Современная молодёжь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Ничуть не более чем упреки древних египтян.

Содержание

Введение
1. Цели и опасения современной российской молодежи
2. Их стремления в сравнении со старшим поколением
3. Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения
4. Отношение молодежи к нормам морали и праву
5. Девиантное поведение молодежи
6. Ценность качеств человека
7. Образование – одна из главных ценностей молодежи
8. Влияние СМИ
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

современная молодёжь.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Цели и опасения современной российской молодежи
  2. Их стремления в сравнении со старшим поколением
  3. Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения
  4. Отношение молодежи к нормам морали и праву
  5. Девиантное поведение молодежи
  6. Ценность качеств человека
  7. Образование – одна из главных ценностей молодежи
  8. Влияние СМИ

 Заключение

Введение

Одна  из актуальных тем всегда была тема современной молодёжи. Она очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи  и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей. Молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.         

Молодежь  ругали всегда - и в папирусах  Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Ничуть не более чем упреки древних египтян.

Цели и  опасения современной российской молодежи

Прежде  всего, отметим, что у подавляющего большинства молодежи есть главная цель жизни. Нет её только у процентов десяти молодых людей (но многие об этом даже не задумываются). Одни хотят получить хорошее образование, устроиться на престижную работу, путешествовать. Другие хотят создать прочную, счастливую семью и обеспечить будущее детям.

Как видно, для современной  российской молодежи свойственны и  духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

А каким образом молодые  люди оценивают свои возможности  реально, практически добиваться целей  в различных сферах жизни?

По своим жизненным целям старшее и молодое поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в достижении своего благосостояния. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов?

Скорее всего, имеет  место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у “благополучной”  и “неблагополучной” молодежи представления  о своих достижениях и будущих  возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди “благополучных” считают, что они смогут “подняться”. В то же время среди “неблагополучных” большинство уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Также в каждых социальном слое населения найдётся определённый процент молодёжи, которому богатство и не нужно.

А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается  ли чего-либо нынешняя молодежь в своей  жизни? Больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий.

В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении.

 

Ценностные  ориентации молодежи и старшего поколения

 

Переходя к вопросу  о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому  сопоставлению, следует сразу подчеркнуть  выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий.

Базовые ценности молодежи и старшего поколения очень близки. И те, и другие ориентированы в большей степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и другие в большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели “непотребительского” плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).

Кстати, следует упомянуть ценность солидарности, готовности заботиться о бедных членах общества. Казалось бы, сдвиг, прошедший в этой области, очень небольшой, и число сторонников солидарности среди старших возрастов немногим больше, чем среди молодежи. Но в результате этого сдвига знак выбора молодым поколением меняется на противоположный. И если среди старшего поколения большинство считает, что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел, то среди молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами.

Однако убеждение молодых  россиян в том, что бедность —  справедливый удел тех, кто не обеспечил  свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка  — сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек, “сам себя делающий”, а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.

Определенные различия здесь выявляются и в среде  самой молодежи. Если большинство “благополучных” молодых россиян убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от них самих, то среди “неблагополучных” так считают значительно меньшее количество. Соответственно, две трети “благополучных” молодых россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — и это справедливо.

В целом для старшего поколения характерна та же тенденция. Существующие в молодежной среде (как и среди старшего поколения) индивидуалистические и патерналистские ориентации приобрели у молодежи относительно завершенную форму. Это выразилось в росте индивидуалистических настроений и падении распространенности патерналистских ожиданий. “Благополучные” молодые россияне ещё менее склонны помогать бедным, чем их “отцы”, зато и “неблагополучные” представители молодежи меньше ждут помощи от преуспевших сограждан, чем их родители.

 

Отношение молодежи к нормам морали и праву

 

Наконец, большинство  молодых россиян убеждено, что  лучше не достичь материального благополучия и не сделать карьеры, чем перешагнуть ради этого через свою совесть и мораль. Но все же почти половина, готовы драться за свое место в жизни и переступить ради своего благополучия через моральные нормы.

Убеждение в том, что  можно иметь только “честные” доходы, а не любые, разделило, например, уже две трети молодых россиян. Вместе с тем то, что каждый третий представитель молодежи убежден в том, что хороши любые доходы, независимо от того, как они получены — факт очень тревожный. У старшего поколения этот показатель примерно вдвое меньше.

Обращает на себя внимание и правовой нигилизм молодежи, впрочем, практически тождественный правовому  нигилизму старшего поколения. Достаточно отметить, что только каждый десятый  представитель молодежи и каждый седьмой представитель старшего поколения готовы безоговорочно подчиняться требованиям закона. Основная же масса и тех, и других готовы это делать только при одном условии — что закон един для всех, и представители власти будут следовать нормам закона так же, как и все остальные граждане.

Единственное, что внушает  оптимизм в ответах на вопрос об отношении к закону — относительно небольшая часть (около трети) тех, кто в своем поведении склонен ориентироваться не столько на закон, сколько на свое понимание справедливости. Это позволяет надеяться, что строительство правового государства, в основе которого лежат нормы закона, имеет в России определенные перспективы.

 

 

 

Девиантное  поведение молодежи

 

Важным аспектом настоящего исследования была также попытка  рассмотреть не только декларируемые позиции, но и реальные формы негативного поведения молодежи. Доля тех, в чьем социальном опыте такое поведение имело место, весьма значительна, но все же меньше, чем можно было бы предположить, судя по наиболее популярным газетным штампам. Достаточно широко распространены среди молодежи курение, употребление крепких спиртных напитков, вступление в добрачные половые связи.

Кто же в первую очередь  попадает в группы с негативным поведением? Разумеется, здесь действуют одновременно очень много факторов, связанных в значительной степени с индивидуальными особенностями молодых людей, и все же некоторые общие закономерности выделить можно. Для этого надо, прежде всего, развести формы поведения на девиантное экономическое поведение (взятки, уклонение от налогов), и бытовое девиантное поведение (наркотики, гомосексуализм, секс в корыстных целях).

Экономические формы  девиации характерны в основном для мужчин старшей возрастной группы молодежи. Работники частных предприятий давали взятки вдвое чаще, чем работники государственных предприятий. Важным фактором экономической девиации оказалась и профессиональная деятельность молодежи: молодые предприниматели втрое чаще уклонялись от налогов и давали взятки, чем, например, гуманитарная интеллигенция, у которой уровень этих форм девиации самый низкий.

Что касается бытовой  девиации, то здесь картина довольно пестрая. Сексуальные связи в  корыстных целях в большей  степени склонны использовать молодые  люди, чьи родители не добились в  жизни успеха.

Употребление наркотиков оказалось весьма распространено на селе. Особенно тревожно, что наркотики шире распространены среди самой младшей части молодежи (в возрастной группе до 20 лет). Юноши употребляют наркотики почти в два с половиной раза чаще, чем девушки, а дети не добившихся успеха родителей — в полтора раза чаще, чем их более благополучные сверстники. При этом реальное материальное положение молодых людей значения не имеет.

Самый высокий процент  постоянного употребления наркотиков среди тех, кто не имеет среднего образования. Эта наименее образованная группа молодежи вообще дает ярко выделяющий её на общем фоне всплеск девиантного поведения, несмотря на то, что подавляющая часть этой группы в возрасте до 20 лет и проживает вместе с родителями. Многие из них уже регулярно используют сексуальные связи и дают взятки для достижения корыстных целей.

При относительно высоком уровне негативного поведения у молодежи в целом, распределение различных форм девиации по группам молодежи неравномерно. Наименее распространены они среди женщин из гуманитарной интеллигенции, а шире всего — среди той относительно небольшой части молодежи, которая происходит из “низших” слоев общества и не смогла получить даже среднего образования, обрекая себя на невозможность успешно конкурировать со своими сверстниками на рынке труда.

 

Ценность  качеств человека

 

В дополнение морального облика современной российской молодежи следует рассмотреть тему: какие качества она в наибольшей степени ценит в людях.

Прежде всего, обращает на себя внимание явное предпочтение ума над всеми остальными качествами. Скорее всего, это объясняется тем, что ум в рамках российской культуры понимается как всеохватывающее свойство человека, противостоящее, как известно, глупости. Нередко ум противопоставляется также силе. Однако мало кто рассматривает силу как очень значимое человеческое качество.

Наиболее часто встречающейся комбинацией свойств, высоко ценимых молодыми людьми, оказываются ум, доброта и чувство юмора. Если угодно, в этом сочетании мы имеем некую социально-психологическую характеристику предпочитаемой личности. Об уме было сказано. Но ум сам по себе может быть чрезмерно рационален и даже жесток. Вот этой жесткости и противостоит доброта как, скорее всего, некоторое нормативное свойство российской культуры, противостоящее чрезмерной рациональности в отношениях между людьми. Ум и доброта вряд ли пересекаются между собой в контексте иных европейских культур. Эти свойства, хотя и противостоят друг другу, но их объединению способствует чувство юмора, которое как бы призывает не воспринимать все трудности жизни, с которыми сталкивается нынешний молодой человек в России, слишком серьезно. Чувство юмора позволяет дистанцироваться и от крайне рационалистической позиции, и от чрезмерной доброты, позволяя сохранить определенное ироническое отношение к самому себе и к тому, что с тобой происходит.

Информация о работе Современная молодёжь