Социальная работа с детьми «группы риска» в условиях современной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 15:50, практическая работа

Краткое описание

Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
Закон РФ «Об образовании»
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)

Вложенные файлы: 1 файл

Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конвенция ОО.ppt

— 898.00 Кб (Скачать файл)

Социальная работа  с детьми «группы риска» в условиях  современной школы

 

Подготовил:

Директор 

МБОУ «Разинская СОШ»

Буяров А.А.

Работа с семьей «группы  риска» и подростком должна проводиться  на основе знания следующих  нормативных документов:

 

  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
  • Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)
  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)

Дети - социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.

 

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.

 

Поэтому, когда говорят  о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под  воздействием некоторых нежелательных  факторов, которые могут сработать  или не сработать

Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних

Наиболее распространенные  типы неправильного воспитания:  

 

  • 1. Неприятие.

 

  • Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта.

 

Наиболее распространенные  типы неправильного воспитания:  

 

  • 2. Гиперсоциальное воспитание.

 

  • Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость.

 

Наиболее распространенные  типы неправильного воспитания:

 

  • 3. Тревожно-мнительное воспитание,
  • наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.

 

Наиболее распространенные  типы неправильного воспитания:

 

  • 4. Эгоцентрический тип восприятия – 

 

  • ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.

 

  • Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
  • К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям.

 

 

  • Медицинские
  • Социальные
  • Учебно-педагогические
  • Поведенческие

Медицинские

 

  • Имеют хронические заболевания внутренних органов
  • Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи
  • Часто и длительно болеют
  • Состоит на учете у психоневропотолога
  • Перенесли сложные медицинские операции
  • Перенесли стрессы
  • Леворукие дети (левша)
  • Другое

 

Социальные

 

 

  • Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку
  • Живут в малообеспеченной семье
  • В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)
  • Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса
  • Самовольный уход из дома
  • Другое

 

Учебно-педагогические 

 

 

  • Имеют стойкую неуспеваемость
  • Пропуски занятий без уважительных причин
  • Пропускают отдельные предметы без уважительных причин

 

Поведенческие

 

  • Нарушение поведения 
  • Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями
  • Повышенная тревожность
  • Употребление наркотических веществ
  • Табакокурение
  • Токсикомания
  • Гиперактивность
  • Другое

 

Работа с детьми «группы  риска» включает:

 

  1. социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»
  2. выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье
  3. изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность

Стадии работы с семьей и подростком

 

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ

 

1.1 Обнаружение семьи (или) подростка, находящегося в ТЖС

1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности

1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС

 

II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА

 

2.1 Социальная адаптация

2.2 Социальная реабилитация

2.3 Мероприятия по  защите прав

2.4 Оказание помощи  семье

2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство

III. УСТРОЙСТВО И ДАЛЬНЕЙШАЯ  ПОДДЕРЖКА

 

3.1 Оказание различных  видов помощи семье

3.2 Семейное устройство  подростков, оставшихся без попечения  родителей

3.3 Устройство детей-сирот  в соответствующие государственные  учреждения

Выявление обучающихся «группы риска»

 

Индикаторы неблагополучия  обучающегося можно выявить в  следующих сферах жизнедеятельности:

 

  • Учебная деятельность
  • Взаимоотношения со сверстниками
  • Взаимоотношения со взрослыми
  • Проведение свободного времени
  • Отношение к труду и профессиональная ориентация
  • Поведение и поступки

Способы получения  необходимой информации:

 

  • Анализ журналов групп
  • Опрос мнения преподавателей об обучающемся
  • Анализ учета посещаемости занятий
  • Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
  • Беседы с родителями обучающегося
  • Социометрические исследования
  • Наблюдения
  • Беседы с обучающимся
  • Запрос информации от психолога
  • Запрос информации с предыдущего места учебы

На этапе сбора  и обработки информации о семье  используются диагностические методы:

 

  1. Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
  2. Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
  3. Опрос – устный и письменный (анкетирование)
  4. Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
  5. Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
  6. Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра

На этапе оказания  помощи семье и подростку «группы  риска» применяются:

 

  1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
  2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
  3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
  4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
  5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение

Методы социально-психологической  помощи:

 

 

  1. Консультирование
  2. Тренинг
  3. Социальный патронаж

Численность родителей

Социальное положение  родителей

Образование родителей

Социальный статус  
семей учащихся

Статус неполных  семей

Формы работы

  • Посещение семей.
  • Педагогический практикум.
  • Вечер вопросов и ответов.
  • Круглые столы с участием родителей.
  • Консультации для родителей.
  • Родительский и педагогический патруль.
  • Проведение малых педсоветов.
  • Проведение классных часов по анализу проблемных ситуаций.
  • Месячник «Мои права».
  • Проведение групповых коррекционных занятий с учащимися «группы риска»
  • Вовлечение учащихся «группы риска» в общешкольные мероприятия.

Информация о работе Социальная работа с детьми «группы риска» в условиях современной школы