Социальная политика в вопросах социального менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:33, реферат

Краткое описание

В современных условиях процесс формирования управленческой культуры, управленческих знаний должен быть направлен на социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянного повышения качества жизни населения.
Такой стиль управления стал нормой в цивилизованных странах с рыночной экономикой, устоявшимися взаимоотношениями классов и социальных групп.

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ВОПРОСАХ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА.docx

— 19.96 Кб (Скачать файл)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ВОПРОСАХ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Л.А.АРТЕМОВА

В современных условиях процесс  формирования управленческой культуры, управленческих знаний должен быть направлен  на социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянного  повышения качества жизни населения.

Такой стиль управления стал нормой в цивилизованных странах  с рыночной экономикой, устоявшимися взаимоотношениями классов и  социальных групп.

В социальном управлении осознан  факт: высокое качество жизни населения - не только цель общественного развития, но и современный механизм получения  высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических  проблем. В сегодняшней управленческой практике задаются социальные приоритеты, разрабатываются социальные технологии (информационная, организационная, административная, нормативно-правовая).

Становление и развитие социального  менеджмента связано с тем, что  в современных условиях нарастают  тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как личности, его связей с обществом, оскудению его духовности и культуры. К их числу следует  отнести:

а) происходящие планетарные  изменения в природной среде (быстрое  сокращение биологического разнообразия, нарастание «парникового эффекта» и  грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

б) резко растущая социальная дифференциация, как между различными странами, так и внутри отдельных  стран, что в сочетании с борьбой  за ресурсы приводит к текущим  локальным конфликтам и несет  в себе высокую угрозу глобального  потрясения;

в) быстрый рост численности  населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;

г) расточительный режим  расходования невозобновимых природных ресурсов, неучет в деятельности современников интересов будущих поколений людей[2,с.6]

В результате возрастает противоречие между личностью и обществом - одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возможности  нарастающих социальных взрывов  и катастроф. Углубление этого противоречия ведет к деградации личности, укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является, в конечном счете причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов.

Причинами разбалансированности социального пространства является также:

- неразвитость экономических  структур, окружающих человека;

- нарушение социальных  приоритетов, неадекватность средств  социальной защиты;

- характер политической  организации общества, политического  режима, неспособного обеспечить  демократические методы решения общественных проблем;

- низкий духовный потенциал,  недостаточная управленческая культура  субъектов деятельности, что выключает  коллективный разум, науку из  нормального механизма функционирования  общества.

Поэтому очень велика в  современном мире степень незащищенности человека, как не занятого в общественно-полезном труде, так и трудящегося.

Вопросами социальной защиты, качества жизни человека занимается социальная политика.

Социальная - значит общественная. Следовательно, социальную политику следует  понимать как политику всего общества, основанную на общественных законах, законах  экономического и социального поведения  людей. В обществе нет строгого разграничения  на социальные и экономические вопросы  и действия. Любое экономическое  решение, например сокращение бюджетных  расходов, является одновременно и  социальным по своим последствиям, так как его реализация неизбежно  отразится на доходах населения  и уровне его социальной защищенности. Техническая политика является в  то же время и политикой социальной, поскольку обновление и замена основных фондов, внедрение новых технологических  процессов, в конечном счете, влияют на рынок труда и потребительский  рынок, а, следовательно, и на уровень  жизни населения.

В свою очередь, любое решение  из области социальной политики относится  к экономическим решениям. Так, при  высокой инфляции регулярные компенсационные  выплаты населению либо индексация фиксированных размеров выплат, не обеспеченные неифляционными источниками финансирования, непосредственно воздействуют на состояние государственных финансов, а значит, на макроэкономическую ситуацию и возможность проведения экономической политики той или иной направленности.

В свою очередь социальная защита работников предприятий предусматривает  разностороннее решение многообразных  проблем, возникающих в процессе трудовой

деятельности человека. Это  относится к соблюдению трудового  законодательства, социальному партнерству, содействию стабильной занятости в  условиях безопасности труда, недопущению  дискриминации работников по любым  признакам, созданию условий для  карьерного и профессионального  роста, развития личности.

Еще один важнейший аспект производственной деятельности человека - формирование и развитие на предприятиях социальной инфраструктуры, отражающей интересы работников, способствующей их производительному труду, ориентированной  на охрану здоровья и цивилизованную производственную и социокультурную среду. Работник значительную часть своей жизни проводит на производстве, а потому создание условий для поддержания его здоровья, отдыха, предоставления социальных услуг, отражают интересы и личностные, и производственные.

Следует признать, что какими бы важными для трудящегося человека ни были самые различные проблемы, очевидно, что главенствующую роль занимает проблема собственного рабочего места. В рыночной экономике, тем  более в период становления рыночных отношений, крайне сложным для человека становится найти и сохранить  рабочее место, позволяющее иметь  достойный заработок. К тому же работники  и их представители в лице профсоюзов, а также работодатели, уполномоченные органы контроля соблюдения трудового  законодательства, не владеют должными навыками цивилизованного отстаивания  соответствующих прав и законных интересов, что приводит к множеству  нарушений. В этих условиях в более  выигрышном положении работодатель: его решение приоритетное.

