Социально-ориентированное управление в XVIII-XIXвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:29, доклад

Краткое описание

В конце XVIII - начале XIX в. началось движение за защиту прав трудящихся, возникшее в результате нарастания социальной напряженности в обществе, связанной с его расслоением, противопоставлением труда и капитала в сознании и практической деятельности. Известную роль сыграли и гуманистические философские идеи, продиктованные не только прагматичностью их носителей и инициаторов, но и формированием идеи человеческой общности.
Практическое воплощение идей социально ответственного бизнеса получило, пожалуй, наиболее явное выражение в деятельности английского промышленника, социалиста-утописта и социального реформатора XIX в. Роберта Оуэна (1771 — 1858)

Вложенные файлы: 1 файл

ксо 1.docx

— 20.75 Кб (Скачать файл)

Социально-ориентированное  управление в XVIII-XIXвв.

В конце XVIII - начале XIX в. началось движение за защиту прав трудящихся, возникшее в результате нарастания социальной напряженности в обществе, связанной с его расслоением, противопоставлением труда и капитала в сознании и практической деятельности. Известную роль сыграли и гуманистические философские идеи, продиктованные не только прагматичностью их носителей и инициаторов, но и формированием идеи человеческой общности.

Практическое воплощение идей социально  ответственного бизнеса получило, пожалуй, наиболее явное выражение в деятельности английского промышленника, социалиста-утописта и социального реформатора XIX в. Роберта Оуэна (1771 — 1858)

 

Преследуя цель создания «сельского кооператива», Оуэн на собственные  средства выкупил обанкротившуюся  прядильную фабрику в г. Нью-Ланарке (Шотландия) и сразу же приступил к делу, создавая благоприятные условия на рабочих местах своей фабрики.

В начале XIX в. его фабрика была весьма крупным бизнесом, требующим выходящих за пределы потребностей владельцев более мелких предприятий уровня управления и методов производственного контроля. После банкротства положение на фабрике было плачевным, и Оуэн первым делом попытался набрать новых работников с целью быстро улучшить качество рабочей силы. Однако на заре промышленной революции кандидаты в наемные работники либо имели небольшой опыт работы с машинами, либо вообще им не обладали. Оуэн обнаружил, что «преобладающее большинство рабочих безынициативны, несдержанны, нечестны и бежали от правды». Ему также пришлось «иметь дело с нерадивыми аморальными менеджерами, злоупотреблявшими воровством, растратами и пьянством».

Р. Оуэн ввел на своей фабрике  новую практику управления. Она включала ежедневный или еженедельный учет запасов  сырья, незавершенного производства, готовой  продукции. Кроме того, фабрикант  ввел систему контроля труда наемных  рабочих.

По итогам дня на рабочих местах на всеобщее обозрение устанавливались  знаки, соответствовавшие оценке труда  работников, — деревянные дощечки  разных цветов. Черный цвет означал  плохую работу. Учет полученных оценок был вменен в обязанность мастеров и контролеров. Оуэн был фанатиком  дисциплины и стремился всеми  силами противодействовать зарождающемуся беззаконию, хотя его рабочие отнеслись  к нововведениям без энтузиазма.

Тем не менее благодаря стараниям Оуэна Нью-Ланарк превратился в привлекательное место, прозванное впоследствии «индустриальным оазисом» в пустынной местности Шотландии. В Нью-Ланарке были запрещены злоупотребления в отношении детского труда, соблюдались законы о детском труде. При фабрике были организованы детские сады для детей рабочих, что позволяло работать обоим родителям, фабрика строила дороги в городе, открывала народные школы, где дети работников фабрики и всего города получали школьное образование.

Оуэн выступал за то, чтобы  больше времени и внимания уделялось  людям, или, как он выражался, «живым машинам». На своей фабрике он попытался  реализовать многие идеи будущей социальной справедливости: общинная собственность и управление; воспитание детей вне семьи и привитие им «подлинных ценностей»; человек должен быть чист и опрятен, обеспечен всем необходимым для достойного существования. Программа Оуэна включала следующее: регулируемые часы работы для всех, законы о детском труде, народное образование, обеды на предприятии за счет компании и вовлечение компании в планирование быта коммуны.

Кроме этого, Оуэн активно  управлял связями между бизнесом и остальным миром. Он вошел в деловую элиту г. Глазго, принимал участие в деятельности местной торговой палаты, играл важную роль в социальной и политической жизни города.

Фабрикант использовал свои связи  в верхах и для подготовки документов о реформах в сфере образования  и изменениях в экономической  системе. Он критически оценивал влияние  индустриализации на положение рабочего класса.

Его фанатичная вера в то, что все с ним согласились  бы, если бы только узнали правду о несправедливостях, происходящих на фабриках в отношении  рабочих и их семей, не нашла отклика. В конечном счете, Оуэн оказался не только наивным. Он не понимал природу  человеческого поведения, хотя и  стремился ее усовершенствовать. Нью-Ланарк стал своеобразным памятником человеку, которого стали называть капиталистом-благотворителем и утопическим социалистом.

Цель теоретических изысканий  и практических экспериментов Р. Оуэна заключалась в нахождении новых способов организации экономической  системы, которые позволили бы повысить заработную плату рабочим и предоставить им гарантии занятости, даже во время  кризисов перепроизводства. Например, в 1815 г. он убедил своих союзников  в парламенте предложить Закон о  детском труде, в соответствии с  которым запрещалась работа на фабриках детей до 10 лет. Кроме того, он предлагал  ограничить рабочий день 10 ч. Однако все его предложения встретили  сопротивление со стороны большинства  фабрикантов, и в 1819 г. к разочарованию  Р.Оуэна, парламент принял менее  радикальный закон.

В 1825 г. Оуэн опубликовал  свой труд «Новый взгляд на общество», где были представлены результаты его социальных экспериментов на собственной фабрике и в городе. Таким образом, впервые в истории управления он определил управление не как институт полицейского управления, а скорее как деятельность совокупности личностей, ответственных за использование человеческих и других ресурсов в процессе достижения организационных или корпоративных целей.

Успешная деятельность в  Нью-Ланарке окрылила Оуэна, и он приходит к убеждению, что необходимо продолжать реформы путем изменения трудового законодательства. Он решил отправиться в Америку, где народ стремился к свободе и заботился о своих ближних. В городке Новая Гармония (штат Индиана) он пытался повторить и усовершенствовать эксперимент Нью-Ланарка. Но, к сожалению, снова ошибся, составив неправильное суждение о характере (или об отсутствии характера) своих сограждан. Эксперимент в Новой Гармонии закончился неудачей, и Оуэн вернулся в Англию, где включился в создание национального профсоюза рабочих, который оказался столь же неприемлемым, как и его сельский кооператив.

Таким образом его практические начинания (организация опытных коммунистических колоний в США и Великобритании) потерпели неудачу, но предложенные им идеи и проекты переориентации работодателей на социальную ответственность перед трудящимися сыграли положительную роль как в осознании рабочими своих прав, а предпринимателями и чиновничеством - необходимости государственного и международного регулирования социально-трудовых отношений.

Одним из ярких примеров социально-ориентированного управления является  корпоративный  город Пульман. Для решения проблемы с кадрами в своей компании, занимавшейся постройкой вагонов для железных дорог, Джордж Пулльман основал в Чикаго территорию для компактного проживания рабочих, которую нарекли Пулльман-тауном.

В 1880 году Джордж Пулльман купил 4 тыс. акров земли неподалеку от Чикаго и начал строить город для собственных работников - город Пульмана, где сосредоточилось все основное производство капиталиста. Осознавая, что его личное процветание зависит от рабочего класса - Пулльман понимал, насколько важно обеспечить рабочим комфортное существование, стабильность, и возможность для образования.

На то, чтобы создать город  Пульмана - было потрачено 8 миллионов  долларов, сумма баснословная по тем  временам. Были возведены аккуратные типовые домики для рабочих, и  более солидные дома для инженеров  и управленцев. Были построены школы, церкви, театр, библиотеки, банки, магазины, был обустроен парк, были проведены современные системы водоснабжения, канализации и отопления. В этом городе жили только те, кто работал на Пулльмана, и их семьи. Для самого Пульмана и заезжих гостей - в городе был построен отель, который носил имя дочери магната - Флоренс. Все здесь принадлежало фирме - все помещения, даже церковь, сдавались в аренду. Плата за жилье и за коммунальные услуги вычиталась из зарплаты работников. Контролировал город один человек - Джордж Мортимер Пулльман. Таким образом Пулльман-таун можно считать прообразом социального пакета.

 


Информация о работе Социально-ориентированное управление в XVIII-XIXвв