Введение
Молодежь как особая социальная
группа традиционно рассматривается как
профессиональный, творческий и социально-демографический
потенциал общества. Поэтому помощь и
поддержка молодежи является приоритетной
задачей государственной молодежной политики в целом и органов и служб
социальной работы с молодежью в частности.
Особенно актуальной проблема
социальной поддержки молодежи становится
применительно к различным кризисным
жизненным ситуациям и обстоятельствам,
определяемым как трудные жизненные ситуации. Это связано с тем, что,
с одной стороны, экономические и социокультурные
изменения в обществе провоцируют возникновение
и расширение круга трудных жизненных
ситуаций, частоту их встречаемости и
все более глобальный характер их последствий.
С другой стороны, молодежь как группа,
имеющая переходный характер от детства
к взрослости, часто оказывается наиболее
уязвимой по отношению к различного рода
кризисным социальным и экономическим
явлениям.
В связи с этим все более приоритетный
характер приобретает социальная помощь и поддержка
молодежи, оказавшейся в трудной жизненной
ситуации, поиск эффективных технологий
психосоциальной работы. Существующие
трудности такой помощи и поддержки, прежде
всего, сводятся к двум основным моментам.
Во-первых, происходящее углубление и расширение кризисных
ситуаций приводит к множественности
групп лиц, в том числе и молодежи, которым
такая помощь необходима. Каждая такая
выделенная группа (например, правонарушители,
лица с наркотической и алкогольной зависимостью
и т.д.) характеризуется особым сочетанием
методов и техник социальной помощи и
поддержки. Это приводит к все более узкой
специализации социальных работников,
умеющих эффективно помогать определенной
группе лиц с тяжелой жизненной ситуацией,
и не представляющих себе работу с другой
такой группой.
Во-вторых, такая дефрагментация
техник и технологий является следствием
потери (или отсутствия) целостного взгляда
на проблему трудной жизненной ситуации
как психосоциального феномена.
§1. Особенности социальной
работы с молодежью, находящейся в трудной
жизненной ситуации.
В соответствии с Федеральным законом
№195 «Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации» от
10 декабря 1995 года, в России создана и действует
государственная система социальных служб,
направленная на оказание помощи различным
категориям населения, нуждающимся в поддержке.
В отношении молодежи, оказавшейся в трудной
жизненной ситуации, существует целый
ряд нормативных документов, прежде всего,
это Федеральный закон №120 «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
от 24 июня 1999 года, направленный на индивидуальную
профилактическую работу с подростками
и молодежью. Система социального обслуживания
молодежи в целом регламентирована Инструктивным
письмом Министерства образования РФ
от 30 сентября 2002 года №3 «О создании (функционировании)
учреждений социального обслуживания
молодежи органов по делам молодежи» и
примерным положением «Об учреждении
органов по делам молодежи», разработанным
в 2005 г. Департаментом государственной
молодежной политики воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России. Однако
сложность такой социально-демографической
группы как молодежь, заставляет искать
дальнейшие пути учета ее потребностей
и интересов, дифференциации спектра услуг
с целью улучшения положения молодежи
в нашей стране. Понятие «трудная жизненная
ситуация» прочно вошло в оборот специалистов,
работающих с населением. Так, в соответствие
с федеральным законом «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»
определены следующие группы детей, находящиеся
в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся
без попечения родителей; дети-инвалиды;
дети, имеющие недостатки в психическом
и (или) физическом развитии; дети - жертвы
вооруженных и межнациональных конфликтов,
экологических и техногенных катастроф,
стихийных бедствий; дети из семей беженцев
и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся
в экстремальных условиях; дети - жертвы
насилия; дети, отбывающие наказание в
виде лишения свободы в воспитательных
колониях; дети, находящиеся в специальных
учебно-воспитательных учреждениях; дети,
проживающие в малоимущих семьях; дети
с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность
которых объективно нарушена в результате
сложившихся обстоятельств и которые
не могут преодолеть данные обстоятельства
самостоятельно или с помощью семьи.
Аналогичного
юридического определения в отношении
молодых людей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, не существует, и правовой
статус молодых людей старше 18 лет определяется
на общих основаниях для граждан РФ, получающих
различные виды льготного обслуживания.
Исходя
из анализа существующей социальной практики
и тенденций социального развития в Российской
Федерации, под трудной жизненной ситуацией
молодых людей следует
понимать такую ситуацию, при которой
у молодого человека нарушен процесс нормальной
позитивной интеграции в полноценную
жизнь общества, и, прежде всего в жизнь
местных сообществ.
Данное
утверждение согласуется также и с мировой
практикой определения молодежи
в трудной жизненной ситуации и направления
усилий по преодолению данной ситуации
через интеграцию в жизнь местных сообществ:
«Поддерживая и стимулируя участие молодежи
в общественной жизни, местные и региональные
власти способствуют социальной интеграции
молодежи, помогая ей не только справиться
со своими проблемами и трудностями, но
и с вызовами современного общества, в
котором зачастую доминируют обезличенность
и индивидуализм».
В проекте
«Шаг навстречу» Стратегии государственной
молодежной политики выделяются
следующие приоритетные группы молодежи
в трудной жизненной ситуации:
1. Молодые
люди с инвалидностью;
2. Сироты
и выпускники интернатных учебных
заведений;
3. Молодые
люди, покидающие воспитательные
колонии и специальные учебно-воспитательные учреждения
(также несовершеннолетние, состоящие
на учете в МВД);
4. Молодые
люди, живущие с ВИЧ-инфекцией;
5. Молодые
люди мигранты, беженцы и вынужденные
переселенцы;
6. Молодые
люди, злоупотребляющие психоактивными
веществами;
7. Молодые
одинокие матери (молодые
одинокие родители).
Каждая
из названных групп предполагает наличие
общих оснований для успешного процесса
их интеграции в общество и наличие специфических
подходов повышающих эффективность данного
процесса. Необходимо принимать срочные
меры в отношении
молодежи, находящейся в трудных жизненных
ситуациях. В настоящее время эта категория
молодежи оказалась в социальной изоляции,
а ее количество имеет тенденцию к увеличению.
§2. Молодежная социальная
политика на современном этапе развития
общества
В современных
российских условиях уже существует ряд
определенных структур для обеспечения
социальной помощи и поддержки в отношении
молодежи в возрасте от 14 до 18 лет (то есть
до наступления совершеннолетия), в частности,
защита прав и интересов
лиц 14-18 лет, утративших по различным причинам
попечение со стороны родителей, возлагается
на органы опеки и попечительства, которые
обязаны подбирать для них формы устройства
(например, передача в семью или в государственные
учебно-воспитательные учреждения), то
есть обеспечивать их интеграцию в жизнь
общества. Однако, во-первых, существующие
структуры далеко не всегда оказывают
молодежи в возрасте 14-18 лет эффективную
помощь в преодолении трудной жизненной
ситуации; во-вторых, как отмечается в
специальных исследованиях, значительная
часть воспитанников (в том числе и учащихся
выпускных классов) государственных учебно-воспитательных
учреждений (интернатов и т.п., в том числе
и учреждений для детей-инвалидов) не готова
к самостоятельному решению большинства
жизненных ситуаций, а значит и к реализации
молодежных инициатив.
Так, например,
по данным Российского детского фонда,
в течение года после выхода из сиротских
интернатов треть выпускников становится
преступниками, пятая часть не имеет определенного
места жительства, каждый десятый совершает
самоубийство.
Данный
факт свидетельствует о недостаточном
развитии механизмов социального сопровождения
молодежи в трудной жизненной ситуации
после достижения ею 18 лет. Интеграция
в жизнь общества молодежи, оказавшейся
в трудной жизненной ситуации, если ее
осуществлять без подготовки, может нанести
ей глубокие психологические травмы и
еще больше увеличить пространство отчуждения.
Интеграционные
процессы обязательно должны быть связаны
с процессами развития личности молодого
человека, оказавшегося в трудной жизненной
ситуации. Необходимо осуществлять постепенную
интеграцию молодежи в трудной жизненной
ситуации в жизнь общества, в первую очередь,
формировать готовность молодежи интегрироваться
в общество и готовность местных сообществ
интегрировать молодежь в трудной жизненной
ситуации. В настоящее время молодежь испытывает
огромный дефицит в учреждениях и структурах,
способных содействовать им в преодолении
трудных жизненных ситуаций. В связи с
этим важно увеличение количества таких
организаций и структур, которые способны
оказывать ей мобильную социальную помощь
по интеграции в общество, чрезвычайно
важны консолидация усилий государственных
и общественных организаций, работающих
с молодежью в трудной жизненной ситуации,
и повышение качества их работы. Высокая
степень интегрированности молодежи в
трудной жизненной ситуации - жизненная
устойчивость. Ее могут характеризовать
следующие качественные характеристики
- повышение уровня образования, трудовая
занятость, семейное благополучие, - которые
придают устойчивость процессам интеграции
молодежи в трудной жизненной ситуации.
