Социальная работа как опредмечивание социального долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:54, реферат

Краткое описание

Социальная работа - молодая в нашем обществе профессия, находящаяся в стадии становления. Однако, несмотря на ее молодость уже стало очевидным, что в обществе высокоразвитой и эффективной, социально направленной рыночной экономики, которым стремится стать российское общество, без социальной работы невозможно продвижение по пути прогресса. Социальные работники, занятые своей профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу.

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реферат.docx

— 35.30 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Омский государственный технический университет»

 Факультет гуманитарного  образования

кафедра социологии социальной работы и политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тищенко Ирина Федоровна

 

Социальная работа как опредмечивание социального долга

Реферат  студента 3 курса ИЗО  гр. ЗСРб - 311

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

профессор В.А. Филатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

Введение

 

Социальная работа - молодая в нашем обществе профессия, находящаяся в стадии становления. Однако, несмотря на ее молодость уже стало очевидным, что в обществе высокоразвитой и эффективной, социально направленной рыночной экономики, которым стремится стать российское общество, без социальной работы невозможно продвижение по пути прогресса. Социальные работники, занятые своей профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу.

Долг социального работника перед своей профессией - реализация ее гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость в глазах общества.  
          В Конституции нашего государства человек провозглашен высшей ценностью, а государство провозглашено социальным, т.е. государством, для которого достижение каждым человеком максимального блага – важнейшая цель деятельности и развития. Человек в Конституции РФ наделен всеми основными правами и гарантиями: на жизнь, свободу, честь и достоинство, жилье, охрану здоровья, образование, труд, социальное обеспечение в случае утраты трудоспособности и другими. Из Конституции следует, что забота о гражданах и реализации ими их прав – естественная сфера деятельности государства и его долг перед гражданами.  
 
          В любом государстве в любой момент времени имеются граждане, не имеющие по объективным причинам возможности реализовать свои права, и вследствие этого нуждающиеся в дополнительной заботе со стороны государства. Поэтому создание и легитимизация в социальном государстве специфического социального института социальной работы, который на профессиональной основе должен оказывать помощь человеку, есть естественное следствие конституционных деклараций. Но и общество в целом не может оставаться равнодушным, если отдельные граждане или социальные группы нуждаются в помощи. Поэтому социальная работа, рассматриваемая как институт помощи человеку в реализации его прав и гарантий, отвечают представлениям о долге современного общества и государства перед этой категорией граждан. В этой связи социальная работа в целом может рассматриваться как опредмечивание долга общества и государства перед человеком.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Долг и ответственность социального работника

перед обществом и государством

 

В Конституции Российской Федерации человек провозглашен высшей ценностью (ст. 2), а государство социальным (ст. 7), для которого главной целью является обеспечение блага его гражданам. Одним из направлений деятельности государства по достижению поставленной цели является создание института социальной работы. Его задачей становится оказание помощи нуждающимся гражданам, имеющим субъективные и объективные ограничения жизнедеятельности, затруднения в реализации своих прав. В отличие от других государственных чиновников социальный работник призван решать проблемы, исходя из личностных особенностей клиентов. Следовательно, долг социального работника состоит в том, чтобы все свои профессиональные знания, душевные качества использовать для выполнения государственной социальной политики.

  Социальная работа в целом может быть представлена как опредмечивание долга общества и государства перед человеком вообще и в особенности перед теми, кто нуждается в особой заботе с их стороны по объективным причинам. Такую заботу от имени общества и государства реализует социальный работник. Социальный работник должен участвовать в определении государственной социальной политики, принимать участие в ее корректировке, исходя из реальных проблем. Он является опорой государства в осуществлении достижения каждым человеком максимального блага. На социального работника возложена ответственность за действия и последствия его деятельности, а также за деятельность его клиента. 

  Социальный работник должен способствовать активному участию клиента в решении своих проблем. Важно направить клиента на поиск верного решения, на нужный путь. Деятельность социального работника должна быть нацелена на улучшение моральной и социальной ситуации в обществе. Долг социального работника перед обществом и государством состоит в том, чтобы сделать клиентов активными членами общества. 

 

 

 

 

  1. Долг и ответственность социального работника

перед своей профессией

 

Кризисная ситуация в России способствовала появлению людей, нуждающихся в квалифицированной помощи, что привело к возникновению системы профессиональной социальной работы, которая еще проходит сложные этапы своего развития. Помогать в устранении причин и последствий возникающих проблем в современной России способны только востребованные социумом высокопрофессиональные специалисты, уважающие свою профессию. В связи с этим наше общество заинтересовано в появлении активно ориентированных профессионалов в социальной работе, неравнодушных к возникающим проблемам, умеющих найти инновационные, эффективные, рациональные пути их решения. С появлением таких специалистов профессиональная социальная работа приобретет высокий статус в обществе.

   Одной из проблем в развитии социальной работы, как отмечает              О.Ю. Макарова, является «неясность профессиональной идентичности». Действительно, понятие «социальный работник» до сих пор понимается и как должность в социальной службе, и как любой сотрудник организации социального обслуживания. Чтобы новая профессия приобрела четкие очертания, необходимо определить критерии профессиональной принадлежности, сформировать привлекательный образ специалиста.  Престиж профессии в значительной мере зависит от отношения к ней государства, от уровня оплаты за нелегкий труд социальных работников, что зависит от качества социальной политики. В повышении престижа профессии также будут иметь значение социально-политические преобразования, имеющие цель обеспечить каждого гражданина социальной защищенностью.

            Престиж профессии во многом зависит от отношения к ней самих специалистов. Престиж профессии – это престиж ее представителей, которые своей деятельностью способствуют росту авторитета профессии в обществе. В свое время М. Вебер писал об отношении к работе то, что священным долгом для себя должен считать каждый человек, занятый той или иной профессией, максимальное усердие в ней.  Деятельность социальных работников будет способствовать развитию авторитета профессии, если будет основана на этических обязательствах. Во-первых, социальный работник должен постоянно пополнять свои знания, быть в курсе последних событий, идти в ногу со временем. Профессионализм рассматривается в этическом кодексе социального работника как требование, наполненное нравственным смыслом. Все свои знания специалист такой гуманной профессии должен реализовывать на практике.

            Важным профессиональным качеством социального работника является стремление к развитию и совершенствованию своих знаний, методов социальной работы. Социальный работник должен владеть методами получения новых знаний, обладать способностью к аналитической деятельности, к творческому, креативному осмыслению теории и практики профессии. 

Во-вторых, моральная ответственность за деятельность организации, в которой работает специалист, достигается благодаря участию социальных работников в коллективных формах ведения социальной работы. Такие формы работы позволяют обмениваться теоретическими знаниями и практическим опытом. Как представитель профессии социальный работник несет ответственность за политику своей организации.

В-третьих, социальный работник должен действовать квалифицированно. Социальный работник обязан использовать все доступные средства, чтобы утверждать в профессиональной деятельности профессионально-этические и правовые принципы. Соответствие профессиональной деятельности этим принципам является свидетельством того, что практика социальной работы не может считаться неквалифицированной. Социальный работник должен критически относиться к некомпетентным действиям своих коллег. Он должен в дипломатичной, тактичной форме давать критические оценки, которые будут способствовать развитию и совершенствованию форм и методов социальной работы, и не допускать неквалифицированную практику социальной работы.

В-четвертых, социальный работник должен участвовать в добросовестной рекламе и информационных компаниях, формирующих положительное общественное мнение о достойных представителях этой профессии, о социальном ее предназначении. Сегодня роль рекламы в жизнедеятельности людей велика. Средства, которые воздействуют на аудиторию, могут быть разнообразными, начиная от газет, радио, телевидения, интернета, наружной рекламы (баннеры) до обычных слухов. Социальный работник, используя разнообразный спектр рекламных возможностей, будет способствовать повышению авторитета профессии, а также информированию о деятельности социальных служб, представителях профессии.

