Система Образования Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 01:54, доклад

Краткое описание

Среднее полное общее образование в Кыргыстане включает в себя следующие ступени:
- начальная школа (1-4 классы), первый цикл основного образования;
- базовое среднее образование - второй цикл основного среднего образования
длительностью 5 лет, осуществляемый на 5-9-ом годах обучения в общеобразовательных
школах;
- этап полного среднего образования, открывающий доступ в высшую школу,
осуществляемый в течение 2 лет в общеобразовательных, профильных средних школах,
гимназиях, лицеях (10-11-й годы обучения).

Вложенные файлы: 1 файл

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КР.docx

— 51.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

 

 

История образования в КР

С давних пор традиции народной педагогики кыргызов считались сформированными воспитательной системой. Способы воспитания детей, обучение мастерству были основаны издревле. В 7 —12 веках кыргызское государство на Енисее имело свою письменность. Этот кыргызский алфавит (в целом он входил в Орхоно-Енисейскую руническую письменность) состоял из 39 букв и они были высечены на различных предметах (камне, железе, коже, дереве, керамической посуде, монетах и др.). Но на территории современного Кыргызстана, начиная со средних веков применялись различные виды письменности. Среди них самой распространённой была согдийская письменность. Позже была использована уйгурская письменность; чагатайская литературная письменность, общая для казахской, кыргызской, узбекской, уйгурской письменности, арабский алфавит и др. Использование разных письменностей кыргызским народом способствовало формированию культуры и её развитию. В тоже время в образовании и воспитании важную роль сыграла народная педагогика, имеющая дидактическое и философское содержание и являющаяся органической частью устного народного творчества, которое получило развитие у кыргызского народа. В середине 10 века каганат Караханидов принял исламскую веру. В то время на территории Кыргызстана использовался арабский алфавит и местное население, ознакомившись с передовой культурой Востока, устремилось к знанию. Положения исламской религии призывали людей к образованию. Они принесли с собой установившиеся научные понятия. Открывались специальные медресе, школы, росло число грамотных людей.

В конце 10 и начале 11 века Баласагун и Кашгар превратились в города с многогранной культурой и в научно-образовательные центры. Уроженец города Баласагун Жусуп Баласагуни создал на тюркском языке дастан «Кутадгу билиг» — кут берчү билим». Он был признан знатоком географии, истории, философии, астрономии, математики, медицины. Как видно из содержания дастана, в ту эпоху, когда жил Жусуп, большое значение в обществе придавалось образованию людей. В средние века в развитие науки и образования большой вклад внёс известный учёный Махмуд ибн Хусейин Кашгари (Барскани). Он родился около 1029—1038 в городе Барскан на южном берегу Ысык-Кёля. Махмуд Кашгари получил образование в Багдаде, Бухаре. Из написанных двух произведений, в одном дошедшем до нас «Китаб диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») приводятся сведения о языках тюркских народностей, об их устном народном творчестве, составе племён, другие исторические, географические сведения характерные для эпохи каганата Караханидов. В 13 веке после монгольского нашествия кыргызы и оседлое тюркское население Кыргызстана потерпели невосполнимые потери. Они сопровождались общим уничтожением культуры и резким спадом науки и образования. В 14—18 веках междоусобицы, войны с колонизаторами, нестабильная политическая ситуация, раздробленность ухудшили общее положение, в том числе нанесли большой ущерб культуре. Несмотря на это, на территории Кыргызстана в этих тяжёлых условиях такими образованными людьми, как Сайф ад-Дин Аксыкенти продолжали создаваться произведения. В начале 16 века он написал на языке фарси своё произведение «Мадж му ат-таварих» («Сборник по истории»), где есть данные о племенах кыргызов и кыпчаков, проживающих в Фергане и Тенир-Тоо. Включены и прозаические отрывки из эпоса «Манас». Во второй половине 18 и первой половине 19 века Кыргызстан вступает на новую ступень развития. В 50-е годы 18 века было разгромлено Жунгарское ханство, кыргызы почти на целое столетие были освобождены от бесконечных нападений калмыков. В начале 19 века в Кыргызстане в области образования намечаются едва заметные положительные сдвиги. В крепостях Кокандского ханства, расположенных на территории Кыргызстана, представители исламской религии начали обучение детей-подростков местного населения в медресе и мечетях, тем самым внесли свой вклад в увеличение числа грамотных людей. В 70-е годы 19 века на территории Оша было около 150 мечетей, 6 медресе, наряду, с которыми существовал известный медресе алайского манапа Алымбека-датки. Известные акыны 19 века были самыми образованными людьми своего времени. Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Нурмолдо, Молдо Нияз, Женижок, Токтогул, Тоголок Молдо и другие в своих назиданиях и поучительных стихах прославляли знание и призывали людей к учёбе. Поэтому есть полное основание называть их видными мыслителями и просветителями кыргызского народа. К тому же Нурмолдо, Молдо Кылыч, Молдо Нияз, Женижок, Тоголок Молдо, получив образование по-мусульмански, являлись поэтами-письменниками. После присоединения Кыргызстана к царской России (1855—1876) произошли важные общественные изменения, в том числе наметился существенный прогресс и в образовании. С приходом русского населения для обучения детей русских и украинских переселенцев стали создаваться начальные школы различных типов. Также на территории Кыргызстана стали открываться русско-местные школы для обучения детей местного населения в качестве переводчиков русского языка, секретарей и других профессий. Первая русско-местная школа в Кыргызстане была открыта недалеко от Токмока в 1884 в дунганском селе Караконуз. Параллельно стали открываться школы в Оше, Караколе, Токмоке, Бишкеке, Бишкекском уезде, Таласе и других местностях. Позже к некоторым школам пристраивались общежития, появились школы-интернаты. Затем были организованы русско-местные школы для девочек в Караколе, Токмоке. До Октябрьской революции в Кыргызстане функционировало 16 русско-местных школ. В них обучалось 750 учащихся, из которых 670 детей были представителями местного населения (среди них 614 мальчиков и 56 девочек). В 80—90-е годы 19 века в Кыргызстане появились школы, обучающие сельско-хозяйственным знаниям.