В такой ситуации нередки  случаи, когда работодатель, пренебрегая  нормами права, да и просто здравого смысла, общепринятых норм порядочности, ответственности, фактически становится хозяином не собственности на средства производства, а работников. Он может  наказать рублем (например, штрафовать рублем по своему усмотрению) или уволить. У работодателя есть не только организационные  и финансовые ресурсы, но и его  юристы, тогда как у работника  ничего этого нет. В такой ситуации работник вынужден терпеливо относиться к любым условиям труда и его  оплаты. Униженность наемного работника  стала обыденным явлением.

Предприятия, «сбрасывая социалку», не в состоянии в должной финансовой мере компенсировать своим работникам покупку путевок в указанные учреждения, а сами работники из-за низких зарплат не могут себе позволить эту «роскошь». Оставшиеся в ведении профсоюзов санатории и оздоровительные базы не выдерживают сравнения с коммерческими профильными учреждениями, которые недоступны большинству работников.

Предприятия резко утратили интерес к оказанию помощи семьям своих работников. Повсеместно закрылись  или закрываются, либо передаются в  муниципальное владение ведомственные  детсады, школы, оздоровительные детские  лагеря. Из-за всех этих перипетий тысячи детишек оказались предоставлены  воспитанию улицей. Как правило, объяснение находится только одно: экономические  трудности переходного периода. Но есть и другая не менее значимая причина: незнание или откровенное  игнорирование руководителями предприятий  действующего законодательства и неумение (нежелание) решать проблемы. Вместе с  тем действующее российское законодательство наделяет предприятия достаточно весомыми возможностями в рамках правового  поля решать различные проблемы социальной защиты работников. На основе этого  законодательства следует осуществлять рациональное планирование и реализацию целевых затрат.

Отказ от социальных объектов на предприятиях становится причиной значительной текучести кадров, повышенной заболеваемости работников, резкого  ухудшения условий для организации  отдыха в период трудовых отпусков работников, а также летнего отдыха и оздоровления их детей. В реальных условиях современной России, когда  в целом значительно ухудшилось качество и доступность социальных услуг населению, в этом вопросе  недопустимы решения властей  по обязательной передаче объектов социальной инфраструктуры предприятий в муниципальную  собственность. Такая передача разумна, если она принесет улучшение, а не ухудшение в социальном благополучии людей.

Целесообразно Правительству  РФ не декларировать передачу объектов социальной инфраструктуры предприятий  в муниципальную собственность, а принять иной документ, в котором  такая передача была бы рекомендована  при взаимосогласии предприятия и местных властей, а также на их усмотрение определен механизм сохранения, функционирования и развития социальных объектов в интересах работников предприятия и жителей города. Там, где предприятия в состоянии содержать социальные объекты, это надо приветствовать, а не провоцировать работодателя на отказ от таких объектов.

Содержание социальных объектов и их развитие должны быть подкреплены  устойчивым финансированием. В этом свете следует уточнить действующие  нормативно-правовые документы, а при  необходимости разработать и  принять новые, регламентирующие использование  различных

источников на соответствующие  цели. В настоящее время предприятия  финансовыми и проверяющими органами ориентируются на использование  для содержания и развития социальной инфраструктуры и социальных программ средств из прибыли предприятий, что вызывает значительное удорожание содержания социальных объектов и целевых  программ. Такой подход абсурден. Решение  проблем функционирования объектов социальной инфраструктуры на предприятиях и реализации социальных программ должно происходить путем использования  разных источников средств. Это должно быть уточнено в действующем федеральном  и региональном законодательстве, о  чем следует своевременно доводить до сведения руководителей и работников предприятий.

Развитие экономически перспективных  сфер труда нуждается в поддержке  органов власти путем реализации целевых программ, кредитной и  налоговой политики, организационной  и моральной поддержки инициатив, упреждении и пресечении посягательств  на имущественные и финансовые интересы юридических и физических лиц. Последнее  особо значимо: без принятия адекватных мер в этой сфере, цивилизованное, некриминагоенное развитие рынков товаров, услуг, труда будет сдерживаться.

Невозможно достигнуть должного решения проблем социальной защиты работников предприятий без проведения активной социальной политики, осуществляемой в рамках социальной политики России. Для улучшения дел в социально-трудовой сфере страны необходимо разработать  и принять на государственном  уровне Концепцию социальной политики в России, которая должна быть широко обсуждена, и на ее основе следует  разработать и принять Федеральный  закон «Об основах социальной политики в Российской Федерации». В данных документах должны получить отражение четкие определения сути, целей и задач социальной политики на федеральном, региональном, муниципальном и на уровне предприятий.

Литература:

1. Актуальные проблемы  развития бизнеса в реальном  секторе экономики (по результатам  социологического опроса руководителей  предприятий) // Общество и экономика.2004. № 11-12. с.90 - 126; Велетиминский И. Бизнес бежит в социализм // Российская газета. Т2004. 1 декабря.)

2. Афонин, Ю. А. Социальный менеджмент: Учебник/Жабин А.П., Панкратов А.С.-М.:Изд-во МГУ, 2004.-320с.

3. Волгин Н.А. Корпоративная  социальная политика, как ресурс  развития России.//Социология власти. 2003. №3. С.115


Информация о работе Социальная политика в вопросах социального менеджмента