Социальная политика для молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Особенно актуальной проблема социальной поддержки молодежи становится применительно к различным кризисным жизненным ситуациям и обстоятельствам, определяемым как трудные жизненные ситуации. Это связано с тем, что, с одной стороны, экономические и социокультурные изменения в обществе провоцируют возникновение и расширение круга трудных жизненных ситуаций, частоту их встречаемости и все более глобальный характер их последствий. С другой стороны, молодежь как группа, имеющая переходный характер от детства к взрослости, часто оказывается наиболее уязвимой по отношению к различного рода кризисным социальным и экономическим явлениям.

Вложенные файлы: 1 файл

контра по методам.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Молодежь как особая социальная группа традиционно рассматривается как профессиональный, творческий и социально-демографический потенциал общества. Поэтому помощь и поддержка молодежи является приоритетной задачей государственной молодежной политики в целом и органов и служб социальной работы с молодежью в частности.

Особенно актуальной проблема социальной поддержки молодежи становится применительно к различным кризисным жизненным ситуациям и обстоятельствам, определяемым как трудные жизненные ситуации. Это связано с тем, что, с одной стороны, экономические и социокультурные изменения в обществе провоцируют возникновение и расширение круга трудных жизненных ситуаций, частоту их встречаемости и все более глобальный характер их последствий. С другой стороны, молодежь как группа, имеющая переходный характер от детства к взрослости, часто оказывается наиболее уязвимой по отношению к различного рода кризисным социальным и экономическим явлениям.

В связи с этим все более приоритетный характер приобретает социальная помощь и поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, поиск эффективных технологий психосоциальной работы. Существующие трудности такой помощи и поддержки, прежде всего, сводятся к двум основным моментам.

Во-первых, происходящее углубление и расширение кризисных ситуаций приводит к множественности групп лиц, в том числе и молодежи, которым такая помощь необходима. Каждая такая выделенная группа (например, правонарушители, лица с наркотической и алкогольной зависимостью и т.д.) характеризуется особым сочетанием методов и техник социальной помощи и поддержки. Это приводит к все более узкой специализации социальных работников, умеющих эффективно помогать определенной группе лиц с тяжелой жизненной ситуацией, и не представляющих себе работу с другой такой группой.  

Во-вторых, такая дефрагментация техник и технологий является следствием потери (или отсутствия) целостного взгляда на проблему трудной жизненной ситуации как психосоциального феномена.

§1. Особенности социальной работы с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации.             В соответствии с Федеральным законом №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года, в России создана и действует государственная система социальных служб, направленная на оказание помощи различным категориям населения, нуждающимся в поддержке. В отношении молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, существует целый ряд нормативных документов, прежде всего, это Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года, направленный на индивидуальную профилактическую работу с подростками и молодежью. Система социального обслуживания молодежи в целом регламентирована Инструктивным письмом Министерства образования РФ от 30 сентября 2002 года №3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» и примерным положением «Об учреждении органов по делам молодежи», разработанным в 2005 г. Департаментом государственной молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России. Однако сложность такой социально-демографической группы как молодежь, заставляет искать дальнейшие пути учета ее потребностей и интересов, дифференциации спектра услуг с целью улучшения положения молодежи в нашей стране.  Понятие «трудная жизненная ситуация» прочно вошло в оборот специалистов, работающих с населением. Так, в соответствие с федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены следующие группы детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Аналогичного юридического определения в отношении молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не существует, и правовой статус молодых людей старше 18 лет определяется на общих основаниях для граждан РФ, получающих различные виды льготного обслуживания.

Исходя из анализа существующей социальной практики и тенденций социального развития в Российской Федерации, под трудной жизненной ситуацией молодых людей следует понимать такую ситуацию, при которой у молодого человека нарушен процесс нормальной позитивной интеграции в полноценную жизнь общества, и, прежде всего в жизнь местных сообществ.

Данное утверждение согласуется также и с мировой практикой определения молодежи в трудной жизненной ситуации и направления усилий по преодолению данной ситуации через интеграцию в жизнь местных сообществ: «Поддерживая и стимулируя участие молодежи в общественной жизни, местные и региональные власти способствуют социальной интеграции молодежи, помогая ей не только справиться со своими проблемами и трудностями, но и с вызовами современного общества, в котором зачастую доминируют обезличенность и индивидуализм».

В проекте «Шаг навстречу» Стратегии государственной молодежной политики выделяются следующие приоритетные группы молодежи в трудной жизненной ситуации:

1. Молодые  люди с инвалидностью;

2. Сироты  и выпускники интернатных учебных  заведений;

3. Молодые  люди, покидающие воспитательные  колонии и специальные учебно-воспитательные учреждения (также несовершеннолетние, состоящие на учете в МВД);

4. Молодые  люди, живущие с ВИЧ-инфекцией;

5. Молодые  люди мигранты, беженцы и вынужденные  переселенцы;

6. Молодые  люди, злоупотребляющие психоактивными  веществами;

7. Молодые  одинокие матери (молодые одинокие родители).

