Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:52, реферат

Краткое описание

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Вложенные файлы: 1 файл

социализация личности.docx

— 24.19 Кб (Скачать файл)

Тема «Социализация личности»

 

 

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Социализация – процесс, а также результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Она может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

В вопросах социализации в социологии сложилось несколько концепций, направлений – К.Маркса, Д.Мида, Ч.Кули, Ж.Пиаже, З.Фрейда, Е.Бабосова и других.

Джордж Мид и Чарльз Кули выделяют три стадии социализации, как процесса освоения ролей:

– имитация – механическое освоение наблюдаемых действий;

– игра – переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли;

– групповое членство – освоение своей роли глазами группы.

Швейцарский ученый Ж.Пиаже различает четыре стадии когнитивного (умственного) развития личности:

– до двух лет – сенсомоторная. Стадия, когда ребенок видит вещь или чувствует ее (развитие ощущений и восприятия);

– 2-7 лет – передоперациональная. На этой стадии ребенок учится различать вещи и их символы;

– 7-11 лет – конкретно-операциональная – мысленное оперирование понятиями, развитие воображения;

– после 12 лет – формально-операциональная, когда происходит формирование абстрактных понятий (добра, зла, и т.д.).

Белорусский социолог Е.Бабосов весь процесс социализации личности разделяет на 6 этапов.

  1. Младенчество. Оно охватывает примерно первые два года жизни. Основным каналом здесь является общение, которое начинается с улыбки, ласковых слов и мимики мамы. Затем общение дополняется контактами с другими людьми, домашними животными, яркими игрушками, картинками. В результате этого дети вступают в доброжелательный социальный мир, который смягчает, даже нейтрализует возникшие естественные природные неудобства и неприятности.
  2. Детство. Возраст от 2 до 6 лет. В этот период ведущим каналом социализации является игра. Это эмоционально-образное воссоздание поведения взрослых, имитация, подражание им как бы через освоение роли матери, профессий врача, шофера, летчика, воина и т.п. Здесь ребенок через сказки, мультфильмы, детские песенки расширяет круг своего познания, обогащает воображение и фантазии. В итоге появляется активно-вопрошающее отношение к миру (пресловутые «почемучки»), так как накопление знаний отстает от потребностей в них маленького человечка.
  3. Третий этап социализации включает школьный, в том числе подростковый возраст и охватывает период с 6-7 до 13-14 лет. Этот этап характеризуется переходом от «возраста игр» к «возрасту учения» в школе, что является довольно серьезным, переломным событием для формирующейся личности. Заканчивается он другим, не менее переломным психофизиологическим явлением – половым созреванием. Характерной доминантой данного этапа становится «обучение и познание мира», которое осуществляется с помощью учителей, учебников, многими средствами культуры. Здесь художественная фантазия, воображение оттесняется на другой план формирующимся абстрактным мышлением. Потребность общения становится более избирательной, но более стабильной и воплощается в дружбе. Возникнув в школьные годы, она нередко сохраняется на всю жизнь.
  4. Четвертый этап социализации или дотрудовой, начинается еще в школьные годы, когда подростки превращаются в юношей и девушек. Заканчивается этот этап завершением учебы. В этот период происходит значительное изменение доминанты социализации «обучение и познание мира» в сторону ее конкретизации к своей личной деятельности, к выработке своей жизненной позиции. На основе уже личного опыта идет и формирование мировоззрения. Преимущественно с этого периода начинали свой старт, свое развитие выдающиеся личности, здесь берут свой «старт» профессионалы и умельцы.
  5. Пятый, трудовой этап социализации, в котором с 18-25 лет и до 60 личность развивает свои социальные качества в продуктивном труде. Характерной особенностью здесь является то, что на этом этапе личность в полной мере не только продолжает усваивать социальный опыт, но и активно воспроизводит его, обогащает новым содержанием, придает особое социальное значение именно этому периоду. На этом этапе в развитии личности очень важную роль приобретает специализация, как следствие разделения общественного труда. Она напрямую способствует росту профессионализма личности, что в свою очередь, благодатно сказывается на росте производительности труда.
  6. Послетрудовая деятельность является завершающим этапом социализации личности. Человек уходит на заслуженный отдых, получает пенсию. На этом этапе характер социализации приобретает ту особенность, что от активной деятельности отходят личности, ставшие «аккумуляторами» ценнейшего опыта, знаний и мудрости. О степени зрелости и качестве функционирующего общества вполне можно судить по отношению к использованию этого социального достояния.

Факторы социализации:

Как видно, социализация индивида, превращение его в личность является длительным, непрерывным и многоэтапным процессом. В течение этого процесса постоянно действуют факторы, способствующие социализации или тормозящие ее:

– природные (биологические) факторы, проявляющиеся в психобиологических особенностях организма индивида. Это наследственность в виде отличного или слабого здоровья, физическая конституция, особенности темперамента, состояние нервной системы, наличие или отсутствие способностей и др.;

– социальные условия. Это общественная среда, в которой происходит социализация, характеризующаяся: экономической базой, политическим устройством и режимом власти, наличием свобод и прав человека, культурной средой, природно-климатическими условиями и т.д.;

– индивидуальная история личности. Здесь весьма важно то, как складывается личная жизнь индивида, какую роль в его судьбе играют случайности, его персональные просчёты и ошибки, сделанные в жизненных ситуациях.

Институты (агенты) социализации личности

 

Социализация личности происходит в различных социальных группах. Такие группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей социальных норм и ценностей, называются институтами социализации. Наиболее значимые институты социализации – семья, школа и производственная группа (трудовой коллектив).

Семья – уникальный и незаменимый институт социализации. До поступления ребенка в школу семья – это главное социальное окружение, в котором закладываются отношения ребенка к себе, окружающим людям, различным видам деятельности.

Школа – универсальный (существует практически во всем мире), всеобщий (охватывает большинство детей и юношей) и долговременный (8-12 лет) институт социализации. Школа имеет свои особые функции. В частности, она дает последовательную систему знаний об окружающем мире, осуществляет воспитательное воздействие, расширяет круг общения ребенка, делает его независимым от родителей, дает возможность освоения новых социальных ролей.

Производственная группа/трудовой коллектив – институт социализации, позволяющий человеку приобретать новый социальный опыт, а также в не меньшей степени, транслировать результаты уже усвоенных знаний. Данная группа может способствовать (или препятствовать) профессиональной самореализации, влияя тем самым на ее личностный рост и развитие.


 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Фролов, С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1999. - 256 с.
  2. Социология: Учебник для вузов/ Под ред.проф.В.Н. Лавриненко, 2-е изд, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407 с.
  3. Социальная психология: Учеб.пособие для вузов / Под ред.проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 543 с.

Информация о работе Социализация личности