Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 13:06, курсовая работа
В настоящее время социальная работа с молодежью в нашей стране представлена разного рода организациями, как на профессиональном, так и на непрофессиональном уровне.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты социальной работы с молодежью в условиях общественных объединений
Глава II. Отечественный опыт социальной работы с молодежью в общественных объединениях
Заключение
Список литературы
Приложения
Содержание
Введение……………………………………………………..
Глава I. Теоретические аспекты социальной работы с молодежью в условиях общественных объединений……………………
Выводы по I главе……………………………..
Глава II. Отечественный опыт социальной
работы с молодежью в общественных объединениях…………….............
Выводы по II главе…………………………..
Заключение ………………………………..
Список литературы…………………………
Приложения……………………………………………..
Введение
Актуальность выбранной темы. В настоящее время социальная работа с молодежью в нашей стране представлена разного рода организациями, как на профессиональном, так и на непрофессиональном уровне.
Интерес в нашей
стране к этой тематике вызван
тем, что необходимо помочь
каждому человеку стать,
На сегодняшней день, как мы уже отмечали ранее, эта тема достаточно актуальна, но, как и любое социальное направление, она сталкивается с разными препятствиями и проблемами.
Именно поэтому, необходимо выявить какие направления социальной работы с молодежью в России, именно на непрофессиональном уровне, признаются наиболее перспективными и развивающимися в условиях современной России, именно эта проблема, которая встает перед нами, как исследователями, является ключевой для того, чтобы определить, как необходимо развиваться социальной работе именно в этом направлении.
При этом необходимо отметить, что теоретической разработкой этой проблемы занимаются такие известные исследователи социальной работы как: В.В. Колков, А.И. Ковалева, В.А. Луков, И.И. Фришман, А.В. Волохов, М.И. Рожков и ряд других специалистов в этой области. На практике, именно на непрофессиональном уровне, огромный вклад в развитие и реализацию молодежных программ внесла Т.Г. Деревягина и другие специалисты, занимающиеся этой проблемой.
Но необходимо еще отметить, что, несмотря на большие достижения по реализации молодежных программ, направленных на решение абсолютно разных проблем молодежи по прежнему остается ряд проблем, которые еще не совсем поняты, изучены и конкретно сформулированы методы по их решению. Таким образом, сложилось явное противоречие в том, с одной стороны решается ряд молодежных проблем, но с другой стороны некоторые проблемы остаются просто без внимания, что свидетельствует об актуальности проблемы исследования «Социальная работа с молодежью в современной России: непрофессиональный уровень».
Цель нашего исследования - изучение и анализ содержания социальной работы с молодежью в России на непрофессиональном уровне.
Объектом нашего исследования является социальная работа с молодежью в России.
Предметом исследования будет социальная работа с молодежью на непрофессиональном уровне.
Мы рассматриваем такую тему как «Социальная работа с молодежью в современной России: непрофессиональный уровень». На сегодняшней день, как мы уже отмечали ранее, эта тема достаточно актуальна, но, как и любое социальное направление, она сталкивается с разными препятствиями и проблемами.
Таким образом, необходимо
выявить какие направления
Соответственно для достижения какой-либо цели перед нами встает ряд задач:
1. рассмотреть проблемное поле социальной работы с молодежью.
2. изучить содержание социальной работы с молодежью в условиях общественных организаций.
3.выявить типологию общественных объединений, работающих с молодежью.
4. проанализировать опыт социальной работы с молодежью в условиях общественных объединений.
5. определить региональный аспект социальной работы с молодежью на непрофессиональном уровне.
6. выявить сущность
программной деятельности
Методы исследования: теоретические: анализ и теоретическое обобщение литературы по проблема, связанными с социальной работой с молодежью в России;
диагностические: наблюдение, тестирование, интервьюирование; статистические: методы измерения и математической обработки данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ.
Апробация исследования: некоторые результаты исследования были представлены автором на студенческой научной конференции в апреле 2009года.
База исследования: Тамбовская областная общественная организация «Молодежные инициативы».
Структура курсовой работы: Работа содержит введение, две главы по три параграфа, выводы по каждой главе, заключение, библиографический список, приложения; изложена на ……страницах машинописного текста, включает…приложений. В список литературы включено….источника.
