Социализация детей-инвалидов через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 14:53, статья

Краткое описание

Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка. Это бывает в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития “особого” ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. В нашей школе 90% полных семей детей-инвалидов.

Вложенные файлы: 1 файл

socializacija_detej_invalidov.doc

— 3.79 Мб (Скачать файл)

Социализация детей-инвалидов через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата

Дети – это чудо природы и работая с ними, мы приносим радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить в них ростки будущих побед, успехов и открытий.

Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка. Это бывает в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития “особого” ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. В нашей школе 90% полных семей детей-инвалидов.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется особый ребенок.

1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности. 
2-я фаза – “неадекватное” отношение к дефекту ребенка, характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, это является своеобразной защитной реакцией. 
3-я фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”, депрессивное состояние, которое является следствием постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, отсутствием у него положительных изменений в развитии. 
4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и следование их рекомендациям.

Так, по мнению психологов, у матерей, имеющих детей - инвалидов, наблюдаются следующие невротические изменения:   
- сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность: всё близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;   
- аффективность – эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом, в сторону его снижения;   
- тревожность – склонность к беспокойству;   
- противоречивость личности – недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний;   
- доминантность – стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;   
- эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;   
- гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов. 

Семьи с такими детьми переживают страх, неуверенность, пессимистичные взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье имеющей ребенка-инвалида, необходимо специальная помощь специалистов, поддержка родных, близких и окружающих. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизирующий фактор. Если ребенок обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, детским коллективом в хотя бы небольшом размере.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям - инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Детишки черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия.  

Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих отпрысков от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети – инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви - жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.


Информация о работе Социализация детей-инвалидов через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата