Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:29, реферат

Краткое описание

В данном реферате поставлена цель – показать процесс социализации личности, показать стадии становления личности. Отметить условия принимающие участие в социализации личности.
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности».
2. Исследовать периоды социализации личности и дать им характеристику.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Социализация личности …………………………………………………..2
2. Основные стадии социализации…………………………………………..6
2.1 Стадия индивидуализации………………………………………………..7
2.2 Стадия интеграции……………………………………………………......8
2.3 Трудовая стадия……………………………………………………. ........9
2.4 Послетрудовая стадия…..……………………………………………......9
Заключение…………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

правильный реферат.docx

— 27.77 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………………3

1. Социализация личности …………………………………………………..2

2. Основные стадии социализации…………………………………………..6

2.1 Стадия индивидуализации………………………………………………..7

2.2 Стадия интеграции……………………………………………………......8

2.3 Трудовая стадия……………………………………………………. ........9

2.4 Послетрудовая стадия…..……………………………………………......9

Заключение…………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………….11

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 Введение. 

 

 

     Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический  организм, т.е. он не наделен никакими личностными качествами и его  основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через  некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом каких-либо установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, поведением и ответственностью, а также с своим индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.     

В данном реферате поставлена цель – показать процесс социализации личности, показать стадии становления  личности. Отметить условия принимающие  участие в социализации личности.

Задачи:

1. Раскрыть содержание  понятия «Социализация личности».

2. Исследовать периоды  социализации личности и дать им характеристику. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

1.Социализация  личности. 

 

 

     Становление личности происходит в процессе её социализации. Социализация личности – процесс формирования личности в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального  опыта, то есть преобразование его в  собственные ценности и ориентации. Такое преобразование предполагает избирательное перенесение на собственную  систему поведения и отношение  тех норм и правил, которые приняты  в данном обществе или группе. Также  можно сказать, что процесс социализации личности осуществляется на основе передачи культурных завоеваний предшествующих поколений новым поколениям.  Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием». Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это – один аспект социализации. Второй аспект касается характеристики её как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего, что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.     

Роль – это социальная функция личности. Социальная роль – это нормативно одобренный образец  поведения, ожидаемый от каждого, занимающего  данное положение. Эти ожидания не зависят  от сознания и поведения конкретного  индивида, их субъектом является общество.       

Одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее стадиях и фазах. Раскроем этот вопрос.      

Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их можно  разделить на два вида: адаптации  и интериоризации (интернализации). Какие бы мы стадии социализации не рассматривали, нам придется анализировать эти фазы. Раскроем содержание каждой из фаз. 

Фаза адаптации.      

Адаптацию чаще всего характеризуют  как приспособление личности к окружающей социальной среде и её освоение. Смыслом этого освоения выступает  принятие личностью норм и ценностей  среды. Адаптация – это начальный  этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации  — освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Адаптация выступает как внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.  

Фаза интернализации (интериоризации).       

Интернализация – сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека. Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более продолжительной по времени своего осуществления, более длительной и фундаментальной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности. Важным фактором интериоризации является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности. 

 

2. Основные стадии  социализации. 

 

 

     Имеются разные мнения относительно границ социализации и количества стадий.  Относительно границ социализации есть две основных точки зрения. Одни полагают, что процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в стадию профессионально-трудовой деятельности.     

Говоря о стадиях социализации, нужно иметь в виду три главных  критерия: время физического и  социального созревания; особенности  доминирующих видов деятельности; основные социальные институты (или «агенты») социализации. В соответствии с этими  критериями выделяют следующие стадии социализации. 

1. Первичная стадия социализации, или стадия адаптации. Эту стадию  можно подразделить на три  этапа.

·  Младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на данном этапе – общение. Основными агентами социализации в этот период выступают семья и ближайшие родственники.

·  Детство (от 3 до 6 – 7 лет). Здесь основной формой деятельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Например, ребенок учится, «примеривает» себя на различные социальные роли – мамы, папы и т.д. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации – дошкольное образовательное учреждение. Таким образом количество социальных институтов постепенно возрастает. Переход от моноинституциональной к полиинститутциональной социализации бывает весьма трудным и мучительным для ребенка.

·  Подростковый возраст (от 6 – 7 до 13 – 14  лет). В период этого этапа происходит несколько значительных перемен, переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто продолжает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее особую печать на процесс социализации. 

Обобщим признаки этой стадии. Данный период объединяет в себе возраст  человека от момента рождения до нижних границ подросткового возраста. На данном этапе происходит усвоение социального  опыта некритически, адаптация, приспособление и подражание. 

 

2. 1 Стадия индивидуализации.      

Период, имеющий нижней границей подростковый возраст (13 – 14 лет) и характеризующийся  известной временной неопределенностью  верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других – в 23 – 25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и – чаще всего – начинается половая жизнь. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет решающее значение в процессе социализации. Необходимо отметить на данном этапе снижающееся значение семьи, сохраняющееся – учреждений образования и резко возрастающее – социальной микросреды, товарищеского окружения.      

Подчеркивая важность каждого  этапа  социализации из тех, что уже рассмотрены и будут  рассмотрены, нужно отметить особое значение данного этапа социализации. Он как бы подводит итог, завершает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологической и социальной зрелости, определенной стабильности.      

Зрелость – это самостоятельность  личности в решении основных вопросов жизни.  К критериям зрелости могут быть отнесены следующие возможности: самостоятельно зарабатывать, обеспечивать себя средствами к существованию; самостоятельно выбирать тот или иной путь в жизни, способ и характер профессиональной деятельности; жить и быть независимым от родителей или других родственников; самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.     

 

2.2 Стадия интеграции.       

Стадия, характеризующая  такой период жизни  человека, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция происходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то возможны следующие варианты: сохранение непохожести и проявление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

 

 

 

 2.3 Трудовая стадия.       

Эта стадия охватывает весь период зрелости человека (хотя демографические  границы «зрелого» возраста условны), его трудовой деятельности. Характеризуется  высокой активностью в профессиональной сфере, созданием семьи, в связи  с этим превращением личности из «объекта»  в «субъект» социализации. Происходит полное раскрытие личностного потенциала. Этому могут способствовать основные институты социализации – производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения.  

 

2.4  Послетрудовая стадия.      

Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство  социального опыта, в процесс  передачи его последующим поколениям. К этой стадии относится период, когда происходит осмысление пройденного  жизненного пути, его оценивание. Большое  значение в процессе социализации имеет  переключение человека на иные формы  деятельности, которые становятся для  него доминантными и приносят глубокую удовлетворенность.  В течение последней стадии социализации личности особую роль играют социальные институты, связанные с возможностью ее социальной защиты и оказания ей морально-психологической помощи. Нужно также отметить, что роль семьи становится все более значимой для человека, принимает значение как на первых стадиях социализации. 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Заключение.   

 

 

     По данному реферату можно  сделать вывод, что социализация представляет собой «превращение»  индивида в личность. Наиболее важным в социализации личности является период раннего возраста человека, т.е. детство  и ранняя молодость. Именно в этот период формируются основные личностные качества.     

В данном реферате показано, что социализация личности охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Социализация происходит в течение всей жизни человека, хотя существуют точки зрения, что социализация заканчивается со вступлением человека в  трудовую стадию. Абсолютно точно провести границы стадий, я думаю, что нельзя, так как этот период наступает у каждого человека в свое время.      

Поставленная мною цель была выполнена, было раскрыто понятие «социализация  личности» и отмечены периоды  социализации. 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Список литературы  

 

1.     Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

2.     Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.

3.     Чеховских М.И. Основы психологии: Учеб. пособие/ М.И.Чеховских. – Мн.: Новое знание, 2002. – 218 с. – (Серия «Социально-гуманитарное знание»).

 

 


Информация о работе Социализация личности