Глава I. Теоретические аспекты социальной работы с молодежью в условиях общественных объединений
§ 1.1. Проблемное поле социальной работы с молодежью
Современная российская
молодежь оказалась в сложных
условиях общественного развития, характеризующихся
проявлением таких социально-
Говоря о проблемах молодого поколения можно отталкиваться от повышения роли социальной работы в становлении личности молодого человека, в связи с тем средствами социальной работы решатся следующие задачи:
- обеспечение молодежи
- создание условий
для самостоятельной,
- содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;
- внедрение постоянно
действующей системы поддержки
деятельности детских и
Следовательно, отталкиваясь от данных задач социальной работы с молодежью можно определить круг проблем, касающихся данной категории населения.
По мнению исследователей, занимающихся данной проблематикой, Н.Ф. Басова, Ж.А. Захаровой, проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди, а затем и все общество в целом, прежде всего, исходят из их семей. Так, к примеру, одной из острых социальных проблем является детская беспризорность и безнадзорность, а также рост социальных болезней в молодежной среде, среди которых особую тревогу вызывает продолжающаяся наркотизация и алкоголизация молодого поколения.
Сегодня, молодежь является предметом многих общественных дисциплин. Социологи, например, исследуют сущность молодежи как общественной группы, особенность ее социального положения, роль и место в обществе; устанавливают критерии возрастных границ; изучают способы деятельности молодого поколения, процесс социализации молодых людей, их роль и место в структурах власти и т.д.
Специально изучаются социальные механизмы взаимодействия общества и молодежи, так как социальное развитие молодежи связано с обновлением общественной системы, является одним из компонентов развития общества. В современном российском обществе приобрели остроту такие проблемы, как социальное расслоение молодежи, ее участие в рыночных отношениях, различные формы поведения и т.д.
Медицина и биология заняты изучением здоровья молодежи, функциональных и морфологических особенностей различных систем организма и многим другим.
Социальную работу интересуют психологические и педагогические аспекты развития молодежи, демографические изменения в этой социальной группе. К началу XXI века в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность составляет более 32 млн. человек, или 22% от всего населения страны.
Естественное изменение
численности населения
Следует также выделить проблему социального здоровья студентов, которая тесно связана с демографическими условиями современной России.
В рамках распространения социальных болезней и их роста следует отметить проблемы, связанные с ростом наркомании, алкоголизма. При этом самое страшное заключается в том, что подавляющее большинство потребителей наркотиков и алкоголя – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.
На этом фоне немало проблем связано со здоровьем молодых людей, резко снизилось его качество. Возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается увеличение числа венерических заболеваний и СПИДа.
В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. Но в тоже время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие из них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних пяти лет составляет от 30% и выше.
Также на одном из первых мест стоят социально-экономические проблемы молодежи. Их решению призвано содействовать молодежное предпринимательство. Поэтапно развивается комплексная система организаций, содействующих молодежному предпринимательству: региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес инкубаторы, центры деловой поддержки и другие; оказывается государственная поддержка и проводится стимулирование молодежного предпринимательства в производственной, научно-технической, инновационной сферах, сфере оказания услуг населению.
Об остроте социального
положения молодого поколения
в российском обществе говорят
и явления социальной
Следует отметить, что данные проблемы пробрели свое отражение в обществе за достаточно продолжительный период времени. Особое внимание мировой общественности к проблемам молодых было привлечено уже в 1985г. в связи с проведением Международного года молодежи. По итогам года генеральной Ассамблеей ООН принята «Всемирная программа действия, касающаяся молодежи, до 2000 года и последующий период» от 13 марта 1996г., которая включает 10 приоритетных направлений деятельности: образование, занятость, ликвидация голода и нищеты, здравоохранение, охрана окружающей среды, борьба со злоупотреблениями наркотическими средствами, борьба с преступностью среди несовершеннолетних, организация досуга; девушки и женщины, полноправное и эффективное участие молодежи в жизни общества и процессе принятия решений. Но на этом работа, связанная с программами по улучшению положения молодежи не заканчивается.