Каждая из названных групп предполагает наличие общих оснований для успешного процесса их интеграции в общество и наличие специфических подходов повышающих эффективность данного процесса. Необходимо принимать срочные меры в отношении молодежи, находящейся в трудных жизненных ситуациях. В настоящее время эта категория молодежи оказалась в социальной изоляции, а ее количество имеет тенденцию к увеличению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Молодежная социальная политика на современном этапе развития общества

В современных российских условиях уже существует ряд определенных структур для обеспечения социальной помощи и поддержки в отношении молодежи в возрасте от 14 до 18 лет (то есть до наступления совершеннолетия), в частности, защита прав и интересов лиц 14-18 лет, утративших по различным причинам попечение со стороны родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которые обязаны подбирать для них формы устройства (например, передача в семью или в государственные учебно-воспитательные учреждения), то есть обеспечивать их интеграцию в жизнь общества. Однако, во-первых, существующие структуры далеко не всегда оказывают молодежи в возрасте 14-18 лет эффективную помощь в преодолении трудной жизненной ситуации; во-вторых, как отмечается в специальных исследованиях, значительная часть воспитанников (в том числе и учащихся выпускных классов) государственных учебно-воспитательных учреждений (интернатов и т.п., в том числе и учреждений для детей-инвалидов) не готова к самостоятельному решению большинства жизненных ситуаций, а значит и к реализации молодежных инициатив.

Так, например, по данным Российского детского фонда, в течение года после выхода из сиротских интернатов треть выпускников становится преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство.

Данный факт свидетельствует о недостаточном развитии механизмов социального сопровождения молодежи в трудной жизненной ситуации после достижения ею 18 лет. Интеграция в жизнь общества молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, если ее осуществлять без подготовки, может нанести ей глубокие психологические травмы и еще больше увеличить пространство отчуждения.

Интеграционные процессы обязательно должны быть связаны с процессами развития личности молодого человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Необходимо осуществлять постепенную интеграцию молодежи в трудной жизненной ситуации в жизнь общества, в первую очередь, формировать готовность молодежи интегрироваться в общество и готовность местных сообществ интегрировать молодежь в трудной жизненной ситуации.          В настоящее время молодежь испытывает огромный дефицит в учреждениях и структурах, способных содействовать им в преодолении трудных жизненных ситуаций. В связи с этим важно увеличение количества таких организаций и структур, которые способны оказывать ей мобильную социальную помощь по интеграции в общество, чрезвычайно важны консолидация усилий государственных и общественных организаций, работающих с молодежью в трудной жизненной ситуации, и повышение качества их работы. Высокая степень интегрированности молодежи в трудной жизненной ситуации - жизненная устойчивость. Ее могут характеризовать следующие качественные характеристики - повышение уровня образования, трудовая занятость, семейное благополучие, - которые придают устойчивость процессам интеграции молодежи в трудной жизненной ситуации. Они позволяют молодежи в трудной жизненной ситуации реализовать потребность в создании семьи; построить индивидуальную траекторию образовательного, профессионального и карьерного роста; принять деятельное активное участие в социальном служении и процессах самоуправления.      Рассмотрим приоритетные направления интеграции разных групп молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации:  
1. Приоритетные направления интеграции молодых инвалидов Стратегии государственной молодежной политики РФ В настоящее время российская молодежь в целом испытывает большие трудности в социализации, интеграции и самореализации. В отношении любого молодого человека важно вести интеграционную работу, касающуюся его межличностных отношений, образования и профессиональной деятельности. Однако особо внимание следует уделить категориям молодежи, которые имеют слишком низкие стартовые возможности для вхождения в полноценную жизнь общества, и которые без общественно-государственной поддержки не смогут интегрироваться в обществе.                                                                                          2. Молодые люди, инфицированные ВИЧ. В настоящее время недостаточное внимание уделяется общим вопросам профилактики СПИДа в группах молодежи ТЖС, в том числе в том, что касается права людей на информацию о путях передачи ВИЧ и способах лечения. Опасность заражения ВИЧ существенно возрастает в колонии или в других местах содержания под стражей, где рано или поздно оказывается весьма значительная часть российских наркопотребителей, большая часть которых - молодежь в возрасте до 30 лет.ЛЖВС, которые отваживаются открыто заявить о своем ВИЧ-статусе, дискриминируются в доступе к работе и государственным социальным услугам и подвергаются стигматизации и нарушениям. Не в последнюю очередь это связано с распространенным заблуждением, что ВИЧ передается при бытовом контакте. Именно низкий уровень знаний основных фактов о ВИЧ/СПИДе служит важным фактором дискриминации и стигматизации ЛВС, о широком распространении которых в России свидетельствуют многочисленные источники. По данным Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом в Российской Федерации сегодня зарегистрировано инфицированных вирусом иммунодефицита более 30 тысяч человек, в том числе более 10 тысяч детей. Особенно стремительны темпы распространения ВИЧ-инфекции среди наркоманов: частота выявления ВИЧ-инфекции составляет 73 на 1000 обследованных, при этом в 90% случаев такой ВИЧ- инфицированный является «внутривенным» наркоманом. В последние годы в России начала формироваться новая группа социального риска, которая способствует возникновению инфекций, преимущественно передаваемых половым путём. Оперативный эпидемиологический анализ показал, что с 2003г. впервые с начала регистрации эпидемии, половой путь стал ведущим среди причин заражения ВИЧ-инфекцией. Группы «раннего риска» - это дети и подростки, как 15 правило, рано начавшие половую жизнь, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Последние в России в возрасте 11- 24 года составляют примерно 480 тысяч человек.    Молодые люди, злоупотребляющие психоактивными веществами Показатель наркотизации несовершеннолетних и молодежи в Российской Федерации, в соотнесении с темпами урбанизации, роста мобильности трудовой жизни, глобализации стиля жизни, интенсификации информационного обмена и роста риска психологического стресса, в целом не отличается от наркотизации молодежи в экономически развитых странах на аналогичной стадии их социально-экономического развития, более того, по своим масштабам - в России ниже. Значительно выше наркотизации алкоголизация молодежи в России.        Молодые люди мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы Проблема адаптации данной группы молодежи осложнена тем, что не все представители этой группы являются гражданами РФ и не всегда вправе рассчитывать на социальные услуги, оказываемые молодым людям гражданам РФ. В этой связи тем более необходимо оказывать всемерное содействие общественным организациям работающим с данной группой. В настоящее время в РФ обучается около 100 000 иностранных студентов, в выпускных классах учебных заведений также обучается много учащихся мигрировавших в РФ. Эти молодые люди остро нуждаются в интеграции в жизнь российского общества, в культурной и социальной поддержке. Необходимо формировать в молодежной среде толерантное отношение, преодолевать рецидивы ксенофобии, проявлять деятельную заботу российской молодежи к свои сверстникам из дальнего и ближнего зарубежья.

Молодые люди - сироты и выпускники интернатных учебных заведений Система государственных учреждений для сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, способна охватить всю данную категорию, нуждающихся в государственном попечении. Эта система обеспечивает уход и присмотр, обучение в учреждениях общего и профессионального образования, воспитание. Вместе с тем, сложившаяся система государственных учреждений для сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не в состоянии обеспечить должную подготовку воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, иначе говоря, не в состоянии обеспечить необходимый уровень их социализации.     По данным Российского детского фонда, в течение года после выхода из сиротских интернатов треть выпускников становится преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство. Данный факт свидетельствует о недостаточном развитии механизмов социального сопровождения молодежи в ТЖС после достижения совершеннолетия.         При оказании поддержки молодежи необходимо опираться на потребности, которые существуют у данной возрастной категории или социальной группы. В противном случае возникает ситуация, когда предложения учреждений, работающих с молодежью, и потребности молодежи не совпадают. В результате деятельность учреждений оказывается неэффективной, а молодежь, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, не будет иметь возможности для интеграции, развития и самореализации. Очень важно при оказании помощи молодым людям в ТЖС понимать, что именно является для них трудной жизненной ситуацией, какие виды помощи они считают наиболее значимыми и какую помощь готовы принять. Ведь предпочтения молодых людей значительно различаются по возрасту, полу и статусу. В законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трудная жизненная ситуация определена как ситуация индивида, в которой его жизнедеятельность объективно нарушена и с которой он не может справиться самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные, ею социальные ориентиры во многом определят будущее общества. Молодежь всегда требовала повышенного внимания общества .   Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики.   Государственная молодежная политика в Российской Федерации реализуется в трудных и сложных экономических и социальных условиях. В существующей общественно-политической системе государственное направление реализации молодежной политики является практически единственным. Политические партии, как правило, не имеют четкой, разработанной, оформленной молодежной политики, сводя свою роль к провозглашению позиции, которые, по их мнению, должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи и использованию молодежи в качестве своего резерва для пополнения партийных рядов.          Таким образом, в современной социально-политической системе роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях в реализации политики по отношению к молодому поколению занимает доминирующее положение.        Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

· обеспечения преемственности поколений, стабильного развития общества и глобальной конкурентоспособности страны через активную социализацию молодежи: создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;

· содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

· воспитания и образования молодежи;

· реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

· использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

· создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

· недопущения дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.       Государственная молодежная политика в современных условиях должна рассматривать исключительно, как механизм управления процессами социализации молодежи в интересах самого государства, его поступательного и непрерывного развития.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Социальная политика: учебник / под ред. Н.А. Волгина. – М., 2002 г.
  2. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001–2005 годы)».
  3. Бестужев-Лада, И.В. Социальные проблемы молодежи /И.В. Бестужев-Лада. – М., 1982 г.
  4. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: учеб. для студентов вузов С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2008 г.
  5. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты.

 


 



Информация о работе Социальная политика для молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации