Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:17, курсовая работа
Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограни¬ченными возможностями») – это дети, имеющие столь значи¬тельные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами спе¬циального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе ме¬дицинских показаний специальными медико-педагогическими ко¬миссиями.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: социальная педагогика
на тему:
Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов
Оглавление
Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограниченными возможностями») – это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе медицинских показаний специальными медико-педагогическими комиссиями.
Однако сложившаяся в нашей стране система специальных учебно-воспитательных учреждений для этой категории детей, а также теоретические и научно-практические исследования в области специальной педагогики не в полной мере отвечают требованиям конвенции, поскольку они традиционно были ориентированы, прежде всего, на решение вопросов обучения и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями. Проблемы же их социализации и социальной адаптации, которые как раз и обеспечивают полноценное вовлечение таких детей в социальную жизнь, не были предметом специального внимания ни ученых, ни практиков. Это объясняется тем, что вся система помощи этим детям в основном была ориентирована на их изолированное от общества существование, а поэтому данные аспекты проблемы не были актуальными.
Современные требования обусловливают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с различными категориями детей, имеющих ограниченные возможности. Помощь им должна быть направлена на их более полную самореализацию и социализацию, на максимально возможное включение их в жизнь общества и социальные отношения, на преодоление изолированности, замкнутости их существования.
Таким образом, актуальность исследования определяется возникшими в современном обществе противоречиями:
Цель курсовой работы является: изучение специфики социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, а также разработка программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Объект: дети-инвалиды.
Предмет: работа социального педагога, направленная на социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями.
Исходя из поставленной цели мы определили следующие задачи:
– исследовать особенности социально-педагогической реабилитации;
– выявить сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
– разработать программу социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Теоретическая ценность исследования: теоретическое значение исследования состоит в том, что: его положения (цели и задачи, принципы, условия, понимание сущности и содержания) уточняют и дополняют теоретические основы раздела социальной педагогики о социальных отклонениях, их предупреждении и преодолении. Теоретическая значимость состоит также в выявлении основ социальной работы с детьми-инвалидами; в выявлении и в раскрытии методов социально-педагогической реабилитации.
Практическая ценность исследования: заключается в том, что нами разработана программа социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Программа может быть использована в социально-педагогической работе социального педагога с детьми-инвалидами в специализированных учреждениях.
Методологическую основу составили: научные исследования в области социальной педагогики, психологии, а также анализ психолого-педагогического опыта работы Центров реабилитации детей с ограниченными возможностями следующих авторов: С.Н. Кавокин, М.А. Галагузова, Т.В. Зозули, В.А. Никитиной и многих других.
Для решения поставленных задач и проверки разработанной гипотезы применялся комплекс следующих методов исследования: теоретические –метод анализа и синтеза; системный анализ, позволяющий охарактеризовать ситуацию; метод моделирования, применяемый при разработке комплексной программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Структура работы: курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» был разработан ряд целевых федеральных и региональных программ, объединяющих усилия различных ведомств в этой области. В сложившейся социально-экономической ситуации продолжение социальной политики в отношении инвалидов путем расширения им перечня льгот вряд ли может быть признано целесообразным и осуществимым.1 Приходится соизмерять реальные возможности, состояние бюджета и актуальность приведения тех или иных мер. В России льготы и компенсации инвалидам никогда не были привязаны к оценке нуждаемости и доходов инвалида или его семьи. В настоящее время назрел вопрос о целесообразности оказания адресной помощи с учетом реальных потребностей инвалида. Необходимы и другие подходы к решению проблемы.
Особую актуальность приобретает программа развития медико-комплексной социальной реабилитации инвалидов. Она предусматривает социальную защищенность и предоставление широких возможностей для восстановления утраченных функций трудоспособности, роста личностного потенциала, интеграции в общество.
Развитие комплексной реабилитации инвалидов имеет огромное социальное значение, в первую очередь по причине ее взаимосвязи с системой общественных отношений и их воспроизводства. Данная взаимосвязь имеет сложный и многоуровневый характер. Общественные отношения включают в себя широкий спектр взаимоотношений людей, начиная от духовных, социально-психологических, социокультурных и кончая социальными, экономическими, политическими и т.д. Кроме того, и процесс воспроизводства народонаселения, и процесс воспроизводства совокупного общественного продукта осуществляются в их опосредовании общественными отношениями того или иного рода.
Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством важнейших из аспектов – составных частей системы общественных отношений осуществляется следующим образом:
Во всех этих общественных отношениях, находящихся в постоянном воспроизводстве, так или иначе, в зависимости от характера и уровня духовного развития отдельных людей и состояния духовной составляющей их общественных отношений всегда присутствует взаимосвязь данных отношений с:
а) потенциальной возможностью потери по причине инвалидности трудоспособности в детском возрасте;
б) фактически наступившей инвалидностью для части членов общества;
в) мероприятиями, проводимыми в обществе, по комплексной реабилитации инвалидов в образовательных учреждениях различного типа, социальном функционировании.
В одних обществах данные отношения строятся на принципах высокой духовности и гуманизма, в других – на началах пессимизма со стороны инвалидов и холодной расчетливости, сочетаемой с жестокостью, со стороны общества.
Развитие в членах общества сочувственного отношения к инвалидам, стремления оказать им разнообразную помощь формирует в человеческой среде в человеческой среде отношения гуманизма, сотрудничества и взаимопомощи, улучшает социокультурную составляющую общества, облагораживает его социальную психологию.
Духовная, психологическая, социокультурная готовность общества взять под свою защиту инвалидов создает у всех здоровых граждан чувство социальной защищенности перед лицом различных превратностей судьбы.
3. Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством социальных общественных отношений.
Комплексная реабилитация
инвалидов в меру ее ресурсного обеспечения
и действенности позволяет
В свою очередь, для ресурсного, организационно-управленческого и
правового обеспечения процесса комплексной
реабилитации инвалидов в рамках социальных
отношений общества должны быть созданы
соответствующие социальные механизмы,
направленные на осуществление комплексной
реабилитации инвалидов возможно более
полным и эффективным образом. Такие механизмы
должны постоянно воспроизводиться на
расширенной основе при их качественном
улучшении.
4. Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством экономических общественных отношений.
Воспроизводство той части экономических
отношений, которая особенно тесно взаимосвязана
с процессом комплексной реабилитации
инвалидов, создает экономические основы
pecypcного и организационно-
В свою очередь, характер, полнота, направленность, интенсивность комплексной реабилитации инвалидов оказывают существенное воздействие:
5. Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством научно-технических и технико-технологических отношений.
Комплексная реабилитация
инвалидов оказывает определенн
Вышеназванные процессы способствуют развитию предприятий реабилитационной индустрии, дальнейшему продвижению направлении технико-технологического обеспечения комплексной реабилитации инвалидов, что, в свою очередь, создает условия для более полного и эффективного вовлечения все возрастающего числа инвалидов в такой процесс производства, который отличается высокой технической оснащенностью, применением наиболее совершенных достижений научно-технического прогресса.
6. Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством политических общественных отношений.
В любом обществе инвалиды, соответственно и процесс их социальной реабилитации играют определенную роль в политических отношениях, структурах и механизмах, проведении политического курса, следовательно, задействованы и в процессе воспроизводства политических отношений. В зависимости от социального, политического положения инвалидов в обществе, степени удовлетворения их разнообразных потребностей, прежде всего, жизненно важных, действенности мероприятий в рамках комплексной реабилитации инвалидов формируется воздействие инвалидов в качестве социальной группы на политические процессы и структуры, определяются характер направленность такого воздействия.
7. Взаимодействие комплексной реабилитации инвалидов свое производством международных общественных отношений. Процесс общественного воспроизводства неизбежно выходит за рамки национально-государственных границ, соответственно международные отношения всех видов воспроизводятся, как правило, на расширенной основе. Данный процесс интегрируется по мере развития глобализации.
Международные общественные отношения охватывают также инвалидов, опосредуют в определенной мере и процесс их комплексной реабилитации. Это проявляется во все более широком диапазоне параметров, начиная от международного разделения труда и кооперирования производства в области разработки и изготовления разнообразных технических средств и приспособлений, медикаментов и т.п., необходимых для повышения действенности комплексной реабилитации инвалидов, и кончая проведением спортивных международных соревнований среди инвалидов, участием их в международном туризме. При этом инвалиды, будучи задействованными в комплексной реабилитации, с одной стороны, принимают участие в развитии соответствующих международных общественных отношений, с другой – пользуются их результатами для повышения своего жизненного уровня, который во многом зависит от того, насколько эффективно реализуются общественные и индивидуальные программы в области комплексной реабилитации инвалидов.3
Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов