Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.
Объект: Молодежь
В первой главе описывается, что такое социализация. Основные определения социализации. Факторы, которые влияют на социализацию. Дается также классификация форм социализации, соотношение социализации и ювентинизации.
CoolReferat.com
Министерство образования Российской Федерации
Сибирский государственный технологический университет
Факультет: Гуманитарный
Кафедра: Социальная работа
Курсовая работа
Социализация молодежи в современной России
Рекида А.И.
группа 72-5.СибГТУ
Проверил:
Медведева Е.С.
Красноярск 2009г.
Тема курсовой работы: «Социализации молодежи в современной России».
Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.
Объект: Молодежь
В первой главе описывается, что такое социализация. Основные определения социализации. Факторы, которые влияют на социализацию. Дается также классификация форм социализации, соотношение социализации и ювентинизации.
Во второй главе представлены основные проблемы социализации молодежи в России. Здесь рассматривается процесс становления личности. Влияние экономических и социально-политических факторов, а также влияние молодежи на воспроизводство будущего российского общества.
Ключевые слова: социализация, молодежь, ювентизация, личность, общество.
Курсовая работа выполнена на 45 страницах текста, с использованием 31 источника литературы.
Содержание
Введение
Введение
Актуальность. Социализации молодежи в современной России, это очень актуальная тема на сегодняшний день. В наше время существует множество трудностей по устройству молодежи в жизни. Ведь государство уделяет совсем мало внимания подрастающему поколению.
Социализация представляется как процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Цель социализации, таким образом, видится в формировании социально активной личности, действия которой регулируется социальными нормами и общественными интересами. Таким образом, этот процесс «обеспечивает прочность, сохранения общества и передачу его культуры между поколениями»[30]. Это определение характеризует социализацию как позитивный процесс в развитии общества и каждого отдельного индивида.
Однако любому обществу присуща и негативная социализация, когда молодой человек выбирает криминальный путь или становится наркоманом. Например, в 2008 году было зарегистрировано 3,302 млн. преступлений, что на 420 тыс. преступлений больше чем в 2007 году. А сколько незарегистрированных преступлений. Многие потерпевшие не обращаются в органы МВД или просто сами же сотрудники не регистрируют преступления. Основную часть преступников составляют подростки 14-18 и молодые люди 18-30. Подростки совершают и тяжкие преступления. Процветают и преступные группировки, которые привлекают подростков тем, что в них подростки находят защиту и понимание, которых им не может обеспечить государство, семья, школа или вуз. Взрослые не поймут этих проблем.
Разработанность темы. Проблема социализации молодежи очень важна на сегодняшний день. От этого зависит будущее любого государства. Общие проблемы социализации, сущности и содержания этого процесса анализируется в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Андреенкова, С.С. Батенина, Л.П. Буевой, В.В. Москаленко, В.Г. Немировского, Б.Д. Парыгина и др.
Постановка проблем социализации молодежи в условиях НТП дана в работах И.С. Кона, О.И. Шкаратина и А. М. Коршунова, Ю.Н. Давыдова и И.Б. Роднянской, К.Г. Мяло, С.Н. Иконниковой, Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкина и др.
Стадии и этапы процесса социализации, их характеристики и критерии выделения рассматриваются в работах Л.А. Антипова, Г.И. Гилинского, А.Я. Кузнецовой, И.С. Кона и др. Институты социализации анализируются в работах Н.В. Андреенковой, В.Я. Титаренко т др.
До сих пор интересны и полезны, на наш взгляд, работы зарубежных ученых, в которых анализируются взаимоотношения между поколениями в современных условиях. Это монографии, авторами которых являются Т. Роззак, Х. Кройц[31]. Уникальным по своему энциклопедическому характеру является издание под редакцией Д. Гозлинга, которое охватывает около 30 проблем социализации.
Анализу процесса социализации в современном динамичном мире посвящена работа И. Таллмана, Р. Маротц-Бадена, П. Пиндаса. Но, несмотря на довольно хорошую разработанность, сегодня в наших гуманитарных науках проблемы социализации скорее намечены, чем глубоко проанализированы.
Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, а также определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.
Задачи первой главы :
- Дать определение социализации.
- Рассмотреть факторы, влияющие на социализацию.
- Дать классификацию форм социализации.
