Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:56, курсовая работа
Доход, власть, престиж и образование определяют совокуп¬ный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщен¬ным показателем стратификации. Раньше отмечали его клю¬чевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписы¬ваемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким систе¬мам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус ха¬рактеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество).
Введение
1. Слагаемые стратификации
2. Исторические типы стратификации
3. Классовая система
4. Стратификация российского общества
5. Бедность и неравенство
Заключение
Список литературы
Кафедра
социологии и политологии
Курсовая работа
по социологии на тему:
"Современные теории
социальной стратификации".
Содержание
Введение
1. Слагаемые стратификации
2. Исторические типы
стратификации
3. Классовая система
4. Стратификация российского
общества
5. Бедность и неравенство
Заключение
Список литературы
Введение
Социальная стратификация - центральная
тема социологии. Она описывает социальное
неравенство в обществе, деление социальных
слоев по уровню доходов и образу жизни,
по наличию или отсутст¬вию привилегий.
В первобытном обществе неравенство было
не¬значительным, поэтому стратификация
там почти отсутствовала. В сложных обществах
неравенство очень сильное, оно поделило
лю¬дей по доходам, уровню образования,
власти. Возникли касты, за¬тем сословия,
а позже - классы. В одних обществах переход
из од¬ного социального слоя (страты) в
другой запрещен; есть общества, где такой
переход ограничен, и есть общества, где
он полностью разрешен. Свобода социальных
перемещений (мобильность) опре¬деляет
то, каким является общество - закрытым
или открытым. На мой взгляд, эта проблема
актуальна и в настоящее время. Т.к. социальная
стратификация определяет политические,
общественные отношения внутри страны,
а также благополучие граждан.
1. Слагаемые стратификации
Термин «стратификация» пришел из геологии,
где он обозна¬чает расположение пластов
Земли по вертикали. Социология упо¬добила
строение общества строению Земли и разместила
социаль¬ные слои (страты) также по вертикали.
Основанием служит лест¬ница доходов:
бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные
группы населения - среднюю, а богатые
- верхнюю.
Богатые занимают самые привилегированные
должности и имеют самые престижные профессии.
Как правило, они лучше оплачиваются и
связаны с умственным трудом, выполнением
управленческих функций. Вожди, короли,
цари, президенты, по¬литические лидеры,
крупные бизнесмены, ученые и деятели
ис¬кусств составляют элиту общества.
К среднему классу в современ¬ном обществе
относят врачей, юристов, преподавателей,
квали¬фицированных служащих, среднюю
и мелкую буржуазию. К низ¬шим слоям - неквалифицированных
рабочих, безработных, ни¬щих. Рабочий
класс, согласно современным представлениям,
со¬ставляет самостоятельную группу,
которая занимает промежу¬точное положение
между средним и низшим классами.
Богатые из высшего класса имеют более
высокий уровень об¬разования и больший
объем власти. Бедные из низшего класса
обладают незначительными властью, доходами
и уровнем обра¬зования. Таким образом,
к доходу как главному критерию стра¬тификации
добавляются престиж профессии (занятия),
объем вла¬сти и уровень образования.
Доход - количество денежных поступлений
индивида или се¬мьи за определенный период
времени (месяц, год). Доходом назы¬вают
сумму денег, полученную в виде зарплаты,
пенсий, пособий, алиментов, гонораров,
отчислений от прибыли. Доходы чаще все¬го
тратятся на поддержание жизни, но если
они очень высоки, то накапливаются и превращаются
в богатство.
Богатство - накопленные доходы, т. е. количество
наличных или овеществленных денег. Во
втором случае они называются движимым
(автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.)
и недвижи¬мым (дом, произведения искусства,
сокровища) имуществом. Обычно богатство
передается по наследству. Наследство
могут получать как работающие, так и неработающие,
а доход - только работающие. Кроме них
доход есть у пенсионеров и безработных,
но его нет у нищих. Богатые могут работать
и не работать. В том и в другом случае
они являются собственниками, поскольку
обла¬дают богатством. Главное достояние
высшего класса не доход, а накопленное
имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего
и низшего классов главным источником
существования выступает доход, так как
у первого если и есть богатство, то оно
незначи¬тельно, а у второго его нет вовсе.
