Социальная роль личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 06:54, контрольная работа

Краткое описание

Социальная роль -- это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ WordPad.doc

— 94.55 Кб (Скачать файл)

Социальная роль личности

Социальная роль -- это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли -- формы проявления и развития личности, а их успешная реализация -- залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей. 
 
 
 
 
 
 

2.1.  Социальное поведение 
 

C термином «поведение» в науке связывается активность, система действий,

которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде,

притом у животных только к природной, а у человека -- и к социальной. Эта

адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально

заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или

перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем,

адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования

принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение

представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы

которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным "набором

возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и

программами. Присущей только человеку формой отношения к действительности

является деятельность, которая, в отличие от поведения, не

ограничивается приспособлением к существующим условиям -- природным или

социальным,-- а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая деятельность

предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в

ее основании программ.  Люди выступают при этом не просто исполнителями

заданной программы поведения -- хотя бы и активными, находящими новые

оригинальные решения в рамках ее осуществления,-- а создателями, творцами

принципиально новых программ действий. В случае адаптивного поведения при всей

его возможной активности и оригинальности цели действий в конечном счете

заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств

достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение

целенаправленно, целесообразно. Свобода означает преодоление давления

заданных человеку условий -- будь то внешняя природа, социальные нормы,

окружающие люди или внутренняя ограниченность,-- как факторов, детерминирующих

его поведение, предполагает способность строить собственную программу

действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной

ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более

широкий контекст бытия. Взаимодействие индивида и общества с точки зрения

социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной

стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные

качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать

продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и

человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою

индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам

культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его

нельзя признать личностью. Индивидуальное и социальное действия соотносятся

как контролируемое и контролирующее. Акт социального (группового) действия,

выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное

поведение, сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или

негативного), предопределяющего характер последующих индивидуальных актов, в

силу чего эти акты являются реакцией на социальные действия. Эти акты

закрепляются в поведении или устраняются из него в зависимости от реакции

социальной среды (группы, класса, общества в целом). В свою очередь реакция

социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей

(в морали, в праве, в идеологии и т. д.) социальной шкалы оценок, производной

от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной

группы, класса, общества в целом. Индивидуальное действие, вступая в

социальный мир, получает свое определение извне, его сущность, социальный смысл

и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных

действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов,

включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д. Подобные, хотя и не

формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т.

д., образуя нормативную структуру соответствующих социальных групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.  Ролевая концепция личности 

 

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных

групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих

групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему

предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек

должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой -- как друг, в третьей --

как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

     Социальная роль -- соответствующий принятым нормам способ поведения людей

в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных

отношений. Освоение социальных ролей -- часть процесса социализации личности,

непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.

Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного

воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и

деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты

поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким

образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент

адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не

идентифицируясь с ролью. Ролевая концепция личности возникла в американской

социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила

распространение в различных социологических течениях, прежде всего в

структурно-функциональном анализ.

    

   2.3.  Социальное поведение в представлении психологов и социологов

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества

взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди

создают свое «зеркальное Я», состоящее состоит из трех элементов:

Ø            того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я

уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

Ø            того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что

видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

Ø            того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

(Видимо, я буду всегда так причесываться)

Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса

развития нашего «Я». По мнению Мида, процесс формирования личности включает три

различные стадии. Первая -- имитация. На этой стадии дети копируют

поведение взрослых, не понимая его.  Затем следует игровая стадия,

когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача,

пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим

мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, -- это

следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". Третий этап, по Миду,

стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только

одного человека, но и всей группы. Ролевая теория личности описывает ее

социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и

"социальная роль". Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только

один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный, или

интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор,

профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике

(одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности),

так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях

и т. д.)

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный --

это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий' и заслуг личности.

Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.

Информация о работе Социальная роль личности