Синергетика и ее применение в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:41, контрольная работа

Краткое описание

Совокупность исследований по различным аспектам социальной самоорганизации в рамках синергетики позволяет говорить о многогранности этого феномена. В целом, научные исследования социальной самоорганизации в России на современном этапе имеют неглубокие корни и проходят стадию своего становления. Вместе с тем, в научной литературе всё больше находит своё подтверждение значимость синергетики как новой парадигмы социального мышления
Становление синергетики как науки и научная объективация феномена социальной самоорганизации произошли лишь во второй половине XX века в связи возникновением и развитием междисциплинарных исследований социальных систем.

Содержание

Введение
Синергетика, как философский метод.
Применение синергетики в социологии.
Основные понятия синергетики.
Черты социальной реальности в контексте универсальных законов самоорганизации.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Синергетика и ее применение в социальной теории.docx

— 31.56 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  педагогики, психологии и социологии

Реклама и связи с общественностью

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Современные социологические теории

Синергетика и ее применение в социологии

 

 

Выполнила: студент 2 курса

Заочного  отделения Журавлева О.И.

 

Проверил: Немировский  В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

Содержание.

  1. Введение
  2. Синергетика, как философский метод.
  3. Применение синергетики в социологии.
    1. Основные понятия синергетики.
    2. Черты социальной реальности в контексте универсальных законов самоорганизации.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В последние годы наблюдается стремительный  и бурный рост интереса к междисциплинарному направлению системных исследований общества, получившему название «синергетика». Проблемам синергетики посвящены  диссертации, солидные монографии, учебники, выходят множество статей, проводятся всероссийские и международные  конференции. Трудно или даже невозможно назвать область знаний, в которых  сегодня не проводились бы исследования с использованием синергетической  методологии. Для публикаций на тему синергетики характерно то, что в  них нередко приводятся авторские  трактовки принципов синергетики, причем трактовки довольно разнородные  и не всегда достаточно аргументированные. Причиной этого является отсутствие достаточной определенности относительно основных концепций и положений синергетики. Ещё большая неопределённость синергетического подхода наблюдается применительно к процессам, происходящим в социальной среде. Отсюда возникает необходимость уточнения и теоретической интерпретации синергетики как одного из научных подходов к изучению общества.

Совокупность исследований по различным  аспектам социальной самоорганизации  в рамках синергетики позволяет  говорить о многогранности этого  феномена. В целом, научные исследования социальной самоорганизации в России на современном этапе имеют неглубокие корни и проходят стадию своего становления. Вместе с тем, в научной литературе всё больше находит своё подтверждение  значимость синергетики как новой  парадигмы социального мышления

Становление синергетики как науки  и научная объективация феномена социальной самоорганизации произошли  лишь во второй половине XX века в связи  возникновением и развитием междисциплинарных  исследований социальных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Синергетика как философский подход.

Конец ХХ –  начало ХХI в. – это все более углубляющийся процесс дифференциации и интеграции наук. Новые научные направления развиваются теперь не просто  как специализированные области уже сложившихся дисциплин, а интегрируют достижения порой весьма далеких друг от друга научных направлений. 
Теорию элит  в предельно широком смысле можно рассматривать как науку у структуризации  социального бытия, т.е. о его упорядоченности и эволюции. Эта теория находится не только на стыке таких сугубо гуманитарных дисциплин, как социальная философия, всеобщая история, социология, культурология, социальная психология и политология.  Благодаря фундаментальным трудам классиков синергетического подхода к исследованию реальности  Г.Хакена и И.Р.Пригожина  в сферу гуманитарного знания стало возможным привнесение физико-химических закономерностей. Это сделало доступным рассмотрение социально-политических процессов с применением такого методологического и понятийного аппарата, который был немыслим еще в недавнем прошлом, а именно 20 – 30 лет  назад. 
Несмотря на то, что у скептиков, иногда совершено обоснованно, возникает вопрос о том, насколько правомерным является перенос категорий физической химии на социальную сферу, такая интеграция подходов естествознания и социологии уже превратилась в устойчивую тенденцию. Нам показалась чрезвычайно интересной и перспективной попытка применения учения о системности бытия, а также законов термодинамики для обоснования эволюционной роли элиты в социальных и политических процессах. Выводы исследования позволяют в значительной степени упростить анализ политической ситуации и облегчают задачу прогнозирования хода социально-политических процессов. 
Философский метод – это отражение определенного уровня научного познания мира. В основе философского метода лежат ответы на следующие ключевые вопросы:

