Рецензия на статью Л. С. Щенниковой «Духовные ориентиры псковских студентов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:05, монография

Краткое описание

Важность и значимость своего исследования автор аргументирует сложившейся в обществе ситуацией, в рамках которой молодые люди ориентированы в основном на получение профессионального образования и не заботятся о повышении своего культурного уровня. По мнению Щенниковой, задача вузов, состоящая в воспитании из студента не просто профессионально подготовленного специалиста, но и культурного человека, не в полной мере выполняется данным социальным институтом.

Вложенные файлы: 1 файл

Рецензия Щенникова-1социология.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра мировой политики и народонаселения 
 

Колесниченко  Елена Юрьевна 

                                        Рецензия на статью Л. С. Щенниковой

«Духовные ориентиры псковских студентов»

по специальности 350200

«Международные  отношения»

студентки 4-го курса, 2 группы очной формы обучения  
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Москва  2011 
 
 
 
 

Статья  Л.С. Щенниковой “Духовные ориентиры псковских студентов” написана на основе проведенного в декабре 1997 года опроса студентов политехнического и педагогического институтов г. Пскова, направленного на определение уровня их духовного и культурного развития.

     Важность  и значимость своего исследования автор  аргументирует сложившейся в  обществе ситуацией, в рамках которой  молодые люди ориентированы в  основном на получение профессионального  образования и не заботятся о  повышении своего культурного уровня. По мнению Щенниковой, задача вузов, состоящая в воспитании из студента не просто профессионально подготовленного специалиста, но и культурного человека, не в полной мере выполняется данным социальным институтом. Таким образом, автор в достаточной степени аргументирует актуальность своего исследования, что является достоинством данной статьи.

     К недостаткам же работы относится  отсутствие четкой программы исследования, вследствие чего трудно определить, какие  задачи были поставлены в данном исследовании. Что касается цели исследования, это выявление общих черт духовного развития псковского студенчества, что в целом соответствует основной изучаемой проблеме.

     При проведении данного исследования использовался  только метод массового опроса. В опросе участвовали 250 человек. Однако автором не указан точный тип выборки. Минус этого исследования состоит и в том, что обследовались студенты всего двух вузов, в одном из которых преподавала сама Щенникова. Также неизвестны социально-демографические характеристики объекта, кроме того, что в выборку вошли студенты двух институтов г. Пскова. Автором не было учтено гендерное разделение в гуманитарном и техническом вузах.

     Что касается структуры статьи, автор, обосновав  актуальность своей работы, далее приводит аргументы для подтверждения гипотезы о снижении уровня духовного и культурного развития студенческой молодежи. В исследовании была сделана попытка определить и сравнить уровень духовного и культурного развития студентов педагогического и политехнического вузов. Для сравнения были выбраны следующие аспекты: взгляды студентов на общегуманистические вопросы, их отношение к религии, ценностные ориентации студентов, их художественные и досуговые предпочтения. Далее автор приводит количественные характеристики по каждому из изучаемых аспектов и делает выводы на основе полученных данных. Щенникова объясняет тот факт, что духовный и культурный уровень будущих педагогов немного выше, чем у будущих инженеров, тем, что в педагогическом вузе изучают более широкий набор гуманитарных дисциплин.

     Особой  критике со стороны автора подвергаются досуговые и художественные предпочтения респондентов, их отношение к искусству. Щенниковой были выявлены предпочтения студентов в сфере досуга и определена степень их интереса к различным видам искусства. Однако эти данные представлены в статье недостаточно полно и трудны для восприятия из-за отсутствия таблиц и диаграмм. И так, на основе анализа этих данных, Щенникова приходит к выводу, что массовая культура оказывает сильное негативное влияние на художественные предпочтения студенческой молодежи.

     Однако  нужно отметить, что автор в  своей работе не претендует на широкие  обобщения и делает выводы только касательно псковского студенчества. В столице же довольно сильно противостояние подлинного искусства массовой культуре. В то время как в провинции духовные запросы студенческой молодежи не могут быть удовлетворены в полной мере.

     Данные  анкетирования свидетельствуют, что  самые популярные у псковских студентов те виды искусства, которые наиболее доступны им как людям, живущим не в столичном городе. Одновременно исследование показало, что интерес к театру у студентов выше, чем к кино или музыке, что говорит о том, что молодые люди тянутся к искусству, требующему непосредственного восприятия, без участия технических средств.

     Щенникова в итоге своей работы приходит к выводу, что мировоззрение молодежи сильно подвержено внешнему влиянию общества, а предложить молодым людям что-либо позитивное современное общество не может, в то время как они хотят иметь нравственные идеалы. В связи с этим возрастает роль вуза в формировании личности студента. Преподаватели гуманитарных специальностей могут дать студентам правильное направление их культурного развития, научить отличать подлинное от мнимого.

     Автор видит решение проблемы повышения  уровня духовного и культурного  развития студенческой молодежи в изменении  системы высшего образования и введении большего количества гуманитарных дисциплин, способствующих повышению общекультурного уровня студента.

     В целом с выводами Щенниковой касательно возрастающего влияния массовой культуры и важной роли высших учебных  заведений можно согласиться, но также необходимо учитывать наличие  влияния на молодых людей членов их социальной группы, происходящих в обществе процессов, а также роль семьи и других социальных институтов.

Информация о работе Рецензия на статью Л. С. Щенниковой «Духовные ориентиры псковских студентов»