 

 

  1. Долг и ответственность социального работника   перед коллегами

 

Социальная работа является делом всего коллектива социальных работников. Профессиональный долг специалиста – это поддержание своего коллектива, в котором действует социальный работник. В коллективе он развивает свои качества, получает поддержку, защиту своего достоинства. Объединяющим началом социальных работников в коллективе должны быть цели и задачи коллектива, методы и средства работы, разделяемые его членами.

Работа в единой команде, как отмечают Н.П. Махова и В.А. Филатов, в коллективе требует реализации следующих принципов: 1)  подчинения целям коллектива, выражающим профессионально-значимые ценности социальной работы; 2)  обеспечения согласованных действий в выполнении этих целей;         3)  ответственности за деятельность команды, предполагающей необходимость критического отношения к негативным явлениям в деятельности коллег.

В профессионально-этическом кодексе социального работника утверждается необходимость, «выстраивать» отношения между коллегами на принципах уважения, чести, вежливости. Первые два принципа характеризуют сущность нравственных отношений, а вежливость – внешнюю форму взаимоотношений.  Этические нормы по отношению к коллегам регулируют отношения в коллективе, следование которым будет способствовать предотвращению возможных моральных конфликтов. Общение внутри коллектива должно строиться на взаимном уважении друг друга, на профессиональных интересах и убеждениях. Почтительное отношение к коллегам, основанное на признании их точки зрения, творческих находок, укрепляет отношения между коллегами, делает возможным распространение их опыта.

Осознание того,   работники социальной службы трудятся в команде и у них одна высокая цель, будет способствовать становлению чувства гордости за своих коллег, возникновению чувства радости за находки и профессиональный успех других, что ведет к снижению зависти, улучшению климата внутри коллектива. Отсутствие зависти позволит не только честно оценивать квалификацию другого человека, но и не позволит использовать в укреплении своих пози- ций средства, далекие от морали. Например, использование конфликта между руководителем и клиентом в своих корыстных целях. Более того, нравственной является позиция, когда необходимо защищать коллегу, с которым обходятся несправедливо. 

  1. Долг и ответственность социального работника  перед клиентом

 

Социальная работа является многоплановой деятельностью различных социальных институтов, ставящих своей целью оказание помощи нуждающимся, повышение уровня его самоконтроля, развитие способности к самостоятельному решению проблем. Согласно мнению Н.П. Маховой, осознание морального долга перед клиентами предполагает наличие первичных нравственных оснований, способствующих его становлению. Их роль выполняют долг и ответственность социального работника перед обществом и государством, профессией, коллегами.

 Кодекс определяет  интересы клиента как первостепенные  в социальной работе. Социальная  работа предполагает взаимодействие  социального работника со средой, в которой живет клиент, так  как невозможно помочь клиенту, не зная, в каком социальном  окружении он находится. Профессиональная  составляющая социального работника по отношению к клиенту заключается в том, что специалист должен обслуживать клиента лояльно, применяя максимум профессиональных знаний, компетентности. Нравственные ценности должны быть реализованы в делах социального работника. 

Этические обязательства социального работника перед клиентом в кодексе сформулированы в таких формах, как: 1)  абсолютный запрет; 2)  запрет, допускающий его нарушение;      3)  регламентации, которым необходимо следовать.  Согласно вышеизложенному социальная работа как вид профессиональной деятельности находится в рамках деонтологической регуляции. Следовательно, деонтология социальной работы как учение о долге и должном поведении специалиста является центром профессионально- этического учения. Должное поведение призвано обеспечить достижение социально значимого результата.

           Система отношений «социальный работник-клиент» и «социальный работник-окружение клиента» играет в социальной работе важнейшую роль. Эти отношения до некоторой степени детерминированы социальными обстоятельствами: клиент нуждается в содействии социального работника, а социальный работник обязан оказывать помощь. Социальный работник по сути дела не имеет возможности выбирать клиента, а тем более его окружение; клиент же вправе требовать замены социального работника, если для этого есть основания. В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими. 
 
            Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента, и за выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность. Основными требований профессионального долга социального работника в отношении клиента являются: уважение клиента как личности, поддержка и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, уважения со стороны социального окружения.  
 
            Особо следует подчеркнуть такое требование, как изучение внутреннего, духовного мира клиента. Внутренняя, духовная жизнь человека принадлежит только ему самому, является его неотъемлемой собственностью. Приступая к профессиональной деятельности, знакомясь с клиентом и его проблемой, решая (или способствуя решению) этих проблем, социальный работник неизбежно вторгается в личную жизнь индивида, соприкасается с его духовным миром. Поскольку одной из целей социальной работы является способствовать полному раскрытию потенциала личности, ее самореализации, обретению ею самой себя, социальный работник обязан знать внутренний мир своего клиента и умело на него влиять. Однако, поскольку духовный мир человека - наиболее тонкая, деликатная часть его «я», грубое, бесцеремонное вторжение в него может привести к необратимым негативным последствиям. Внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к мыслям, идеям, интересам клиента, его эмоциям и переживаниям на основе уважения личности поможет социальному работнику выполнить этот его профессиональный долг по отношению к клиенту. 
 
           При этом социальный работник всегда должен исходить из того, что каждый человек есть ответственная, сознательная личность. Это значит, его клиент, несмотря на то, что он обратился за помощью, признав собственную несостоятельность в решении некоторых вопросов, в значительной мере отвечает сам за себя. В соответствии с этическими принципами клиент вправе принимать решения о своей собственной судьбе, а значит, он должен нести за них ответственность. В таком подходе видна вся сложность взаимоотношений социального работника и его клиента, долга специалиста и его клиента: специалист профессионально подготовлен к своей деятельности, он обладает знаниями, навыками, опытом, имеет соответствующие полномочия и доступ к ресурсам. Его профессиональный долг – оказать клиенту необходимую помощь, используя все свои возможности и ресурсы. Клиент, напротив, не обладает знаниями, или навыками, его полномочия и ресурсы ограничены, казалось бы, он не должен принимать решения и нести за него ответственность. Однако это неверно. Задача социального работника в такой ситуации состоит в том, чтобы обеспечить возможность ответственного принятия клиентом решения, а значит, предоставить ему всю необходимую информацию о возможных способах решения проблемы, последствиях возможных решений, ресурсных затратах, преимуществах и недостатках каждого из возможных решений и т.п. В этом случае он вправе ожидать, что клиент, принимающий решение о своей судьбе, разделит со специалистом и ответственность за все последствия. Таким образом, долг социального работника позаботиться о благе клиента не противоречит ответственности клиента за самого себя. 
 
             Значительную роль в социальной работе играют отношения, складывающиеся между социальным работником и социальным окружением клиента - его родными и близкими, друзьями и соседями. Специалист всегда видит в социальном окружении своего клиента не только объект воздействия, но и своего союзника в решении проблем клиента, т.е. субъект социальной работы, поскольку близкие, как правило, объективно заинтересованы в улучшении условий жизнедеятельности своего родственника, друга, соседа. Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания - профессиональный долг социального работника. Однако для плодотворного сотрудничества специалист должен объективно оценивать возможности социального окружения клиента, степень его сплоченности готовности включиться в совместную деятельность, мнение окружающих по поводу обстоятельств и личности клиента, а также, что немаловажно, степень индивидуализма и эгоизма членов окружения (в том числе и их группового эгоизма). Социальный работник обязан постоянно искать средства для повышения заинтересованности и возможности участия социального окружения в решении проблем клиента, выполнения отдельных этапов и разделов общей работы, формировать общественное мнение в пользу своего клиента. Создание крепкого, творчески работающего неформального коллектива, объединенного единством целей и задач - объективная потребность сотрудничества с социальным окружением клиента. Такой творческий коллектив, созданный усилиями социального работника с учетом мнения клиента, обладает большим потенциалом.  

Информация о работе Социальная работа как опредмечивание социального долга