Богатство позволяет не тру¬диться, а
его отсутствие вынуждает работать ради
зарплаты.
Суть власти - в способности навязывать
свою волю вопреки же¬ланию других людей.
В сложном обществе власть институциализирована,
т.е. охраняется законами и традицией,
окружена привиле¬гиями и широким доступом
к социальным благам, позволяет при¬нимать
жизненно важные для общества решения,
в том числе зако¬ны, как правило, выгодные
высшему классу. Во всех обществах лю¬ди,
обладающие тем или иным видом власти
- политической, эко¬номической или религиозной,
- составляют институциализированную
элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю
политику го¬сударства, направляя ее в
выгодное для себя русло, чего лишены другие
классы.
Престиж - уважение, которым в общественном
мнении поль¬зуются та или иная профессия,
должность, род занятия. Профес¬сия юриста
престижнее профессии сталевара или сантехника.
Должность президента коммерческого банка
престижнее долж¬ности кассира. Все профессии,
занятия и должности, сущест¬вующие в
данном обществе, можно расположить сверху
вниз на лестнице профессионального престижа.
Мы определяем профес¬сиональный престиж
интуитивно, приблизительно. Но в некото¬рых
странах, прежде всего в США, социологи
измеряют его при помощи специальных методов.
Они изучают общественное мне¬ние, сравнивают
различные профессии, анализируют статистику
и в итоге получают точную шкалу престижа.
Первое такое ис¬следование американские
социологи провели в 1947 г. С тех пор они
регулярно измеряют данное явление и следят
за тем, как со временем изменяется престиж
основных профессий в обществе. Иными
словами, они строят динамическую картину.
Доход, власть, престиж и образование определяют
совокуп¬ный социально-экономический
статус, т. е. положение и место человека
в обществе. В таком случае статус выступает
обобщен¬ным показателем стратификации.
Раньше отмечали его клю¬чевую роль в
социальной структуре. Теперь оказалось,
что он выполняет важнейшую роль в социологии
в целом. Приписы¬ваемый статус характеризует
жестко закрепленную систему стратификации,
т. е. закрытое общество, в котором переход
из одной страты в другую практически
запрещен. К таким систе¬мам относят рабство
и кастовый строй. Достигаемый статус
ха¬рактеризует подвижную систему стратификации,
или открытое общество, где допускаются
свободные переходы людей вниз и вверх
по социальной лестнице. К такой системе
относят классы (капиталистическое общество).
Наконец, феодальное общество с присущим
ему сословным устройством следует причислить
к промежуточному типу, т. е. к относительно
закрытой системе. Здесь переходы юридически
запрещены, но на практике они не исключаются.
Таковы исторические типы стратификации.
2. Исторические типы
стратификации
Стратификация, т. е. неравенство в доходах,
власти, престиже и образовании, возникла
вместе с зарождением человеческого обще¬ства.
В зачаточной форме она обнаружена уже
в простом (пер¬вобытном) обществе. С появлением
раннего государства - вос¬точной деспотии
- стратификация ужесточается, а по мере
развития европейского общества, либерализации
нравов стратификация смяг¬чается. Сословный
строй свободнее кастового и рабства,
а при¬шедший на смену сословному классовый
строй стал еще более ли¬беральным.
Рабство - исторически первая система
социальной стратифика¬ции. Рабство возникло
в глубокой древности в Египте, Вавилоне,
Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде
регионов практически до настоящего времени.
Оно существовало в США еще в XIX в.
Рабство - экономическая, социальная и
юридическая форма закрепощения людей,
граничащая с полным бесправием и край¬ней
степенью неравенства. Оно исторически
эволюционировало. Примитивная форма,
или патриархальное рабство, и развитая
форма, или классическое рабство, существенно
различаются. В первом случае раб обладал
всеми правами младшего члена семьи:
жил в одном доме с хозяевами, участвовал
в общественной жизни, вступал в брак со
свободными, наследовал имущество хозяина.
Его запрещалось убивать. На зрелой стадии
раба окончательно закабалили: он жил
в отдельном помещении, ни в чем не участво¬вал,
ничего не наследовал, в брак не вступал
и семьи не имел. Раз¬решалось убивать
его. Он не владел собственностью, но сам
счи¬тался собственностью хозяина («говорящим
орудием»).