Они позволяют молодежи в трудной жизненной
ситуации реализовать потребность в создании
семьи; построить индивидуальную траекторию
образовательного, профессионального
и карьерного роста; принять деятельное
активное участие в социальном служении
и процессах самоуправления. Рассмотрим
приоритетные направления интеграции
разных групп молодежи, находящейся в
трудной жизненной ситуации:
1. Приоритетные направления интеграции
молодых инвалидов Стратегии государственной
молодежной политики РФ В настоящее время
российская молодежь в целом испытывает
большие трудности в социализации, интеграции
и самореализации. В отношении любого
молодого человека важно вести интеграционную
работу, касающуюся его межличностных
отношений, образования и профессиональной
деятельности. Однако особо внимание следует
уделить категориям молодежи, которые
имеют слишком низкие стартовые возможности
для вхождения в полноценную жизнь общества,
и которые без общественно-государственной
поддержки не смогут интегрироваться
в обществе.
2. Молодые люди, инфицированные ВИЧ. В
настоящее время недостаточное внимание
уделяется общим вопросам профилактики
СПИДа в группах молодежи ТЖС, в том числе
в том, что касается права людей на информацию
о путях передачи ВИЧ и способах лечения.
Опасность заражения ВИЧ существенно
возрастает в колонии или в других местах
содержания под стражей, где рано или поздно
оказывается весьма значительная часть
российских наркопотребителей, большая
часть которых - молодежь в возрасте до
30 лет.ЛЖВС, которые отваживаются открыто
заявить о своем ВИЧ-статусе, дискриминируются
в доступе к работе и государственным
социальным услугам и подвергаются стигматизации
и нарушениям. Не в последнюю очередь это
связано с распространенным заблуждением,
что ВИЧ передается при бытовом контакте.
Именно низкий уровень знаний основных
фактов о ВИЧ/СПИДе служит важным фактором
дискриминации и стигматизации ЛВС, о
широком распространении которых в России
свидетельствуют многочисленные источники.
По данным Российского научно-методического
центра по профилактике и борьбе со СПИДом
в Российской Федерации сегодня зарегистрировано
инфицированных вирусом иммунодефицита
более 30 тысяч человек, в том числе более
10 тысяч детей. Особенно стремительны
темпы распространения ВИЧ-инфекции среди
наркоманов: частота выявления ВИЧ-инфекции
составляет 73 на 1000 обследованных, при
этом в 90% случаев такой ВИЧ- инфицированный
является «внутривенным» наркоманом.
В последние годы в России начала формироваться
новая группа социального риска, которая
способствует возникновению инфекций,
преимущественно передаваемых половым
путём. Оперативный эпидемиологический
анализ показал, что с 2003г. впервые с начала
регистрации эпидемии, половой путь стал
ведущим среди причин заражения ВИЧ-инфекцией.
Группы «раннего риска» - это дети и подростки,
как 15 правило, рано начавшие половую жизнь,
употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся
проституцией. Последние в России в возрасте
11- 24 года составляют примерно 480 тысяч
человек. Молодые люди, злоупотребляющие
психоактивными веществами Показатель
наркотизации несовершеннолетних и молодежи
в Российской Федерации, в соотнесении
с темпами урбанизации, роста мобильности
трудовой жизни, глобализации стиля жизни,
интенсификации информационного обмена
и роста риска психологического стресса,
в целом не отличается от наркотизации
молодежи в экономически развитых странах
на аналогичной стадии их социально-экономического
развития, более того, по своим масштабам
- в России ниже. Значительно выше наркотизации
алкоголизация молодежи в России. Молодые
люди мигранты, беженцы и вынужденные
переселенцы Проблема адаптации данной
группы молодежи осложнена тем, что не
все представители этой группы являются
гражданами РФ и не всегда вправе рассчитывать
на социальные услуги, оказываемые молодым
людям гражданам РФ. В этой связи тем более
необходимо оказывать всемерное содействие
общественным организациям работающим
с данной группой. В настоящее время в
РФ обучается около 100 000 иностранных студентов,
в выпускных классах учебных заведений
также обучается много учащихся мигрировавших
в РФ. Эти молодые люди остро нуждаются
в интеграции в жизнь российского общества,
в культурной и социальной поддержке.
Необходимо формировать в молодежной
среде толерантное отношение, преодолевать
рецидивы ксенофобии, проявлять деятельную
заботу российской молодежи к свои сверстникам
из дальнего и ближнего зарубежья.
Молодые
люди - сироты и выпускники интернатных
учебных заведений Система государственных
учреждений для сирот
и лиц, оставшихся без попечения родителей,
способна охватить всю данную категорию,
нуждающихся в государственном попечении.
