Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 14:53, статья
Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка. Это бывает в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития “особого” ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. В нашей школе 90% полных семей детей-инвалидов.
Социализация детей-инвалидов через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата
Дети – это чудо природы и работая с ними, мы приносим радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить в них ростки будущих побед, успехов и открытий.
Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка. Это бывает в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития “особого” ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. В нашей школе 90% полных семей детей-инвалидов.
Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется особый ребенок.
1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность,
страх, возникновение чувства собственной
неполноценности.
2-я фаза – “неадекватное” отношение к дефекту
ребенка, характеризующееся негативизмом
и отрицанием поставленного диагноза,
это является своеобразной защитной реакцией.
3-я фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”,
сопровождаемое чувством “хронической
печали”, депрессивное состояние, которое
является следствием постоянной зависимости
родителей от потребностей ребенка, отсутствием
у него положительных изменений в развитии.
4-я фаза – начало социально-психологической
адаптации всех членов семьи, вызванного
принятием дефекта, установлением адекватных
отношений со специалистами и следование
их рекомендациям.
Так, по мнению психологов, у матерей, имеющих детей
- инвалидов, наблюдаются следующие невротические
изменения:
- сензитивность – повышенная эмоциональная
чувствительность: всё близко принимать
к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
- аффективность – эмоциональная возбудимость
или неустойчивость настроения, главным
образом, в сторону его снижения;
- тревожность – склонность к беспокойству;
- противоречивость
личности – недостаточная внутренняя
согласованность чувств и желаний;
- доминантность – стремление играть значимую,
ведущую роль в отношениях с окружающими;
- эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения,
отсутствие гибкости суждений;
- гиперсоциальность – повышенная принципиальность,
утрированное чувство долга, трудность
компромиссов.
Семьи с такими детьми переживают страх, неуверенность, пессимистичные взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье имеющей ребенка-инвалида, необходимо специальная помощь специалистов, поддержка родных, близких и окружающих. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизирующий фактор. Если ребенок обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, детским коллективом в хотя бы небольшом размере.
Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям - инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Детишки черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия.
Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих отпрысков от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети – инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви - жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.