  1. что является источником развития;
  2. по какой причине происходит развитие;
  3. что является движущей силой развития?

 

      Синергетика – понятие новое,  лишь недавно появившееся в  словарях и энциклопедиях. В  1973 году – дата рождения этого  направления – профессор Штутгартского университета немецкий физик Герман Хакен на конференции, посвященной процессам самоорганизации, сделал программный доклад, в котором объявил о новой, учрежденной им дисциплине – «синергетике». Еще одним основоположником синергетики является бельгийский физик, лауреат Нобелевской премии Илья Романович Пригожин. 
Источник возникновения идей, которые можно назвать концепцией самоорганизации – это Античность. Как писал Аристотель: «Есть и такие философы, которые причиной и нашего Неба, и всех миров считают самопроизвольность: ведь они считают, что сами собой возникают вихрь и движение, разделяющие и приводящие в данный порядок Вселенную».  
Эти изыскания в различное время продолжили:  
- христианский мыслитель Фома Аквинский, ищущий за иррациональностью строгую логику;  
- его современник Раймунд Луллий, - астролог и арабист, пытавшийся создать первый в истории искусственный интеллект; 
- испанский философ XYI века Людовик Молина, - богослов, рассматривающий свободную волю человека, говоря современным языком, как нелинейную систему с многовариантностью;  
- Лейбниц, предпринявший попытку конструирования «универсального языка»;  
- Тейяр де Шарден, трактующий в своем сочинении «Феномен человека» божественную благодать как энергию, и переносящий ее на мир материи и живых существ .  
Этот список можно продолжать, вплоть до наших дней, внося в него много громких имен. Настоящее синергетики, фундаментальные положения этого направления, собственно, его название - это, конечно, Г. Хакен и И.Р. Пригожин. Их размышления над методологическими проблемами междисциплинарного направления и усилия по его популяризации послужили тому, что синергетику можно классифицировать как научную революцию, как кардинальный поворот в мировоззрении, последствия которого мы, по-видимому, в полной мере еще не осознаем.  
Основоположники синергетики утверждают, что закономерности явлений самоорганизации не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на все материальные системы. Как отмечает Г.Хакен, принципы самоорганизации, изучаемые этой наукой, распространяются «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекулярной физики до космических масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций» .  
Поэтому необходимо методологически обосновать правомерность переноса закономерностей неживой природы на мир биологических систем и социальный мир. Эта задача выполнима в том случае, если рассматривать преобразования информации как кибернетическую форму II начала термодинамики.  
В традиционной науке распространение действия II начала термодинамики на всю Вселенную ведет к следующему выводу.  Со временем все виды энергии перейдут в тепловую, которая в силу выравнивания температур, потеряет способность превращаться в другие виды энергии. Вселенная придет в состояние теплового равновесия, выход из которого естественным путем невозможен. Наступление состояния теплового равновесия будет означать тепловую смерть Вселенной. При этом отождествляется закон возрастания энтропии (рассеяния энергии, или меры беспорядочности физической системы) и теория тепловой смерти Вселенной. 
Однако, теория тепловой смерти Вселенной – это прежде всего мировоззренческая концепция, которая базируется не столько на хорошо обоснованном законе физике (II начале термодинамики), сколько на попытке его переноса на всю Вселенную, которая не является замкнутой изолированной системой. Термодинамическая система достигает состояния термодинамического равновесия, только если она находится в стационарных (не зависящих от времени) условиях. Разрабатываемая в настоящее время концепция самоорганизации утверждает наличие в природе сил антиэнтропийного характера. В частности, синергетика рассматривает психическое как опосредованную через перераспределение энергетических потоков степень уменьшения энтропии. 
Сегодня развитие современной научной картины мира как формы синтеза достижений различных дисциплин протекает в русле идей глобального (универсального) эволюционизма. Он соединяет идеи эволюции и системного видения. Герман Хакен, выступая в 1982 году на конференции в СССР, говорил: «Информацию, перегруженную огромным количеством деталей, затемняющих существо дела, необходимо сжать, превратив  в небольшое количество законов, концепций или идей. Синергетику можно рассматривать как одну из таких попыток».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение  синергетики в социологии.