Эта система обеспечивает уход и присмотр,
обучение в учреждениях общего и профессионального
образования, воспитание. Вместе с тем,
сложившаяся система государственных
учреждений для сирот и лиц, оставшихся
без попечения родителей, не в состоянии
обеспечить должную подготовку воспитанников
к самостоятельной взрослой жизни, иначе
говоря, не в состоянии обеспечить необходимый
уровень их социализации. По данным Российского
детского фонда, в течение года после выхода
из сиротских интернатов треть выпускников
становится преступниками, пятая часть
не имеет определенного места жительства,
каждый десятый совершает самоубийство.
Данный факт свидетельствует о недостаточном
развитии механизмов социального сопровождения
молодежи в ТЖС после достижения совершеннолетия. При
оказании поддержки молодежи необходимо
опираться на потребности, которые существуют
у данной возрастной категории или социальной
группы. В противном случае возникает
ситуация, когда предложения учреждений,
работающих с молодежью, и потребности
молодежи не совпадают. В результате деятельность
учреждений оказывается неэффективной,
а молодежь, несмотря на предпринимаемые
государством и обществом меры, не будет
иметь возможности для интеграции, развития
и самореализации. Очень важно при оказании
помощи молодым людям в ТЖС понимать, что
именно является для них трудной жизненной
ситуацией, какие виды помощи они считают
наиболее значимыми и какую помощь готовы
принять. Ведь предпочтения молодых людей
значительно различаются по возрасту,
полу и статусу. В законе «Об основах социального
обслуживания населения в Российской
Федерации» трудная жизненная ситуация
определена как ситуация индивида, в которой
его жизнедеятельность объективно нарушена
и с которой он не может справиться самостоятельно.
Заключение
Переход к рыночной экономике вызвал
значительные изменения социального положения
различных групп населения, в том числе и таких, которые
традиционно считались носителями передовых
идей. Одно из главных мест в новых условиях
принадлежит молодежи. Выбранные, ею социальные
ориентиры во многом определят будущее
общества. Молодежь всегда требовала повышенного
внимания общества . Социальная работа с молодежью и в нашей
стране, и во многих других странах является
частью государственной молодежной политики. Государственная
молодежная политика в Российской Федерации
реализуется в трудных и сложных экономических
и социальных условиях. В существующей
общественно-политической системе государственное
направление реализации молодежной политики
является практически единственным. Политические
партии, как правило, не имеют четкой, разработанной,
оформленной молодежной политики, сводя
свою роль к провозглашению позиции, которые,
по их мнению, должны получать отражение
в государственных действиях по отношению
к молодежи и использованию молодежи в
качестве своего резерва для пополнения
партийных рядов. Таким образом, в современной
социально-политической системе роль
государства, его структур на федеральном
и региональном уровнях в реализации политики
по отношению к молодому поколению занимает
доминирующее положение. Государственная
молодежная политика в Российской Федерации
осуществляется в целях:
· обеспечения преемственности поколений,
стабильного развития общества и глобальной
конкурентоспособности страны через активную
социализацию молодежи: создания правовых,
социально-экономических, организационных
условий для выбора молодыми гражданами
своего жизненного пути, социального становления
и реализации ими конституционных прав
и обязанностей;
· содействия социальному, культурному,
духовному и физическому развитию молодежи;
· воспитания и образования молодежи;
· реализации общественно значимых инициатив,
общественно полезной деятельности молодежи,
молодежных и детских общественных объединений;
· использования инновационного потенциала
молодежи в интересах государственного
и общественного развития, в интересах
развития самой молодежи;
· создания условий для более активного
созидательного включения молодежи в
социально-экономическую, политическую
и культурную жизнь общества;
· недопущения дискриминации по возрасту,
защиты прав и законных интересов молодых
людей. Государственная молодежная политика
в современных условиях должна рассматривать
исключительно, как механизм управления
процессами социализации молодежи в интересах
самого государства, его поступательного
и непрерывного развития.
Список литературы:
- Социальная политика: учебник
/ под ред. Н.А. Волгина. – М., 2002 г.
- Федеральная целевая программа
«Молодежь России (2001–2005 годы)».
- Бестужев-Лада, И.В. Социальные проблемы молодежи /И.В. Бестужев-Лада. – М., 1982 г.
- Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: учеб. для студентов вузов С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2008 г.
- Государственная молодежная
политика в Российской Федерации: Законодательство
Российской Федерации и ведомственные
нормативные акты.