Социальная политика социального государства: основные цели и способы их реализации (на примере развитых стран)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Регулирование социальной дифференциации – одна из сложнейших проблем социального управления в современном обществе. Конечно, нет ничего плохого в опережающем росте доходов отдельных слоев общества, но экономические преобразования должны стать выгодны всем социальным субъектам, содержать в себе реализацию общих интересов. Наличие хорошо продуманной социальной политики государства позволяет избежать многих социальных проблем, вызванных экономическими реформами в стране.
Поэтому можно так обозначить главную задачу социального государства – обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан. Его предназначение – строить свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество, а также создать условия для воспроизводства отвечающей новым требованиям рабочей силы, способной обеспечить необходимую материальную базу страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Основные цели социальной политики………………………………………...4
2. Направления социальной политики…………………………………………...6
3. Классификация моделей социальной политики стран Западной Европы….8
3.1. Германия…………………………………………………………….12
3.2. Швеция………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………….………………………19
Список использованной литературы…………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная политика социального государства.docx

— 78.63 Кб (Скачать файл)

   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ


   ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   «Академия труда и социальных  отношений»


Заочный факультет

Кафедра  профсоюзного движения

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы социального государства»

на тему:

«Социальная политика социального государства: основные цели и способы их реализации (на примере развитых стран)»

 

 

Работу выполнил: студент Вавринчук Р.М.__

Группа:     зс-с12-1_______________________

Проверил: доц. Зенков Р.В.______________

Оценка:_________________________________

Допуск к экзамену:_______________________

Подпись преподавателя:__________________

Дата проверки:__________________________


 

 

Москва – 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….......3

1. Основные цели социальной политики………………………………………...4

2. Направления социальной политики…………………………………………...6

3. Классификация моделей социальной политики стран Западной Европы….8

3.1. Германия…………………………………………………………….12

3.2. Швеция………………………………………………………………15

Заключение……………………………………………….………………………19

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любое реформирование, будь оно экономическим, политическим или социальным преобразованием, должно завершиться улучшением благосостояния людей, поскольку изначально санкционирует ими исходя из надежд на будущее. Как известно, на уровне государства решаются судьбы миллионов пенсионеров, инвалидов и всех других групп населения, чьи доходы зависят от размера пенсий, пособий и стипендий.

Проблемы социальных отношений, разработки социальной политики и механизмов ее реализации являются предметом изучения экономической науки в течение достаточно длительного времени. Они исследуются преимущественно в контексте анализа общих, фундаментальных вопросов совершенствования механизма хозяйствования, всей системы управления экономикой.

В настоящее время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и преобразований он особенно актуален…

 

 

    1. Основные цели социальной политики

Социальная политика направлена на социальное выравнивание, уменьшение социальных разрывов в доходах и доступности социальных благ. Основное содержание социальной деятельности государства заключается в целенаправленном перераспределении доходов, главным образом через налогообложение и систему социальных трансфертов, и обеспечении социальных услуг. Социальная защита, гарантированная государством, характеризуется всеобщностью и вседоступностью. Принцип универсальности предполагает право всех граждан на пользование благами общенациональной системы социальных услуг и социальной защиты.

Основными задачами социальной политики являются:

1.Увеличение оплаты труда  занятых в государственном секторе (социальной сфере, управлении, армии и т.д.);

2.Увеличение на основе  стимулировании деловой активности  отечественных товаропроизводителей  заработной платы, особенно сельского  хозяйства;

3.Постепенная легализация  деятельности теневой экономики  и перераспределение части доходов  занятых в ней лиц в пользу  широких слоев населения страны.

4.Улучшение условий жизни  пенсионеров, прежде всего за  счет повышения минимальных пенсий;

5.Увеличения льгот лицам, имеющим детей до трудоспособного  возраста, особенного многодетным  семьям;

6.Реформа налоговой системы  с целью перераспределения налогового  бремени с низкодоходных на  высокодоходные группы;

7.Сохранение бесплатного  или льготного обслуживания широких  слоев населения учреждениями  социально-бытового назначения.

Выполнение поставленных задач позволит создать в России систему распределительных отношений, соответствующих требованиям социально-ориентированной экономики. Государству необходимо создать условия для достаточного удовлетворения наиболее значимых потребностей всего населения. В первую очередь, это содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. В социально ориентированной экономике государство должно с помощью налогов перераспределять личные доходы граждан – от самых богатых к необеспеченным и малообеспеченным жителям страны. Благодаря такому перераспределению государство дает средства к существованию тем, кого рыночная экономика бросает на произвол судьбы (инвалиды, многодетные семьи, бездомные и др.).

Так же в социально ориентированной экономике возникает социальная опора гражданского общества на так называемый средний класс (по уровню получаемых доходов). Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса: а) богатый класс – 10 – 15% , б) средний класс – 70 – 80% и в) бедный класс – 15 – 20%. В этом случае обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества. Следует согласиться с утверждением, что «средний класс играет в обществе особую роль. Образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому организм сохраняет равновесие и устойчивость. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество не стабильно». В странах с развитой экономикой достаточно весомую часть среднего класса составляют работники таких сфер как образование, наука, медицина, юриспруденция и т.п. В России уровень дохода и потребления этой группы населения не соответствует представлениям о достойном существовании и социальной справедливости. Именно поэтому, одной из главных задач ставиться повышение заработной платы работников, занятых в вышеперечисленных отраслях.

 

 

 

    1. Направления социальной политики

Социальная политика государства в социально ориентированной рыночной экономике призвана частично смягчать социальную напряженность, неизбежную при радикальных хозяйственных переменах, тем самым способствовать проведению либеральных реформ экономических и политических структур.

Деятельность государства по обеспечению относительной социальной справедливости проводится в следующих направлениях:

- помощь обездоленным, беднейшим  и неспособным материально себя  обеспечивать людям и борьба  с бедностью как с острейшей  социальной проблемой.

- материальная поддержка  временно безработных граждан  и оказание им содействия в  устройстве на работу, в повышении  их профессионального уровня  и переквалификации, обеспечение  по возможности полной занятости  трудоспособного населения.

- выплата пособий на  детей, оплата отпусков по беременности  и родам и больничных листов.

- создание целостной системы  социальной защиты всех граждан  на основе более справедливого  распределения национального дохода.

-организация медицинского  страхования граждан и финансирование  всеобщего бесплатного здравоохранения.

- содержание системы бесплатного  начального и среднего образования  и предоставление льгот при  получении профессионального и  высшего образования.

- создание государственной  системы пенсионного обеспечения  в сочетании с деятельностью  частных пенсионных фондов.

- решение социальных проблем  в жилищно-коммунальной сфере.

- гарантирование государством  сбережений населения в частных  банках, пенсионных фондах и страховых  компаниях.

При реализации тех или иных направлений социальной политики государство сталкивается со многими проблемами. При становлении рыночной экономики в нашей стране преодолеваются серьезные противоречия, связанные с бесплатностью распределения некоторых благ и услуг из общественных фондов потребления. Наряду с бесспорными достижениями такое распределение дает и отрицательные побочные последствия. Унифицированный набор бесплатных благ в определенной степени лишает человека свободного выбора, а все общество – многообразия. Уровень потребления благ не зависит от индивидуальных и коллективных результатов труда. Человек лишен возможности влиять на качество обслуживания в медицинских и других учреждениях.

В этой связи, формирование качественно новой модели социальной политики государства представляется одной из ключевых задач экономической и политической стабилизации. Социальная политика призвана минимизировать социальные издержки глубоких экономических реформ, облегчить адаптацию населения к рыночным условиям, обеспечить ему возможности для нормального существования и развития.

В России отставание в развитии социальной сферы, недооценка всего комплекса социальных проблем, низкая эффективность социальной политики негативно сказались как на материальном положении населения, политической стабильности, так и на процессе экономических преобразований. В ходе выполнения задачи по созданию качественно новой модели социальной политики нужно обратить внимание на уже имеющийся мировой опыт в решении социальных проблем в странах с различным состоянием рыночной экономики и различным уровнем жизни населения. Необходимо проанализировать успехи и проблемы при реализации тех или иных задач социальной политики в государствах с развитой рыночной экономикой.

