Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:10, контрольная работа
Во второй половине 1990-х годов социологические исследования позволили получить довольно сложную реалистическую картину социальной дифференциации и стратификации россиян. Так, к верхнему социальному слою относится политическая и экономическая элита, высшая бюрократия, генералитет; к среднему — мелкие частные предприниматели, представители бизнес-профессий, финансисты, интеллигенция, работники торговли, сервиса, квалифицированные рабочие, крестьяне; к нижнему — технические служащие, люди без квалификации и профессии, люмпены.
Очевидно, что переход от старого типа стратификации к новому в России происходит путем постепенных изменений. Существующая стратификационная система носит промежуточный характер, сплавляя воедино старые и новые группирования.
Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть: Социальная структура общества
1.Понятие социальной структуры общества, историческая последовательность ее формирования………………………………………………………………………4
2. Этническая структура общества………………………………………………..6
3. Демографическая структура общества………………………………………....8
4. Профессионально – образовательная структура общества………………….11
5. Социально – экономическая структура общества…………………………….12
6.Специфика социально – экономической стратификации современного российского общества……………………………………………………………………………17
Библиографический список………………………………………………………21
Введение…………………………………………………………
Основная часть: Социальная структура общества
1.Понятие социальной структуры общества,
историческая последовательность ее формирования………………………………………………
2. Этническая структура общества………………………………………………..6
3. Демографическая
структура общества………………………………
4. Профессионально – образовательная структура общества………………….11
5. Социально – экономическая
структура общества…………………………….
6.Специфика социально –
Библиографический список………………………………………………………21
Общенаучное понятие «структура» (от лат. structure) интерпретируется как совокупность функционально связанных между собой элементов, составляющих внутреннее строение объекта. При этом в качестве важнейших характеристик структуры выступают: целостность, упорядоченность элементов, устойчивость взаимосвязей.
Социальная структура—частный случай структуры вообще. Она представляет собой сеть устойчивых, упорядоченных связей между отдельными элементами социальной системы. Несмотря на то, что в социологии этот термин получил распространение только в середине XX века, структурный подход к изучению общества представлен уже у О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса.
Различают
социальную структуру общества
в целом, охватывающую
Социальные
структуры отличаются
Во
второй половине 1990-х годов социологические
исследования позволили
Очевидно,
что переход от старого типа
стратификации к новому в
1.Понятие социальной структуры общества, историческая последовательность ее формирования.
В широком смысле понятие социальной структуры
в обществе обычно употребляют в следующих
основных смыслах: «социальная структура
общества» – это строение общества в целом,
система связей между всеми его основными
элементами. При таком подходе социальная
структура характеризует все многочисленные
виды социальных общностей и отношения
между ними. В узком смысле термин «социальная
структура общества» чаще всего применяется
к социально-классовым и социально-групповым
общностям. Социальная структура в этом
смысле – это совокупность взаимосвязанных
и взаимодействующих друг с другом классов,
социальных слоев и групп. Исходя из этих
двух определений, можно сделать вывод,
что социальная структура общества –
это своеобразная иерархическая система,
сложившаяся в обществе, которая состоит
из такого основного элемента, как определенная
группа людей, объединенных сходством
интересов, ценностей, норм поведения
и находящихся в более или менее систематическом
взаимодействии на почве этих интересов.
Причем эти элементы (социальные группы)
составляют единую систему, но отличаются
друг от друга по различным социально-значимым
признакам: экономическим, политическим,
духовным и др. Нельзя не отметить,
что социальная группа состоит, в свою
очередь, из индивидов (людей), занимающие
определенные позиции (статусы) в обществе.
Объединение индивидов (групп) в общности,
происходит по различным статусным признакам,
например этническим, демографическим,
профессионально-
Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.
Типология социальных структур чаще всего рассматривается по двум основаниям:
1) в зависимости от уровня развития разделения труда и характера господствующих социально-экономических отношений (К. Маркс): рабовладельческая (рабы, рабовладельцы, ремесленники, жрецы, философы), феодальная (крепостные крестьяне, феодалы, сословия ремесленников, священнослужителей, купцов), капиталистическая (пролетариат, буржуазия, фермерство, интеллигенция), социалистическая (рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция);
2) по социально-историческому
Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Выделяют следующие исторические типы обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. Отношения собственности характеризовались господством общинной и государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная структура традиционного общества носила сословный характер, была стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось общинными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла. В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом, это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям. Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.
Индустриальное общество. В процессе перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).
Постиндустриальное общество. Модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д.Беллом, Э.Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту численности «среднего класса». Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от средств массовой информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.
Этническая общность людей – совокупность людей, объединенных общими этническими признаками и осознающих свою принадлежность к данному этносу. Этническая группа – устойчивая группа людей, имеющих общую историю, обычаи и идентичность, а в большинстве случаев и язык, и религию, осознающих себя как единое целое. Этническая группа, как правило, существует в пределах национального государства, либо на определенной территории в составе государства (автономная республика, область, округ, район), что позволяет ее представителям активно взаимодействовать и воспроизводить в каждом последующем поколении структуру своего этноса.
Структура этноса включает:
1) язык (речь, манеру общения, мимику, жесты);
2) бытовую культуру (одежду, приготовление пищи, вид и обстановку жилища);
3) обычаи и традиции (праздники, обряды, типичные модели поведения, трудовую, досуговую и иную деятельность);
4) этническое самосознание (самоидентификацию – осознание себя, принадлежащим к той или иной группе, в данном случае – этнической);
5) этническое родство (чувство
этнической солидарности –
6) самоназвание (этноним, например, русские, украинцы, американцы).
Этносы возникли в глубокой древности, существуют сегодня и, очевидно, сохранятся в обозримом будущем, придавая своеобразие социокультурным общностям людей. Исследователи выделяют четыре исторических формы существования этнических групп:
1) Род. Представляет собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и производственной и социальной. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья.
2) Племя. Более высокой исторической формой общности людей в пределах той же первобытнообщинной формации явилось племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее продолжают оставаться кровнородственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. Когда возникает парная семья, появляется тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кровнородственных связей от этнических общностей