Первая сельскохозяйственная школа была открыта в Караколе в 1888, в Бишкеке в 1890, которая просуществовала до 1894, называлась школой кыргызского садоводства. В 1893—1914 в этой школе прошли обучение 54 ученика. Некоторые кыргызские дети в учебных заведениях Каракола и Бишкека получили 4-х классное образование. В 1914 они были преобразованы в высшие начальные учебные заведения. Кыргызы, окончившие эти заведения, работали переводчиками, писарями и были другими мелкими служащими. В 1911 в Караколе открылась прогимназия для девочек. В 1916 частная школа для девочек в Бишкеке была преобразована в прогимназию для девочек. Из 190 учащихся — 11 были девочки-кыргызки. В начале 20 века единственным средним учебным заведением в Кыргызстане была Бишкекская мужская гимназия, а также существовали два неполных средних учебных заведения — прогимназия для девочек в Караколе и Бишкеке. Со второй половины 19 века в мусульманских школах выросло число учащихся с начальным образованием. В Кыргызстане по сравнению с другими школами преобладало количество конфессиональных школ. В 1909 в Бишкекском уезде существовало — 14, в Караколском уезде — 12, в Южном Кыргызстане — 169 школ, оказавшихся под сильным религиозным влиянием. До Октябрьской революции с каждым разом росло число школ. В основном, в Южном Кыргызстане было открыто много средних учебных заведений — медресе. По данным 1892, на юге работали 7 медресе (из них 5 были в Оше). В 1914 в Ошском уезде их количество достигло 88 и в них обучалось около 1176 детей. В единственном медресе Каракола получили образование 45 детей. Окончившие медресе работали в должности муфтия, казы, мудариса (учителя). В школе дети обучались письму, чтению религиозных книг, изучению арабской грамматики, а также осваивали мусульманскую религию (шариат), гражданское право и другое. В конце 19 и начале 20 века в Средней Азии среди буржуазных деятелей было возобновлено реформаторское течение. В первую очередь они стремились изменить способы обучения в мусульманских школах. В результате чего были созданы школы нового типа («Усули жадид»). В таких школах, наряду с предметами религиозного характера, проводились занятия общего профиля (арифметика, география и др.), в классах были размещены парты, доска, стол для учителя, использовались географические карты. В 1901—1902 первоначально в Кыргызстане школы нового типа открылись в Бишкеке, Токмоке и Караколе. Лучшие выпускники для дальнейшего обучения направлялись в Казанское и Уфинское медресе. Школы нового типа позже стали появляться в кыргызских сёлах. Например, в 1909 в Чон-Кемине открылась школа «Медресе Шабдана», в 1912 в Кочкорской долине, в Ак-Таала, в Курткеде, в Туура-Суу Тонской волости (здесь учительствовал Эшеналы Арабаев, получивший образование в Казани и Уфе). В 1911 в Жумгале вблизи села Куланак в Кара-Булаке открылась «Школа Курмана». В начале 20 века школы нового типа внесли большой вклад в развитие образования населения Кыргызстана. Большинство выпускников этих школ позже составили передовую часть интеллигенции.

Советский период.

Резкие изменения в образовании населения Кыргызстана произошли в связи с установлением Советской власти. В советский период развитие духовной культуры кыргызского народа, науки достигло весомых результатов. В первые годы Советской власти для ликвидации безграмотности населения было введено всеобщее начальное образование, затем 7—8 классное образование, была осуществлена идея среднего образования. Позже, к 1940, выросла сеть профессионально-технических, спец. средних и высших учебных заведений. В 1918 во всех уездах Кыргызстана сформировались отделы образования, которые приступили к основанию советских школ нового типа. Вместо бывших мусульманских школ, школ нового типа, русских школ, русско-местных школ были организованы школы с первичным и вторичным этапами обучения. В школе с первичным этапом обучения учились дети в возрасте 8—13 лет, со вторичным этапом обучения — подростки в возрасте 13—17 лет. В 1923 в Кыргызстане было более 20 тыс. учащихся и функционировали 327 школ (из них — 251 кыргызских школ). В это же время в целях обеспечения школ учителями были организованы краткосрочные курсы. На кыргызско-казахские педогогические курсы, открытые в 1919 в Ташкенте, было направлено 137 человек. В том же году более 300 учителей кыргызских школ прошли в Верном на учительских курсах подготовку и переквалификацию. Немного спустя в Бишкеке, Токмоке, Караколе были открыты 6-ти и 2-х месячные курсы. В первые годы Советской власти была продела огромная работа по ликвидации безграмотности. В 1919 в Кыргызстане открылись общеобразовательные первоначальные курсы для взрослых. Спец. декретом было введено обязательное обучение письму и чтению граждан от 18 до 40 лет. Были организованы вечерние курсы по ликвидации безграмотности в Бишкеке, Токмоке и другиих городах и сёлах. В конце 1924 был создан Академический центр, на базе которого была образована Кара-Кыргызская научная комиссия. Эта комиссия на основе национального языка, проделала соответствующую работу по разработке алфавита, развитию норм литературного языка и составлению терминологии по отраслям наук. После национально-государственного деления в Средней Азии школы Кыргызстана стали интенсивно развиваться. В целях дальнейшего улучшения образования был рассмотрен вопрос о введении латинского алфавита вместо арабской графики, который в 1928— 29 стал широко применяться во всех кыргызских школах. В 1940 этот алфавит был заменён русской графикой. В 1930—50 в школах Кыргызстана окончили:

 

4 класса — 496123 учащихся (из них 233532 кыргыза);

7 классов — 170330 учащихся (из них 70142 кыргыза);

10 классов — 24341 учащихся (из них 8890 кыргызов).

В последующие годы была успешно осуществлена программа всеобщего среднего образования. В 1975 восемь классов окончили 86,6% учащихся, которые продолжили среднее образование дальше. В 1979 эта цифра составила 98,6%. В 1981-82 учебном году в 1734 школах республики всех типов обучалось 909,6 тыс. учащихся. В годы Советской власти кол-во школ увеличилось в 15 раз, учащихся в 114 раз, а количество учителей в 230 раз, которые основали самый крупный слой интеллигенции республики. В советский период в республике сформировалось и получило развитие и профессиональное образование. 25 октября 1925 в Бишкеке открылось учебное заведение нового типа — Институт народного просвещения, преобразованный затем в Педагогический техникум. Это заведение окончили многие выдающиеся творческие личности, руководители и служащие советских органов. В 1928—29 был открыт пед. рабочий факультет (рабфак). В 1932 было организовано первое высшее учебное заведение — Кыргызский государственный педагогический институт. В 1933 -эй открыт Кыргызский зооветеринарный институт, который позже был преобразован в Сельскохозяйственный институт имени К.И.Скрябина В сентябре 1939 был основан Кыргызский государственный медицинский институт. В 1935 в Бишкеке, в 1939 в Оше, в 1940 в Караколе были открыты педагогические институты. С 1950 увеличилось количество высших и специолизированных средних учебных заведений. В начале 1951—52 учебного года открытие Кыргызского государственного университета имело огромное общественное и культурное значение в жизни республики. Затем были открыты Ошский педагогический институт (1951), Кыргызский женский педагогический институт (1952), Педагогический институт в Караколе (1953), Фрунзенский политехнический институт (1954), Институт физкульутры и спорта (1955), Кыргызский государственный институт искусств (1967), Фрунзенский педагогический институт русского языка и литературы (1979). Были открыты специализированные средние учебные заведения, например, Майлуу-Сайский электромеханический техникум, Ошский техникум строительства и торговли, Ошский, Караколский, Нарынский, Бишкекский музыкально-педогогические учебные заведения и другие. В начале 80-х годов в 10 высших учебных заведениях Кыргызстана обучалось свыше 55 тыс. студентов и свыше 40 тыс. в специолизированных средних учебных заведениях. В советский период в сфере образования на ряду с большими достижениями были допущены существенные ошибки. Не использовались лучшие достижения, передовой опыт и методы, накопленные в образовательной системе развитых стран. Образовательная система была урегулирована и применение различных способов обучения не допускалось. Такое положение умерило энтузиазм многих талантливых учителей и лучших деятелей системы образования, игнорировало их инициативу. Все предметы были подчинены партийному принципу и были под большим влиянием коммунистической идеологии. Не уделялось внимание национальным особенностям просвещения. В высших, специолизированных средних и профессионально-технических учебных заведениях все предметы велись только на русском языке. В столице Советского Кыргызстана — Фрунзе, в других городах — Оше, Жалал-Абаде, Токмоке, Узгене, Кара-Балте и др. почти не было школ и детских садов с кыргызским языком обучения. Таким образом сложилась негативная ситуация для кыргызов, проживающих во многих городах, посёлках, которые стали забывать родной язык и национальные традиции.

Система образования Кыргызстана

Среднее полное общее образование в Кыргыстане включает в себя следующие ступени:

- начальная школа (1-4 классы), первый цикл основного образования;

- базовое среднее образование - второй цикл основного среднего  образования

длительностью 5 лет, осуществляемый на 5-9-ом годах обучения в общеобразовательных

школах;

- этап полного среднего  образования, открывающий доступ  в высшую школу,

осуществляемый в течение 2 лет в общеобразовательных, профильных средних школах,

гимназиях, лицеях (10-11-й годы обучения).

Продолжительность обучения для получения полного среднего образования 11 лет.

В начальную школу принимают детей шести- и семилетнего возраста. Обязательным

является девятилетнее основное образование. Завершающий этап полного среднего

образовании реализуется как в государственных, так и в частных средних школах,

гимназиях, лицеях. Обучение на этом этапе предполагает возможность углубленного

изучения отдельных предметов в профильных школах. Выпускники, успешно

завершившие обучение, получают документ государственного образца о получении

полного среднего общего образовании - Аттестат о среднем образовании.

Ко второму циклу среднего образования приравнены также 4 -летние программы

обучения в профессиональных лицеях, техникумах и колледжах при обучении в этих

учебных заведениях на базе основного среднего образования. Выпускники таких

программ наряду с освоением профессии получают и полное среднее общее

образование.

Наличие Аттестата о среднем общем образовании или признанного эквивалентным ему

другого свидетельства о полном среднем образовании является необходимым условием

для поступления в вузы. Прием на все программы высшего образования осуществляется

по результатам конкурсных вступительных испытаний. А с 2002 года только по

результатам ОРТ.

К высшим учебным заведениям Кыргызстана относятся университеты, в том числе и межгосударственные, созданные в рамках международных соглашений - Кыргызо-Российский (Славянский), Кыргызо-Турецкий и Американский университеты, академии, институты и высшие колледжи, присуждающие квалификации бакалавра, специалиста и магистра.

В настоящее время в высшем образовании существует как прежняя система квалификаций, предполагающая непрерывное обучение в течение пяти лет по большинству специальностей (инженерные, педагогические, юридические) и в случае утешного завершения программы присуждение диплома специалиста, так и двухуровневая система высшего образования, в соответствии с которой первой академической степенью, присуждаемой после 4 лет обучения, является степень бакалавра, а годичная подготовка после получения первой академической степени завершается присуждением магистерской степени. По медицинским специальностям диплом специалиста выдается после 6 лет обучения, а по специальностям стоматологии и ветеринарной медицины - после 5 лет обучения.

Программы послевузовского обучения включают в себя как двух-, трехлетние программы, ведущие к присуждению степени кандидата наук и степени доктора философии (PhD). Наивысшей академической степенью, присуждаемой в Кыргызской Республике, является степень доктора наук.

К программам неуниверситетского уровня высшего образования относятся двух- и трехлетние программы обучения по техническим, экономическим, педагогическим и медицинским специальностям, реализуемым в техникумах и колледжах на базе полного среднего образования.

 

 

 

 


Информация о работе Система Образования Кыргызской Республики