Скандинавская модель социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

В Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Скандинавская модель социального государства. (2).docx

— 20.53 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
Сыктывкарский государственный университет 
 
Институт социальных технологий 
Кафедра теоретических и медико-биологических 
основ физической культуры

 

Контрольная работа на тему:

«Скандинавская модель социального  
государства»

                                                                       Выполнил:

студент 1 курса

группы 911 
Чистяков Илья Евгеньевич 
 

                                     Сыктывкар 2013

Введение

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие  в социальной сфере, напрямую связаны  с развитием экономической и  политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором  развития общества.

В Хартии прав человека, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН в 1948 году записано, что каждый человек имеет право  на такой жизненный уровень, включая  пищу, здоровье, жилище, медицинский  уход, социальное обслуживание, который  необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и  его семьи, право на обеспечение  на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или  иного случая утраты средств к  существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

История становления

Исторически значимый шаг был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое Отто фон  Бисмарком, ввело обязательную систему  социального страхования для  работающих в промышленности. Она  включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).

С начала ХХ века примеру Германии последовали другие европейские  страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными  проблемами и растущими требованиями рабочего класса.

         В 1944-1948 годах лейбористское правительство Великобритании приняло ряд законодательных актов, способствовавших формированию единой системы социального страхования и обеспечения, существенному увеличению выделяемых из госбюджета средств на социальную поддержку населения, введению всеобщего бесплатного медицинского обслуживания.

Таким образом, период с 80-х годов  ХIХ века до середины ХХ века можно определить как первый этап формирования активной государственной социальной политики, определяющей характеристикой которой явилось создание национальных систем социальной защиты.

Скандинавская модель

         В Скандинавии социальная защищенность считается одним из гражданских прав. Главным принципом распределения социального обеспечения в модели этого типа является универсализм. Имеется в виду, что социальное обеспечение - это право всех граждан, обеспеченное, главным образом, государственным сектором (бюджетом). Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока.

Наиболее лучшим образцом социальной политики в наше время является так  называемая «шведская модель». Эта  модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Термин «шведская модель» появился в  конце 60-х годов в связи с  приобретением Швецией статуса  государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия «политика полной занятости», «солидарная система  зарплат». Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов.

Отличительная черта модели - широкий  охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые  требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются  всем жителям страны и не обусловливаются  занятостью и уплатой страховых  взносов. В целом предлагаемый уровень социальной защищенности довольно высок. Подход к решению базируется на следующих принципах:

1) Все люди имеют одинаковую  ценность, независимо от возраста  и производительности, Общество не может «выбросить» слабых и должно предоставить возможности слабым «респектировать» свои потребности.

2) Социальные услуги и сервис  предоставляются на добровольных  началах. Только если клиенты  не могут нести за себя ответственность,  они могут быть принудительными.

3) Социальная защита должна быть  непрерывной, охватывать все сферы  жизни человека.

Для реализации этих принципов в  социальных службах занято множество  государственных служащих. Уровень  затрат на социальное обеспечение является достаточно высоким, что позволяет  избежать стигматизации социального  обеспечения и поддерживать большое  число сторонников социал-демократической  модели.

Вторым по важности принципом, характерным  для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени  реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается  в том, что все граждане равным образом и вне зависимости  от социального статуса участвуют  в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад.

Наконец, необходимым элементом  в такой системе выступает  государство, берущее на себя функции  перераспределения социальных благ обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Подразумевается, что государственный  сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения. Государственный сектор несет ответственность  не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование различных  социальных служб. Это возможно при  наличии сильного, но децентрализованного  управления. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенностью населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью. Приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран.

Социальное обеспечение предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.

Образование в Швеции охватывает все  население и обеспечивает практически  полную грамотность. Бесплатным является среднее и высшее образование, а  также программы переквалификации и ряд других образовательных  программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения дает возможность  непрерывного образования на протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования  значительно снижают уровень  безработицы и отражают политику полной занятости населения. В самом  законодательстве Швеции закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска. Швеция вообще тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и  занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Расходы на образование  окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда. Здравоохранение в Швеции доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов.

Заключение

Социальная политика государства  представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышение общего уровня благосостояния населения и создание эффективной системы социальных гарантий.

Задачи социальной политики: стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности, сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем приведения антиинфляционных мер и индексации доходов, развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, ЖКХ, культура и искусство).

Существуют различные  классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство  из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в  реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и  отдельных граждан.

Скандинавская модель. Характеризуется высоким уровнем перераспределения налогов через бюджет, высокими налогами и чрезвычайно развитой систем пособий и льгот.

Список использованной литературы

1)Баликоев В.Т. Реализация моделей социальной политики: мировая практика / Экономические интересы и социальная политика. – Ростов-на-Дону. Изд-во СКАГС, 2006.

2) Сайт http://www/politvektor.ru


Информация о работе Скандинавская модель социального государства