Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:46, реферат
Подобно тому, как мировоззрение представляет собой систему взглядов на мир в целом и место человека в нем, идеология в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах социально-политического устройства общества, интересах, мировоззренческих и политических идеалах, ценностях и обусловленных ими ориентирах социально-политического поведения и действия различных субъектов политики (партий, сообществ, общественных движений, политиков и общественных деятелей и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства.
Введение
1. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
2. Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов XV – XX вв. в формирование традиционных идеалов и ценностей белорусского народа
3. Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
1. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
2. Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов XV – XX вв. в формирование традиционных идеалов и ценностей белорусского народа
3. Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере
Заключение
Список литературы
Введение
Поиск новой
идеологии и системы
Эти проблемы требуют
новых мировоззренческих и
Подобно тому, как мировоззрение представляет собой систему взглядов на мир в целом и место человека в нем, идеология в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах социально-политического устройства общества, интересах, мировоззренческих и политических идеалах, ценностях и обусловленных ими ориентирах социально-политического поведения и действия различных субъектов политики (партий, сообществ, общественных движений, политиков и общественных деятелей и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства.
Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов. Идеология является необходимым компонентом политических и общественных организаций, сплачивая и объединяя людей по политическим устремлениям, общности целей и социального статуса. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры.
Идеология является своего рода связующим звеном между научно-теоретическим, рационально-обоснованным взглядом на общество в целом и различные социальные явления и обыденным представлением о мире, основанном на понимании естественного хода истории и общественной практики с учетом активной роли личности в истории, преследующей свои цели. Идеология при этом может выступить как объединяюще-связующий конструктивный компонент общественной жизни, сплачивающий и консолидирующий усилия людей или же как разделяющий на противоборствующие элементы и субъекты общественного сознания регулятив.
Кроме идей, взглядов
и представлений, системы ценностей,
приоритетов, убеждений идеология
включает в себя также идеологическую
деятельность, идеологические учреждения,
организации и идеологические процессы. Идеология выполняет
разнообразные функции: мировоззренческо-
Понятие национальной
идеологии включает в себя систему
взглядов, основанную на принципах
общности нации и приоритета ее интересов
в различных сферах общественной
жизни. Оценивая это понятие, необходимо
«погружать» его в конкретно-ис
Так, по результатам социологического исследования, проведенного Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, фундаментальными ценностями, которые имеют стратегическое значение в формировании белорусской государственности, были признаны провозглашение независимости Беларуси, введение института президенства, создание Союза Беларуси и России, равный статус белорусского и русского языков. Таким образом, верховенство закона, плюрализм мнений, многопартийность, многообразие форм собственности, как определяющие ценности в формировании мировоззренческих приоритетов граждан Беларуси, а также высокая активность по участию в Референдуме 14 мая 1995 года (приняло участие 64,7%) и высокая избирательная активность населения республики в ходе парламентских 2000 года (61 %) и президентских 2001 года (83,86%) выборов, дают основание утверждать о формировании в общественном сознании парадигмы демократических ценностей, политической зрелости и высоком уровне правосознания белорусских граждан.
1. Мировоззренческие основы идеологии белорусов
Исторический опыт показывает, что государства, достигавшие высоких вершин экономического, политического и культурного развития на определенных исторических этапах, всегда обращались к объединяющим мировоззренческим идеям, выражающим в концентрированном виде цели, к которым стремится общество. Такого рода идеи впитывают в себя духовные ценности, значимые и понятные каждому человеку, вследствие чего они способны выступить в качестве мировоззренческого мобилизующего начала.
Наиболее привлекательными идеями нашего постсоветского существования стали идеи демократического государства с гарантированными нормами прав и свобод, разделением властей, установлением рыночных отношений в экономике, повышением роли политической активности граждан, устранением распределительных отношений, формированием подлинно гражданского патриотизма. В сознании современного белорусского гражданина созидается образ своего отечества как цивилизационного, суверенного молодого государства с древними традициями, способного выполнить уникальную историческую миссию инициатора интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Следует признать, что такие ценности государства социалистического типа, как монополизм государственной формы собственности, однопартийность, некоторые коммунистические идеологемы, утратили свою значимость, оставаясь господствующими лишь среди определенных слоев общества. В этих условиях несомненно обостряется историческая память людей, актуализируется проблема обоснования обновленной системы ценностей, происходит «переоткрытие времени», возникает особый интерес к глубинным истокам своей собственной истории.
Принятие государственных и политических решений на международном (глобальном) и внутреннем (страновом) уровнях требует от современных политиков, экономистов, субъектов различных ветвей власти знаний в области выстраивания стратегических приоритетов страны для обеспечения ее государственной безопасности. С одной стороны, возникают новые, демократические модели мировосприятия, с другой стороны, пока еще сохраняются мировоззренческие стереотипы коммунистических идеологий. Парадоксы и разочарования новых идеалов и ценностей сочетаются с непреодолимым желанием отказа от модели «жить по-старому».
Необходимость поиска новых мировоззренческих приоритетов отношения к миру стала лейтмотивом XX Всемирного философского конгресса (10-16 августа 1998 г. Бостон, США), на котором обосновывалась идея обращения к человеческому разуму, его защиты, а через обращение к разуму — примирению человечества, его воспитанию.
Мировоззренческо-нравственное состояние белорусского общества лишь частный случай глубочайшего духовного кризиса, охватившего сейчас все современные общества. Идеалы христианского братства, любви к ближнему, служения добру, отказа от соблазнов власти, богатства, мирской славы, оптимистические представления о всесилии человеческого разума и социального процесса, с которыми человечество шло в XX век и возлагало столько надежд, потерпели полный крах. Внутренние же проблемы постсоциалистического существования, а также осмысление реалий после-Чернобыльского бытия, несомненно усиливают необходимость обоснования обновленных ценностных приоритетов и эталонных моделей, сценариев будущего развития нашей страны.
Фундаментальными приоритетами
и консолидирующей идеей
Необходимо учитывать и культурно-духовный статус белорусского народа, который определяет нравственные начала и нормы социальной жизни и поведения человека в обществе. Здесь важно осмысление геополитического положения Беларуси, располагающейся на стыке двух культур, двух цивилизаций — Востока и Запада.
В становлении государственности важное место занимают приоритеты социально-политической консолидации общества, основывающиеся на реализации демократических принципов разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; соблюдении прав и политических свобод человека; адаптации демократических традиций мировой социально-политической практики; гарантированном участии граждан в управлении и реальном влиянии на принятие решений в политической и социально-экономической сферах; сохранении традиционных демократических ценностей; стремлении к созданию правового государства, политического плюрализма, создании демократических стабильных режимов; ориентации на интеграцию Беларуси и России, стран СНГ, соблюдении прав человека.
Продолжение демократизации белорусского общества и достижение политической консолидации и стабильности предполагает постепенный переход к подлинному народовластию; гарантию свободного политического выбора, создание и развитие частной собственности; численное наращивание среднего класса; совершенствование государственно-правовых механизмов, гарантирующих устойчивость политического развития общества и баланс интересов социальных групп, социальную защищенность и соблюдение прав человека.
Права человека являются главной общечеловеческой ценностью гражданского общества. Права человека – политические, гражданские, социальные, экономические и культурные – впервые были закреплены в виде Всеобщей декларации прав человека в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права делают нас людьми. В современный период права человека являются обобщающим социальным понятием, отражающим наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. Права человека – это социально и морально обоснованные правом требования отдельных индивидов или социальных групп к обществу и государству на основании их принадлежности к человечеству в целях обеспечения свободного, всестороннего развития личности.
Конституция Республики Беларусь гласит (ст. 2), что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Другим принципиальным положением Конституции в области прав человека является признание равенства всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов. Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции в Разделе II «Личность, общество, государство». Закрепление прав и свобод человека произошло в таких законах, как: Закон о правах ребенка; Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях; Закон о национальных меньшинствах; Закон об общественных организациях и др.
Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать. С целью определения основных направлений действий государства по обеспечению прав и свобод граждан Республики Беларусь, их дальнейшему укреплению и защите в качестве основы формирования демократического правового социального государства в Беларуси принята Национальная программа действий по защите прав и свобод граждан на 2001 – 2005 годы. Эта программа определяет основные цели государства по созданию гарантий обеспечения прав и свобод граждан в Республике Беларусь, содержит необходимые меры правового, социально-экономического и организационного характера, направленные на дальнейшее укрепление и защиту прав и свобод граждан Беларуси, защищает национальные интересы белорусского государства в контексте внешней политики и глобализации современного мира.
Внешняя политика Беларуси
как важнейшая стратегия
Информация о работе Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере