Рациональная бюрократия в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Подходя к изучению теории рациональной бюрократии Макса Вебера, важно отметить, что она является одной из важнейших концепций управления в современном обществе. Научное определение термина «бюрократия» (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); также под бюрократией разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти. Слово бюрократия было введено в 1745 году Ж.К. де Гурне.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1 Теория рационализации Макса Вебера…………………………………...6
Глава 2 Концепция рациональной бюрократии
§1 Рациональная бюрократия Макса Вебера…………………………………….10
§2 Идея легального господства в рациональной бюрократии Макса Вебера……………………….....................................................................................15
Глава 3 Рациональная бюрократия в современном обществе
§1Применимость рациональной бюрократии в РФ……………………………...23
§2 Виды рациональной бюрократии в современных организациях…………...24
§3 Критический анализ теории рациональной бюрократии……………………..27
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованной литературы……………………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

Teoria_ratsionalnoy_byurokratii_M_Vebera.docx

— 84.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3

Глава 1 Теория рационализации Макса Вебера…………………………………...6

Глава 2 Концепция рациональной бюрократии

§1 Рациональная бюрократия Макса Вебера…………………………………….10

§2 Идея легального господства в рациональной бюрократии Макса Вебера……………………….....................................................................................15

Глава 3 Рациональная бюрократия в современном обществе

§1Применимость  рациональной бюрократии в РФ……………………………...23

§2 Виды рациональной бюрократии в современных организациях…………...24

§3 Критический анализ теории рациональной бюрократии……………………..27

Заключение………………………………………………………………………….41

Список использованной литературы……………………………………………...43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

               Подходя к изучению теории рациональной бюрократии Макса Вебера, важно отметить, что она является одной из важнейших концепций управления в современном обществе. Научное определение термина «бюрократия» (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); также под бюрократией разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти. Слово бюрократия было введено в 1745 году Ж.К. де Гурне. Он добавил к слову “бюро”, что означало как учреждение, так и письменный стол, часть, происходящую от греческого глагола “управлять”. “Бюрократия”, таким образом, означает власть чиновников. Вначале это слово применялось только по отношению к правительственным учреждениям, но постепенно его значение расширилось и теперь применяется к любым большим организациям. С самого начала это понятие и его изобретателем, и другими употреблялось в уничижительном смысле. Ж.К. де Гурне говорил о нарастающей силе чиновников как о “болезни под названием бюромания”.

Теоретические истоки современной теории бюрократии восходят к А. де Сен-Симону и сен-симонизму. А. де Сен-Симон обратил внимание на роль организации для развития общества; он считал, что в организациях будущего власть не должна передаваться по наследству, а основываться на специальных знаниях.

Наибольшее распространение концепция  о типах господства получила в трудах Макса Вебера,  которое впоследствии становится основой концепции рациональной бюрократии. Данная теория представлена в его работе «Хозяйство и общество» и в многих статьях из сборника «Избранные произведения». В этих трудах он описывает  систему управления  в Германии в начале XX века. Веберовская модель имеет огромное значение в характеристике современного российского общества.

Изучение проблем бюрократизации общества получила развитие со времён Советского Союза, но в тот период преобладала бюрократическая модель  Карла Маркса. К настоящему времени актуальность и дальнейшее развитие получила модель рациональной бюрократии  Макса Вебера и она укрепила своё положение, что привело к её разрастанию. В современном обществе она представлена не в «чистом» виде, так как структуры нашего общества изменяются. В главе «Рациональная бюрократия  в современном обществе»  указывается её применимость и  актуальность  в РФ.

Объектом исследования  является  характеристика рациональной бюрократии как тип господства в работах Макса Вебера.

Предметом исследования является изучение особенностей  бюрократии в концепции Макса Вебера и  влияние его теории на эффективность управления организацией.

Целью данной курсовой работы является изучение теории рациональной  бюрократии Макса Вебера, её анализ, и её применение в современном обществе.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

 1. Раскрыть сущность рациональной бюрократии Макса Вебера.