- Рассмотреть соотношение социализации и ювентизации
Задачи второй главы: Проанализировать процесс становления личности, его стадии. Показать влияние экономических и социально-политических факторов на социализацию молодежи. Определить роль социализации молодежи для будущего России.
Объект: Молодежь.
Социализация современной молодежи
Грядущие перемены российского общества потенциально содержатся не только в тенденциях, существующих в настоящее время в социальной, экономической и политической сферах, но и в ценностных ориентациях и менталитете молодых людей, которые через некоторое время составят значительную часть трудоспособного населения страны. Сейчас в России проживает более 30 миллионов человек в возрасте 15-29 лет - свыше 21% от общей численности населения. Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составляет приблизительно 34%, через несколько лет (к 2011 году) она увеличится и достигнет в среднем по стране 37% (в российских регионах её численность будет колебаться от 30 до 50%). Данный процесс может сопровождаться абсолютным сокращением численности российских трудовых ресурсов.
Именно молодежь в настоящее время большей частью поддерживает экономические реформы и является социальной базой для происходящей макроэкономической трансформации. Поддержка экономических преобразований молодыми людьми тесно увязана с их ожиданиями повышения уровня жизни, профессионального роста, достаточно высоким образовательным их уровнем, отсутствием у них стойких стереотипов в экономическом мышлении. Однако знания и установки молодых людей, которые они получают в процессе обучения в учебных заведениях и, связанные с ожиданиями работы в современных условиях на новейшей технике, не соответствуют реалиям российского производства.
Ситуация в области исследования молодежной проблематики свидетельствует о том, что целостного представления о российской молодежи еще не сложилось, и у исследователей нет четких ответов на ключевые вопросы: Сформировалось ли в России постперестроечное поколение? Отражает ли сегодняшняя молодежь дух перемен? Каков герой нашего времени? На кого ориентирована молодежь?
Ответы на эти вопросы можно получить, только проанализировав изменения, происходящие в молодежной среде. Для этого нам, прежде всего, необходимо определить, что же такое социализация, какие признаки для нее характерны и какие функции она выполняет.
Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям»[22]. Польский социолог академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей»[28]. «Социализация пишет И. С. Кон, - близка русскому слову воспитание», значение которого значительно шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества»[12]
В различных словарях социализация определяется как:
1) «процесс усвоения
индивидом на протяжении его
жизни социальных норм и
2) «как процесс усвоения
и дальнейшего развития
3) как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»[14].
4) как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности»[31].
5) Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе[24].
Социаль6ная активность – главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:
1.Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.
2. «Отношение» равенства. Включение в «группы равных», т.е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В разных культурах часто существуют особые церемонии при переходе человека из одной возрастной группы в другую.Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: «физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста.
3. Обучение в школе. Это формальный процесс - определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакция учителей на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. Отношения равенства тоже часто формируются в школе, и система школьной жизни усиливает их влияние.
4. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведения и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. Влияют на социализацию индивида.
5.Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации.
6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. Тоже играют свою роль в социализации.
С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. Социализация является и источником процесса индивидуализации и свободы. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать[4].
Это особенно важно учитывать
сейчас, когда изменения в экономическо
Классификацию форм социализации можно проводить многим основаниями, хотя охватить все заведомо, не удаться.
П. Бергер и Т. Лукман, главные представители этого направления, выделяют две основные формы социализации – первичную и вторичную. Решающее значение для судьбы и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников. При первичной социализации нет никаких проблем с идентификации, поскольку нет выбора значимых других. Родителей не выбирают. Так как у ребенка выбирает выбора значимых других, его идентификация, поскольку нет выбора других, его идентификация с ним оказывается квазиавтоматической. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единство существующий и единственно мыслимый. Именно по этому мир, итрернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации.
Другой вид социализации обеспечивают многочисленные социальные институты, в том числе школа и образование. «Вторичная социализация» представляет собой интернализацию институциональных, или институционально обоснованных подмиров… Вторичная социализация есть приобретение специфического - ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда»[8].
Иными словами, в процессе первичной социализации человек приобретает «базисный мир», и все последующие шаги образовательной или социализационной деятельности так или иначе должны согласовываться с конструктами этого мира.
Информация о работе Социализация молодежи в современной России