Основные понятия синергетики.

Синергетика – новая междисциплинарная наука  о самоорганизации открытых материальных систем. Она дает новое понимание  процессов развития природы и  общества. В ее основе лежат идеи целостности, системности мира, общих  закономерностей развития всех уровней  материальной и духовной реальности. Синергетика рассматривает любое  развитие как нелинейное и многовариантное, доказывает непосредственную взаимосвязь  порядка и хаоса. Таким образом, каждая система находится в постоянном изменении – флуктуации. Последняя может быть достаточно сильной, и система может либо качественно измениться, либо вообще перестанет существовать. Этот критический момент в системе называется бифуркацией. Зона бифуркации обладает определенной непредсказуемостью: система может стать более хаотичной, но может возникнуть и новая упорядоченная структура. Синергетика различает два типа устойчивости (равновесности) систем. Первый связан с термодинамической необратимостью, когда система находится в состоянии, близком к равновесию. Другой тип устойчивости связан с эволюцией реальных (наиболее часто встречающихся в мире) сложных систем, которые, будучи открытыми, активно контактируют с не менее сложным и непредсказуемым окружением.

Одним из достоинств синергетического подхода является создание им осмысленной  модели – модели развития человека в самоорганизующемся мире. По этой модели человек в своем общении  избегает крайностей. Он здесь –  старательный ученик Космоса и Природы, выстраивающий свое бытие по законам  универсального порядка. Он убеждается в идентичности и синхронности законов  самоорганизации  в природе, обществе, культуре и психической жизни, тем  самым его познание приобретает  характер духовного поиска.

Существенное значение для социальных систем имеет проблема обеспечения  устойчивости и надежности их развития. При этом устойчивое развитие общества невозможно без формирования идеалов, этнических норм, ценностей, поэтому  особую роль в исходных условиях бифуркации и эволюции играют религия, церковь и другие общественные институты, формирующие нравственность. Разрушение идеалов неизбежно приводит к возникновению вакуума, что способствует возникновению резких конфликтов на уровне как социальных структур, так и межличностных отношений. В результате происходит атомизация общества, усиливаются маргинализация и люмпенизация, распространяются разного рода формы отклоняющего поведения, деградирует как общество в целом, так и составляющие его индивиды.

 

 

 

 

Черты социальной реальности в контексте  универсальных законов самоорганизации.

Выделяется ряд особенностей синергетики применительно к социальным системам. Так, самоорганизация в обществе по сравнению с аналогичными явлениями в природных системах имеет значительно более сложный характер, поскольку здесь возникает иллюзия сознательной организации общественных систем со стороны управляющих структур. В действительности же управляющие воздействия нередко могут вносить весьма существенный элемент дезорганизации (энтропии).

Синергетика рисует специфическую  картину социального мира. Выделяется 10 основных черт социальной реальности в контексте универсальных законов  самоорганизации.

