицам, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, установлен постановлением Правительства Российской Федерации №542 от 1 мая 1996г.:
1. туберкулез (активный и хронический)
всех форм локализации; заболевание
внутренних органов, нервной системы,
опорно-двигательного аппарата
2. наркомания, токсикомания, алкоголизм;
3. инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;
4. психические заболевания, при
которых больные признаны в
установленном порядке
Таким образом, медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей должно содержать информацию об отсутствии перечисленных заболеваний. [ Постановление Правительства Российской Федерации №542 от 1 мая 1996г.]
1. справка с места работы о
занимаемой должности и
2. документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
3. документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;
4. заключение компетентного
Единственным основанием наступления правовых последствий служит решение суда об установлении усыновления. В этой связи дополнительного составления каких-либо иных документов, подтверждающих данный факт, не требуется. Согласно ст. 137 СК РФ, в результате усыновления усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству во всех личных и имущественных правах и обязанностях приравниваются к родственникам по происхождению, то есть с правовой точки зрения ребенок приобретает новых родителей и других родственников. Между усыновителем и усыновленным ребенком возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности, равные тем, которые существуют между родителями и детьми, причем не только семейные права и обязанности, но также права и обязанности, предусмотренные другими отраслями законодательства (гражданским, жилищным, трудовым, пенсионным и др.). Это происходит как в случае усыновления ребенка супругами, так и одним лицом, не состоящим в браке. Причем указанные правовые последствия усыновления ребенка наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка. Уравнивание законом усыновленного ребенка с родными детьми усыновителя означает, что усыновители, как и родители, имеют права и обязаны заботиться о воспитании и всестороннем развитии усыновленного ребенка. Усыновители также обязаны содержать своих усыновленных детей, что предполагает возможность взыскания с усыновителей алиментов в случае неисполнения ими алиментной обязанности. Соответственно трудоспособные совершеннолетние усыновленные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи усыновителей и заботиться о них. ["Технология социальной работы" учебное пособие под ред. И.Г. Зайнышева , изд. "Владос" Москва, 2002г. 233с.]
Усыновители являются законными представителями несовершеннолетнего усыновленного ребенка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах, без специальных полномочий. Однако следует иметь в виду, что усыновитель приобретает права законного представителя ребенка лишь в случае удовлетворения судом его просьбы об усыновлении ребенка и только после вступления решения суда об установлении усыновления в законную силу. Поэтому не могут быть рассмотрены одновременно с заявлением об установлении усыновления требования заявителя (т.е. усыновителя) о защите имущественных прав ребенка, например, о праве собственности ребенка на движимое и (или) недвижимое имущество, перешедшее ему в собственность по договору дарения, в порядке наследования либо приватизации жилья. Как законные представители несовершеннолетних усыновленных детей, усыновители совершают гражданско-правовые сделки от имени усыновленных детей, не достигших возраста четырнадцати лет (малолетних), или дают согласие на совершение сделок усыновленными детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Усыновители в установленном порядке несут ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до четырнадцати лет, если не докажут, что вред причинен не по его вине. Если же вред причинен усыновленным ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, то усыновители несут субсидиарную (дополнительную) ответственность при отсутствии у усыновленного ребенка доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Правомочия усыновителей по управлению имуществом усыновленного ребенка такие же, как у родителей. В соответствии с нормами наследственного права при наследовании по закону усыновленные дети после смерти усыновителей, а усыновители - после смерти усыновленных детей, являются наследниками первой очереди. Усыновитель вправе вселить в жилое помещение усыновленного ребенка без согласия других постоянно с ним проживающих членов семьи и без учета требований законодательства о норме жилой площади на одного человека. Усыновленные дети имеют право на пенсию по случаю потери кормильца (усыновителя) наравне с родными детьми, а усыновители - наравне с родителями без каких-либо дополнительных условий. Все данные о детях, которых можно усыновить хранятся в государственном банке данных о детях оставшихся без попечения родителей.
Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (государственный банк данных о детях), представляет собой совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации - региональный банк данных о детях, и на федеральном уровне - федеральный банк данных о детях, а также информационные технологии, обеспечивающие предоставление гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи.