Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:13, реферат
У разных людей самые различные представления об обществе. Зачастую этим термином обозначается определенная совокупность людей, объединенных какими-либо интересами, взаимными симпатиями, образом жизни и совместной деятельностью. Социология по-своему подходит к пониманию этой категории. Что такое общество и какими чертами оно характеризуется, являясь объектом изучения социологии?
Введение…………………………………………………………………...………3
1 Современные подходы к пониманию общества..……………………..…….4
2 Социологический анализ общества..………..……………………..….....…7
3 Социально-исторический детерминизм………………………...………….12
4 Типология обществ……..……………………………………….…………….14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………...19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Современные подходы к пониманию общества..……………………..…….4
2 Социологический анализ общества..………..……………………..…....
3 Социально-исторический детерминизм………………………...………….12
4 Типология обществ……..……………………………………….………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
У разных
людей самые различные
1 Современные подходы к пониманию общества
Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества. Это история теоретических подъемов и спадов. Она сопровождалась разработкой различных концептуальных подходов к категории «общество».
Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый 18 века Сен-Симон считал, что общество- это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Для мыслителя первой половины 19 века Прудона – это множество противоречивых групп, классов, осуществляющее коллективные усилия по реализации проблем справедливости. Основатель социологии Огюст Конт определял общество как двоякого рода реальность: 1. как результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество; 2. как автоматически действующий «механизм», состоящий из взаимосвязанных частей, элементов, «атомов» и т.д.
Среди современных концепций общества выделяется «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Ее автором является Дж. Девис. Он писал: «Все общество, в конце концов, можно представить как легкую паутину межличностных чувств и установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими, а косвенно со всем миром».[2]
Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля. Он считал, что общество представляет собой взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в определенный период времени. Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественной различных видов деятельности. Следствием такого взаимодействия являются социальные связи. Социальные связи – это связи, взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени. Вместе с тем, такое представление об обществе как сгустке социальных связей и взаимодействий только в определенной степени соответствует социологическому подходу.
Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в «сетевой» теории общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.
В теориях
«социальных групп» общество интерпретируется
как совокупность различных пересекающихся
групп людей, которые являются разновидностями
одной доминирующей группы. В этом
смысле можно говорить о народном
обществе, что означает всевозможные
группы и совокупности, существующие
в пределах одного народа или католической
общины. Если в «атомистической» или
«сетевой» концепциях существенным
компонентом в определении
В социологии существуют два основных конкурирующих подхода к изучению общества: функционалистский и конфликтологический. Теоретические рамки современного функционализма составляют пять основных теоретических положений:
1) общество – это система частей, объединенных в единое целое;
2)
общественные системы
3) дисфункции (отклонения в развитии), конечно, существуют, но они преодолеваются сами себе;
4)
изменения обычно имеют
5)
социальная интеграция или
Конфликтологический подход был сформирован на основе произведений К. Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Таким образом, общество – это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие.
2 Социологический анализ общества
В широком смысле понятие «общество» - «общество вообще» - характеризует то общее, что имеется в любых социальных образованиях. Исходя из этого, можно дать общее определение этой сложной категории. Общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
Нетрудно заметить, что это универсальное определение, под которое подходит и ваша учебная группа, и общество книголюбов, и общество более высокой степени сложности. Поэтому социологический анализ общества предполагает многоуровневый характер. Модель социальной реальности может быть представлена, по крайней мере, на двух уровнях: макро - и микросоциологическом.
Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые можно назвать структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. На макросоциологическом уровне общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.[2]
Макросоциологический уровень анализа представляет собой изучение микросистем (кругов межличностного общения), составляющих непосредственное социальное окружение человека. Это системы эмоционально окрашенных связей индивида с другими людьми. Различные скопления таких связей образуют такие малые группы, члены которых связаны друг с другом позитивными установками и отделены от других неприязнью и безразличием. Исследователи, работающие на этом уровне, считают, что социальное явление можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое в свою очередь оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.
В реальной жизни «общества вообще» нет, как нет «дерева вообще», есть вполне конкретные общества: российское общество, американское общество и эквивалент современных наций-государств, имея в виду человеческое наполнение («народ») внутреннего пространства в государственных границах. Пополняемое таким образом общество американский социолог Н. Смелзер определял как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность».
Для более полного и глубокого понимания сущности общества на макроуровне выделим несколько его отличительных черт (признаков):
1)
территория – географическое
пространство, очерченное границами,
на котором осуществляются
2) наличие собственного названия и идентификации;
3) пополнение преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
4)
устойчивость и способность
5)
автономность, которая проявляется
в том, что оно не является
частью какого-либо другого
6)
большая интегрирующая сила: общество,
имея общую систему ценностей
и норм (культуру), приобщает к
этой системе каждое новое
поколение (социализирует их), включая
в сложившуюся систему
При всех
различиях в определении
Социальная
система – это структурный
элемент социальной реальности, определенное
целостное образование. Составными
элементами общества как социальной
системы являются социальные институты
и организации, социальные общности
и группы, вырабатывающие определенные
социальные ценности и нормы, состоящие
из отдельных людей, объединяемых социальными
связями и отношениями и
Социальная
структура – это определенный
способ связи и взаимодействия элементов,
т.е. индивидов, занимающих определенные
социальные позиции и выполняющих
определенные социальные функции в
соответствии с принятой в данной
социальной системе совокупностью
норм и ценностей. При этом структура
общества может рассматриваться
в различных ракурсах, в зависимости
от основания выделения
Так, важным основанием для выделения структурных элементов общества служат естественные, природные факторы, разделившие людей по полу, возрасту, расовым признакам. Здесь можно выделить социально-территориальные общности (население города, региона и т.п.), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь и т.п.), социально-этнические (род, племя, народность, нация).
На макроуровне социального взаимодействия структура общества представлена в виде системы социальных институтов (семья, государство и т.п.). На микроуровне социальная структура формируется в виде системы социальных ролей.
Общество структурировано и по другим параметрам, связанным с вертикальным расслоением людей: по отношению к собственности – на имущих и неимущих, по отношению к власти – на управляющих и управляемых и т.д.
При рассмотрении общества как целостной социальной системы важно выделять не только его структурные элементы, но и взаимосвязь этих разнородных элементов, подчас как будто и не соприкасающихся друг с другом.
Существует
ли взаимосвязь между социальными
ролями фермера и учителя? Что
объединяет семейные и производственные
отношения? и т.д. и т.п. Ответы на
эти вопросы дает функциональный
(структурно-функциональный) анализ. Общество
объединяет свои составные элементы
не путем установления между ними
непосредственного
1)
адаптация – потребность
2) целедостижение – постановка задач, стоящих перед системой;
3)
интеграция – поддержание
4)
поддержание образца
Информация о работе Современные подходы к пониманию общества