  1. Сама синергетическая постановка о рождении порядка из хаоса коррелирует с базовой социологической проблемой рождения спонтанных общесоциологических закономерностей и свободы воли отдельных индивидов. Представление о том, что общие исторические тенденции складываются независимо от воли отдельных действующих людей стало уже аксиомой. В синергетической трактовке хаос разнонаправленных свободных воль на микроуровне порождает порядок, согласованность исторической закономерности на макроуровне. Тем самым отдельный социальный субъект начинает играть самостоятельную социообразующую роль, переходит с микроуровня на макроуровень.
  2. Однако такую роль случайности играют лишь в переходные эпохи, когда осуществляется бифуркационный перелом, рождаются новые социальные структуры. В эпохи стабильного существования социальной системы господствует детерминизм, способный подавить случайную флуктуацию.
  3. Рождение нового социального порядка связано с нарушением исходной пространственно-временной симметрии: возникает временная и пространственная неоднородность.
  4. В переходные бифуркационные эпохи, в точках исторического перелома благодаря целенаправленной воле социальных субъектов происходит выбор дальнейшего пути общественного развития.
  5. Синергетика рассматривает социальные системы как открытые, способные эффективно перерабатывать поток внешних воздействий и источников развития.
  6. Синергетике присуще полидетерминистическое, многомерное описание целостной самоорганизующейся системы: источниками изменения социального порядка могут выступать самые разные факторы – от природных до культурных.
  7. Представление о нелинейности социальной среды как важнейшим условием ее самоорганизации объясняет многообразие исторического развития. В эволюционном плане – это сосуществование социальных систем с разным уровнем цивилизационного развития, в поликультурном аспекте – разнообразие социальных систем с близкой эволюционной моделью.
  8. Теория социальной самоорганизации содержит тезис о циклическом чередовании режимов поведения социальной системы – структур рождения порядка и структур сохранения порядка. Общество как открытая система может существовать только в таком пульсирующем состоянии.
  9. Следствием синергетического взгляда на общество является невозможность существования единого, идеального, универсального социального порядка « для всех времен и народов». Имеют место лишь единые законы-пути, ведущие сначала к рождению социального порядка, а затем к его самосохранению или саморазрушению.
  10. С точки зрения синергетики историческое развитие происходит по нелинейным законам, предполагающим неравномерность и стохастичность, поэтому социальное управление как стремление выстроить социальную систему по законам разума часто неэффективно. В этом смысле сам термин «самоорганизация» предстает антитезой такой рассудочной организации, и за ним стоит способность социальной системы к самовыстраиванию и самовоспроизведению по своим имманентным законам, а не по воле управляющего.

Таким образом синергетические принципы социального познания синтезируют подходы к описанию как изменяющихся, так и стабильных констант социального бытия, выраженных в классической и неклассической парадигмах социального познания.

 

 

 

Заключение.

Синергетика, независимо от ее будущего, уже привела к расширению наших  знаний о мире и даже наших незнаний. Ведь имеет смысл различать не только разные типы знания, но и разные типы незнания. Одно дело, когда мы не знаем, что чего-то не знаем, и совсем другое, когда мы знаем, что чего-то не знаем. Первое не волнует нас, человек  и общество воспринимают подобное незнание как должное, тогда как второй тип незнания мобилизует исследователей на поиски причин того, что мы не знаем. Поэтому процесс движения мысли  к истине не столь прост, как мы недавно полагали, думая, что исследование - суть движения от незнания через гипотезу к знанию. В действительности движение к истине предполагает осознание  незнания чего-то, после которого незнание становится объектом изучения. В этом смысле синергетика становится новым  ориентиром познания социального, выявления  новых «незнаний» об обществе, его  устройстве и динамике развития. Синергетика  как научная программа исследования общества в последнее десятилетие  получила широкое распространение. Синергетическая парадигма особенно востребована при изучении гражданского общества, что само по себе говорит  о её значимости. Поэтому синергетика  является перспективным направлением исследования социальных процессов  и занимает достойное место в  области социального мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Немировский В. Г. Социология/ В.Г. Немировский. – Москва., 2010. – 539 с.
  2. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем / В.В. Василькова. - СПб., 1999. – 478 с.

Информация о работе Синергетика и ее применение в социологии