Так рабство превращается в рабовладение.
Когда говорят о рабстве как об историческом
типе стратификации, подразумевают его
высшую стадию.
Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует
закрытое общество и жесткую стратификацию.
Он не такой древний, как рабовладельческий
строй, и менее распространенный. Если
через рабство прошли практически все
страны, разумеется, в разной степени,
то касты обнаружены только в Индии и отчасти
в Афри¬ке. Индия - классический пример
кастового общества. Оно воз¬никло на
развалинах рабовладельческого строя
в первые века но¬вой эры.
Кастой называют социальную группу (страту),
членством в ко¬торой человек обязан исключительно
рождению. Он не может пе¬рейти из одной
касты в другую при жизни. Для этого ему
надо родиться еще раз. Кастовое положение
человека закреплено индусской религией
(понятно теперь, почему касты мало распро¬странены).
Согласно ее канонам, люди проживают больше,
чем одну жизнь. Каждый человек попадает
в соответствующую касту в зависимости
от того, каким было его поведение в предшест¬вующей
жизни. Если плохим, то после очередного
рождения он должен попасть в низшую касту,
и наоборот.
Всего в Индии 4 основных касты: брахманы
(священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы),
шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тыс.
не основных каст и подкаст. Особо стоят
неприка¬саемые (отверженные) - они не
входят ни в какую касту и зани¬мают самую
низшую позицию. В ходе индустриализации
касты заменяются классами. Индийский
город все больше становится классовым,
а деревня, в которой проживает 7/10 населения,
оста¬ется кастовой.
Сословия. Формой стратификации, предшествующей
классам, являются сословия. В феодальных
обществах, которые существо¬вали в Европе
с IV по XIV в., люди разделялись на сословия.
Сословие - социальная группа, обладающая
закрепленными обычаем или юридическим
законом и передаваемыми по наслед¬ству
правами и обязанностями. Для сословной
системы, включаю¬щей несколько страт,
характерна иерархия, выраженная в неравен¬стве
их положения и привилегий. Классическим
образцом сослов¬ной организации являлась
Европа, где на рубеже XIV-XV вв. обще¬ство
делилось на высшие сословия (дворянство
и духовенство) и непривилегированное
третье сословие (ремесленники, купцы,
кре¬стьяне). А в X-XIII вв. главных сословий
было три: духовенство, дворянство и крестьянство.
В России со второй половины XVIII в. утвердилось
сословное деление на дворянство, духовенство,
купе¬чество, крестьянство и мещанство
(средние городские слои). Со¬словия основывались
на земельной собственности.
Права и обязанности каждого сословия
определялись юриди¬ческим законом и
освящались религиозной доктриной. Членство
в сословии определялось наследством.
Социальные барьеры меж¬ду сословиями
были достаточно жесткими, поэтому социальная
мобильность существовала не столько
между, сколько внутри со¬словий. Каждое
сословие включало множество слоев, рангов,
уровней, профессий, чинов. Так, государственной
службой могли заниматься лишь дворяне.
Аристократия считалась воинским со¬словием
(рыцарством).
Чем выше в общественной иерархии стояло
сословие, тем вы¬ше был его статус. В противоположность
кастам межсословные браки вполне допускались,
допускалась и индивидуальная мо¬бильность.
Простой человек мог стать рыцарем, купив
у правите¬ля специальное разрешение.
Купцы за деньги приобретали дворянские
титулы. В качестве пережитка подобная
практика час¬тично сохранилась и в современной
Англии.
Российское дворянство
Характерная черта сословий - наличие
социальных символов и знаков: титулов,
мундиров, орденов, званий. Классы и касты
не имели государствен¬ных отличительных
знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями,
норма¬ми и правилами поведения, ритуалом
обращения. В феодальном обществе государство
присваивало отличительные символы главному
сословию - дво¬рянству. В чем конкретно
это выражалось?
Титулы - установленные законом словесные
обозначения служебного и сословно-родового
положения их обладателей, кратко определявшие
право¬вой статус. В России в XIX в. существовали
такие титулы, как «генерал», «статский
советник», «камергер», «граф», «флигель-адъютант»,
«статс-сек¬ретарь», «превосходительство»
и «светлость».
Мундиры - официальная форменная одежда,
соответствовавшая титулам и визуально
выражавшая их.
Ордена - вещественные знаки отличия, почетные
награды, дополнявшие титулы и мундиры.
Орденское звание (кавалер ордена) представляло
собой частный случай мундира, а собственно
орденский знак - обычное дополнение любой
форменной одежды.
Стержнем системы титулов, орденов и мундиров
выступал чин - ранг каж¬дого государственного
служащего (военного, штатского или придворного).
До Петра I понятие «чин» обозначало любую
должность, почетное звание, общественное
положение человека. 24 января 1722 г. Петром
I в России была введена новая система
титулов, правовой основой которой послужила
«Табель о рангах». С тех пор «чин» получил
более узкое значение, относящее¬ся только
к государственной службе. Табель предусматривала
три основных рода службы: воинскую, штатскую
и придворную. Каждая делилась на 14 рангов,
или классов.
Государственная служба строилась на
принципе, согласно которому служа¬щий
должен был пройти всю иерархию снизу
вверх целиком, начиная с выслуги низшего
классного чина. В каждом классе надо было
прослужить известный минимум лет (в низших
3-4 года). Высших должностей было меньше,
чем низ¬ших. Класс обозначал ранг должности,
который получил название классного чина.
За его обладателем закрепилось наименование
«чиновник».
К государственной службе допускалось
лишь дворянство - поместное и служилое.
То и другое было потомственным: дворянское
звание передавалось жене, детям и дальним
потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие
за¬муж, приобретали сословный статус
мужа. Дворянский статус обычно оформлялся
в виде родословия, родового герба, портретов
предков, предания, титулов и орденов.
Так в сознании постепенно формировались
чувство пре¬емственности поколений,
гордость за свой род и желание сохранить
его доброе имя. В совокупности они составляли
понятие «дворянской чести», важной составляющей
которой являлось уважение и доверие окружающих
к незапят¬нанному имени. Общая численность
дворянского сословия и классных чинов¬ников
(с членами семей) равнялась в середине
XIX в. 1 млн.
Благородное происхождение потомственного
дворянина определялось за¬слугами его
рода перед Отечеством. Официальное признание
таких заслуг выражалось общим титулом
всех дворян - «ваше благородие». Частный
титул «дворянин» в быту не употреблялся.
Его заменой служил предикат «господин»,
который со временем стал относиться к
любому другому свобод¬ному сословию.
В Европе использовались иные замены:
«фон» при немецких фамилиях, «дон» при
испанских, «де» при французских. В России
данная формула трансформировалась в
указание имени, отчества и фамилии. Имен¬ная
трехчленная формула применялась только
в обращении к благородному сословию:
пользование полным именем являлось прерогативой
дворян, а по¬луимя считалось признаком
принадлежности к неблагородным сословиям.
В сословной иерархии России очень сложно
переплетались достигаемый и приписываемый
титулы. Наличие родословной указывало
на приписываемый статус, а ее отсутствие
на достигаемый. Во втором поколении достигаемый
(пожалованный) статус превращался в приписываемый
(наследованный).
Адаптировано по источнику: Шепелев Л.
Е. Титулы, мундиры, ордена.-М., 1991.
3. Классовая система
Принадлежность социальному слою в рабовладельческом,
кас¬товом и сословно-феодальном обществах
фиксировалась офици¬ально-правовыми
либо религиозными нормами. В дореволюци¬онной
России каждый человек знал, в каком сословии
он состоит. Людей что называется приписывали
к той или иной социальной страте.
В классовом обществе дело обстоит иначе.
Государство не за¬нимается вопросами
социального закрепления своих граждан.
Единственный контролер - общественное
мнение людей, которое ориентируется на
обычаи, сложившуюся практику, доходы,
образ жизни и стандарты поведения. Поэтому
точно и однозначно оп¬ределить число
классов в той или иной стране, число страт
или слоев, на которые они разбиваются,
принадлежность людей к стратам очень
сложно. Необходимы критерии, которые
выбира¬ются достаточно произвольно...
и т.д
Информация о работе Современные теории социальной стратификации