Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 15:47, доклад
Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Божко О.П.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» п. Тюльган Тюльганского района Оренбургской области
Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст.
Дети-инвалиды. В нашей школе их не много. Как правило, это дети с легкими формами заболеваний, родители которых по разным причинам не захотели обучать ребенка в специальной коррекционной школе. Такие дети обучаются у нас на дому по индивидуальным программам. Специалисты школы проводят индивидуальные консультации для родителей по проблемам обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями. Основной недостаток такого обучения – отсутствие общения ребенка со сверстниками, вызывающее трудности социализации. Поэтому школа старается помочь детям постепенно перейти на консультативное, а затем и на классное обучение, подбирая им индивидуальное расписание занятий.
Специфика специальной помощи, оказываемой детям с ограниченными возможностями в нашем образовательном учреждении, прежде всего, заключается в ее комплексности (психолого-педагогическая и медико-социальная). Ее оказывают тесно взаимодействующие педагоги-психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники. Специальная помощь имеет коррекционно-развивающую направленность. Все занятия проводятся индивидуально или в группах по программам, специально скорректированным для каждого ребенка с учетом его интеллектуальных и физических возможностей и рекомендаций врачей. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, художественно-эстетическому воспитанию, развитию физической культуры и спорта.
В этих целях в нашей школе открыт логопедический кабинет, в котором получают помощь более 60 детей в течение года, и кабинеты психологической разгрузки.
Социальный педагог нашего образовательного учреждения взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными лицами.
Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной), и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке.
Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальными службами и иными предприятиями и организациями, в которых необходимо представлять интересы своих воспитанников.
Содержание работы социального педагога включает следующие направления:
формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме;
содействие саморазвитию личности ребенка;
оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации учащихся и выпускников;
направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицита общения;
решение личных и социальных проблем учащихся;
выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;
организация правового просвещения педагогов, учащихся нашего образовательного учреждения, разъяснение их прав и обязанностей;
представление интересов учащихся от имени образовательного учреждения в органах милиции или в суде;
сотрудничество с администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных (коррекционных) учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы учащихся;
Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.
В нашем образовательном учреждении семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, оказывается следующая материальная помощь: обеспечение школьной формой, учебниками, рабочими тетрадями, устройство детей в лагеря в каникулярный период.
Анализ показал, что среди семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья самый большой процент составляют неполные материнские семьи. Мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются проблемы неполной семьи.
Психологическая напряженность в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата. Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения, и дети с ограниченными возможностями здоровья практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками.
Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.
Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости – работой с окружающими.
Очевидно, что должна проводиться кропотливая серьезная работа с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо:
направить их усилия по более оптимальному пути;
обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей;
вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования;
помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становится сама семья.
Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа в данном направлении, забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида.
Целью психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашем образовательном учреждении является создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившейся социальной инфраструктуры.