 

3. Классификация моделей социальной политики стран Западной Европы

В экономически развитых государствах общественный строй состоит из трех структурообразующих компонентов: политической демократии, регулируемой рыночной экономики и государственной системы социальной защиты населения, сводящейся по существу к обеспечению минимального уровня доходов и социальных услуг.

В Западной Европе сформировался Европейский союз, в который одними из первых вошли высокоразвитые страны. Одной из отличительных черт Евросоюза является единая социальная политика, разрабатываемая на межнациональном уровне. Единая европейская социальная политика концентрируется, в основном, на решении вопросов, связанных с системой здравоохранения, обеспечении равенства мужчин и женщин на рынке труда и нетрудоспособностью. Одним из первых основополагающих документов была Социальная хартия ЕЭС1, принятая в 1961 году в Турине, в которой закреплены основные права человека в экономической и социальной областях: право на труд, право на справедливые условия труда, право на достойный заработок и др.

Те или иные аспекты европейской социальной политики разрабатывались на протяжении всего существования Европейского экономического союза и закреплялись в основополагающих документах.

На сегодняшний день социальная политика Евросоюза включает в себя множество направлений и существует в рамках обновленной Лиссабонской стратегии. Одно из ее направлений – занятость. На первое место ставятся конкретные меры, которые следует предпринять национальным правительствам, для того чтобы стимулировать занятость. Следующее направление – это социальная опека. Системы социального обеспечения в странах–членах Евросоюза достигли высокого уровня развития. Формирование системы социального обеспечения находится в ведении национальных правительств. Роль Евросоюза заключается в том, чтобы гарантировать европейцам при нахождении на территории любой из стран Евросоюза возможность получать не меньшую социальную поддержку, чем на родине.

Важным аспектом социальной политики в Евросоюзе является опека людей, лишенных либо частично лишенных трудоспособности. Европейской комиссией был разработан План действий в отношении инвалидности, направленный на обеспечение равных общественных и экономических возможностей для людей, лишенных либо частично лишенных трудоспособности.

Еще одно из направлений – это равенство и борьба с разными видами дискриминаций. Оно является одним из приоритетных направлений социальной политики Евросоюза и включает в себя:

- борьба с дискриминацией  по половому признаку. На законодательном  уровне закреплено право женщин  на не меньший заработок, чем  у мужчин;

- борьба с дискриминацией  по возрастному признаку. Обеспечение  людям пожилого возраста достойного  дохода, совершенствование систем  здравоохранения и ухода за  престарелыми людьми, а так же  стимулирование занятости среди  людей пожилого возраста;

- борьба с дискриминацией  по уровню доходов. Евросоюз оказывает  консультативную и материальную  поддержку в вопросах борьбы  с бедностью, поддержки детей, бездомных  и др.

В целом, в рамках единой европейской социальной политики определяется лишь основные направления развития национальных социальных систем. Но аспекты национальной социальной политики, а так же определение конкретных мер и размеров поддержки находится в ведении национальных правительств. Поэтому можно утверждать, что в рамках Евросоюза сформировался и продолжает совершенствоваться механизм проведения социальной политики, опирающийся на отдельные и самодостаточные социальные модели.

Государственная система социальной защиты населения получила условное название государства благосостояния или социального государства.

Согласно классификации социальной политики шведского исследователя Г. Терборна2 по двум критериям – уровня социальных обязательств государства и степени их ориентации на рынок труда и «полную» занятость выделяются четыре категории социальной политики в Западной Европе:

Первая - «сильное» (по степени прямого государственного регулирования социальной сферы) интервенционистское. Социальной политикой охватываются в той или иной степени все слои населения при сильной приверженности «полной занятости». Её содержание не только компенсаторное, но и конструктивное. По мнению Г.Терборна, такая политика проводилась в Швеции, Норвегии, Австрии.

Вторая – «мягкое» государство благосостояния. Преимущественно компенсаторное содержание социальной политики. Социальные обязательства государства, особенно в отношении материальной поддержки малоимущим, при низкой приверженности «полной» занятости. По мнению Г. Терборна, такая политика проводилась в Бельгии, Дании, Нидерландах.

Информация о работе Социальная политика социального государства: основные цели и способы их реализации (на примере развитых стран)