2.Рассмотреть рациональную  бюрократию как один из видов  господства в работах  Макса  Вебера.

3. Описать  виды бюрократии  в современных организациях.

4.Рассмотреть бюрократию  на примере управления РФ

Методологической основой исследования явились работы Макса Вебера и труды выдающихся философов, а также нормативные и программно-методические документы общего образования.

В процессе выполнения курсовой работы будут проанализированы истоки данной концепции, основные характеристики рациональной бюрократии Макса Вебера, а также актуальность использования данной теории  в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теория рационализации Макса Вебера

 

 

Понятие "рационализация" являлось основным понятием анализа современного капитализма, предложенного Максом Вебером, обозначая множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля.

Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее:

1. В области экономической  организации – организацию производства  на основе бюрократии и калькуляцию  прибыли посредством систематических  бухгалтерских процедур.

2. В религии – развитие  теологии интеллектуальной стратой, исчезновение магии и замену  роли религиозных таинств личной  ответственностью.

3. В области права –  вытеснение практики выработки  законов на основании произвольного  прецедентного права практикой  дедуктивного правового мышления  на основании универсальных законов.4. В политике – уход в прошлое  традиционных норм легитимности  и замену харизматического лидерства  партийной машиной.5. В области  морали – больший акцент на  дисциплине и воспитании.6. В науке  – снижение роли индивидуального  новаторства при развитии практики  коллективных исследований, координируемых  экспериментов и при определении  политики в области науки государством.7. В обществе в целом – распространение  бюрократии, государственного контроля и администрирования [1].

    Таким образом, понятие рационализации являлось частью веберовской  концепции   капиталистического общества как "железной клетки", внутри которой индивид, лишённый религиозного смысла и нравственных ценностей,

во всё большей степени подчиняется надзору со стороны правительства и бюрократической регуляции. Возрастание роли рационального действия с точки зрения структуры общества в целом означает, что рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление – как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры – во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки. Арон Раймон в своей книге "Этапы развития социологической мысли" акцентирует внимание на том, что согласно Веберу рационализация представляет собой результат соединения целого ряда исторических фактов, предопределивших направление развития Европы за последние 300-400 лет. Он не рассматривает проявление этих факторов как нечто заранее предопределенное – скорее, это своего рода историческая случайность, а поэтому рационализация, с его точки зрения, есть не столько необходимость исторического развития, сколько его судьба [2]. Случилось так, что в определенный временной период и в определенном районе мира встретились несколько феноменов, несших в себе рациональное начало: античная наука (особенно математика), рациональное римское право, рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Согласно Веберу, фактором, позволившим синтезировать все эти элементы, оказался протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства (прежде всего для внедрения в экономику достижений науки и превращения последней в непосредственную производительную силу), поскольку экономический успех был возведен протестантской этикой в религиозное призвание [3].

В результате в Европе возник новый, никогда не существовавший прежде и потому не имеющий аналогий в истории тип общества, который современные социологи называют индустриальным. Все прежде существовавшие типы обществ в отличие от современного Вебер называет традиционными. Важнейший признак традиционных обществ – это отсутствие в них господства формально-рационального начала. Формальная рациональность – это прежде всего калькулируемость, формально-рациональное – это то, что поддается количественному учету, что без остатка исчерпывается количественной характеристикой. Экономика, которая руководствуется определенными критериями, лежащими за пределами того, что можно рационально подсчитать и что Вебер называет "ценностными постулатами", т.е. экономика, служащая целям, не ею самой определенным, характеризуется как "материально определяемая" [4]. В прежних типах обществ преобладала "материальная рациональность", в современном – формальная рациональность, что соответствует преобладанию рационального целенаправленного типа действия над всеми остальными.

В своем учении о формальной рациональности и об отличии именно в этом отношении современного типа общества от традиционных обществ Вебер не оригинален: то, что он обозначил как формальную рациональность, было в свое время открыто Марксом и выступало у него в качестве понятия "абстрактного труда". Правда, это понятие играет в структуре марксовой мысли другую роль, нежели формальная рациональность у Вебера, но влияние Маркса на Вебера в этом в этом пункте не подлежит сомнению. Этого влияния, впрочем, Вебер никогда не отрицал. Более того, он относил Маркса к тем мыслителям, которые наиболее сильно воздействовали на социально-историческую мысль XX века.

Учение о формальной рациональности – это, по существу, веберовская теория капитализма. Необходимо отметить тесную связь между веберовской методологией, в частности теорией социального действия и выделением типов действия, с одной стороны, и его теорией генезиса капитализма – с другой. На самом деле Вебер подчеркивал, что при создании идеально-типической конструкции исследователь руководствуется, в конечном счете "интересом эпохи", которая и задает ему "направленность взгляда". Эпоха поставила перед Вебером в качестве центрального вопрос о том, что такое современное капиталистическое общество, каково его происхождение и пути развития, какова судьба индивида в этом обществе и как оно реализовало или реализует в будущем те идеалы, которые в XVII и XVIII вв. были провозглашены его идеологами как "идеалы разума". Характер вопроса предопределил методологический инструментарий Вебера. Был создан тип "социального действия", в частности целерационального действия, который послужил точкой отсчета для конструирования других типов действия. Характерно, что сам Вебер считал наиболее чистым эмпирическим образцом целерационального действия поведение индивида в сфере экономической. Не случайно примеры целерационального действия Вебер приводит, как правило, из этой сферы: это или обмен товаров, или конкурентная борьба на рынке, или биржевая игра и т.д. Соответственно, когда речь заходит о традиционных обществах, Вебер отмечает, что целерациональный тип действия там встречается преимущественно в сфере хозяйственной.

Вопрос о судьбах капитализма обусловил, таким образом, как "методологический индивидуализм" Вебера, так и его вполне определенную социальную позицию.

Итак, в данной главе я дала характеристику теории рационализации Макса Вебера, так как она является основой концепции рациональной бюрократии. Необходимо подчеркнуть, что Макс Вебер  рассматривает данное понятие через призму экономической, религиозной и правовой области познания. Данная теория, по существу, является веберовской теорией капитализма.

 

 

 

 

Глава 2 Концепция рациональной бюрократии

 

§1 Теория рациональной бюрократии Макса Вебера

 

М. Вебера наряду с А. Файолем, Г. Эмерсоном и др., относят к административной школе менеджмента, однако в отличие от большинства представителей этой школы, он опирался на культурологическую интерпретацию организационных процессов, что позволяет отдельным исследователям отнести его к особому направлению в теории управления, связанному с культурологическим пониманием "машинной модели организации". Известен как один из создателей модели рациональности, а также как исследователь моделей бюрократии, механизмов функционирования власти, легитимности. Выделял легитимную и нелегитимную власть. Легитимность в его трактовке означает возможность обеспечения устойчивых отношений в сфере руководства – подчинения. Различал три основания легитимности.

Основная проблематика – два типа носителей организационного и экономического поведения: традиционный и этический субъекты деятельности; сущность власти, авторитет, структура власти; формы и принципы легитимной власти; принципы формальной организации человеческой деятельности. Автор концепции трех типов исполнительской власти и концепции рациональной бюрократии.

  М. Вебер ввел понятие, названное им "тремя чистыми типами законной власти":

  1. Рациональные основания – в основе лежит легитимность моделей или нормативных правил и прав тех, кто пришел к власти в их системе отдавать приказы (законная власть).

2. Традиционалистские основания  – в основе лежит вера в  незыблемость традиции и законность  статуса власть предержащих (традиционная власть).

 3. Харизматические основания – в основе лежит почтительное отношение к необычайной праведности, героизму или образцовым качествам определенной личности, а также к нормативным решениям и распоряжениям, исходящим от этой личности (харизматическая власть).

Вебер считал, что легитимность власти является центральным элементом почти всех административных систем. В своем анализе законной власти, имеющей бюрократический административный аппарат он излагает пять концепций, определяющих законность полномочий:

Информация о работе Рациональная бюрократия в современном обществе